1. Назовите отличительные черты культуры Возрождения.
2. Как возникла теория «разлома» между средними веками и Воз
рождением? Почему сегодня наука не поддерживает тезиса о «раз
ломе»?
3. В чем отличие в отношении к античности между деятелями Воз
рождения и представителями средневековой схоластики? Что помогло
деятелям Возрождения почувствовать свою дистанцированность от
античности?
4. Каково происхождение гуманизма Возрождения? В чем его су
щество?
5. Как проявился в эпоху Возрождения культ творческой индиви
дуальности?
6. Какие плоды принесла характерная для Возрождения установ
ка на самореализацию личности?
7. Почему гуманизм Возрождения оказался тесно связанным с
пристальным вниманием к культуре слова, к словесному творчеству?
8. Назовите выдающихся представителей гуманизма Возрождения.
9. Когда и как возникло понятие диалектики? Каковы характер
ные черты диалектики Возрождения?
10. В чем состоят особенности художественной культуры Воз
рождения?
|
|
11. Как обосновывает Леонардо да Винчи превосходство живо
писи над другими формами познания мира?
12. Что понимается под Северным Возрождением? Почему Се
верное Возрождение оказалось тесно связанным с церковной Ре
формацией?
13. Охарактеризуйте взгляды Эразма Роттердамского. В чем со
стоят особенности его критического отношения к римско-католичес
кой церкви?
14. Каков смысл учения Лютера об «оправдании верой»? Какой
доктрине римской церкви противопоставил свое учение Лютер?
15. Разъясните учение Кальвина об «избранности к спасению».
Какие критерии определяют, кто из людей относится к числу избран
ных? Объективным или субъективным критериям отдается предпоч
тение?
16. Какие последствия имела деятельность Кальвина в Женеве?
Под западноевропейской философской классикой будем понимать философию XVII — начала XIX в. в Европе. Это период бурного развития философской (как и общественно-политической) мысли в странах европейского континента, отличающийся рядом специфических черт. Он связан с именами мыслителей, чьи труды составили эпоху в развитии культуры христианского ареала, во многом определив ее облик на длительный период, включая и наши дни. Речь идет о следующих мыслителях: Ф. Бэкон (1561—1626), Р. Декарт (1596-1650), Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704), Г. Лейбниц (1646-1716), Д. Юм (1711-1776), И. Кант (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинг (1775-1854), Г.В. Гегель (1770-1831).
Западноевропейская философская классика ~ особый феномен в контексте культурного и философского развития, обладающий специфическими чертами, существенно отличающими его от предшествующих и последующих этапов эволюции философской мысли.
|
|
В западноевропейской философской классике ярко выразились особенности духовного и культурного пути Европы, определившие роль европейского менталитета и основанных на ней достижений — интеллектуальных, культурных, экономических и материальных — в составе мирового сообщества. При ретроспективном взгляде вполне очевидно, что эта роль оказалась чрезвычайно значительной. Отсюда ясно также и значение философской классики: с учетом последующего мирового развития можно без преувеличения говорить о всемирно-историческом характере ее влияния.
Глава I