Вопросы для повторения. 1. Назовите отличительные черты культуры Возрождения



1. Назовите отличительные черты культуры Возрождения.

2. Как возникла теория «разлома» между средними веками и Воз­
рождением? Почему сегодня наука не поддерживает тезиса о «раз­
ломе»?

3. В чем отличие в отношении к античности между деятелями Воз­
рождения и представителями средневековой схоластики? Что помогло
деятелям Возрождения почувствовать свою дистанцированность от
античности?

4. Каково происхождение гуманизма Возрождения? В чем его су­
щество?

5. Как проявился в эпоху Возрождения культ творческой индиви­
дуальности?

6. Какие плоды принесла характерная для Возрождения установ­
ка на самореализацию личности?

7. Почему гуманизм Возрождения оказался тесно связанным с
пристальным вниманием к культуре слова, к словесному творчеству?

8. Назовите выдающихся представителей гуманизма Возрождения.

9. Когда и как возникло понятие диалектики? Каковы характер­
ные черты диалектики Возрождения?

10. В чем состоят особенности художественной культуры Воз­
рождения?

11. Как обосновывает Леонардо да Винчи превосходство живо­
писи над другими формами познания мира?

12. Что понимается под Северным Возрождением? Почему Се­
верное Возрождение оказалось тесно связанным с церковной Ре­
формацией?

13. Охарактеризуйте взгляды Эразма Роттердамского. В чем со­
стоят особенности его критического отношения к римско-католичес­
кой церкви?

14. Каков смысл учения Лютера об «оправдании верой»? Какой
доктрине римской церкви противопоставил свое учение Лютер?

15. Разъясните учение Кальвина об «избранности к спасению».
Какие критерии определяют, кто из людей относится к числу избран­
ных? Объективным или субъективным критериям отдается предпоч­
тение?

16. Какие последствия имела деятельность Кальвина в Женеве?


Под западноевропейской философской классикой будем пони­мать философию XVII — начала XIX в. в Европе. Это период бурно­го развития философской (как и общественно-политической) мысли в странах европейского континента, отличающийся рядом специфических черт. Он связан с именами мыслителей, чьи труды составили эпоху в развитии культуры христианского ареала, во многом определив ее облик на длительный период, включая и наши дни. Речь идет о следующих мыслителях: Ф. Бэкон (1561—1626), Р. Декарт (1596-1650), Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704), Г. Лейбниц (1646-1716), Д. Юм (1711-1776), И. Кант (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинг (1775-1854), Г.В. Гегель (1770-1831).

Западноевропейская философская классика ~ особый фено­мен в контексте культурного и философского развития, обладаю­щий специфическими чертами, существенно отличающими его от предшествующих и последующих этапов эволюции философской мысли.

В западноевропейской философской классике ярко выразились осо­бенности духовного и культурного пути Европы, определившие роль европейского менталитета и основанных на ней достижений — интел­лектуальных, культурных, экономических и материальных — в составе мирового сообщества. При ретроспективном взгляде вполне очевидно, что эта роль оказалась чрезвычайно значительной. Отсюда ясно также и значение философской классики: с учетом последующего мирового развития можно без преувеличения говорить о всемирно-историчес­ком характере ее влияния.



Глава I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: