Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка
Анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребенка
Наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с социальными службами и учреждениями
Убеждение, беседа
Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.)
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.
Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, — представление интересов ребенка в
правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.
Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-социально-психолого-педагогических проблем.
Вопросы для самоконтроля
1.Какова сущность понятий «попечительство» и «опека»?
2. Как развивалась система попечения детей-сирот в России?
3. Каковы основные виды попечения детей-сирот в России в настоящее
время?
4. В чем особенности работы социального педагога с приемной семьей?
5. В чем особенности работы социального педагога в детском доме?
Литература
1. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк..
-М.,1993.
2. Воскобойникова С. А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах со
врем, сиротства: Кн. для учителя. — М., 1989.
3. Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта работы. — М., 1983.
4. Егошина В. Н., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального
обеспечения детей в России. — М., 1993.
5. ЛихановА. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. — М., 1987.
6. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост.
В. С. Мухина. — М., 1991.
7. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: (История и современ
ность). — М., 1994.
8. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения
/ Под ред. М. Н. Лазутовой. — М., 1995.
9. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-соци
ально-психологические проблемы). — М., 1994.
10. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? — М.,
1997.