Имеется много способов достичь поставленной цели. Например, во время переговоров можно предложить цену и сказать «так или никак» или постепенно ее изменять количеством. Чтобы добиться своего, можно взывать к справедливости или заниматься шантажом. С более или менее одинаковой частотой встречается девять вариантов маневрирования.
1. Справедливость и разумность (беспристрастность).
2. Ультиматум (все или ничего).
3. Эскалация (постепенно возрастающие требования).
4. Бюджетные игры (определение общей цены).
5. Шантаж (плати или...).
6. Покусывание (отыгрывание в свою пользу мелкими порциями).
7. Пересечение интересов (одновременные переговоры по поводу многочисленных, сильно различающихся контрактов).
8. Невозможность переговоров (завышенные требования, имеющие целью создать тупиковую ситуацию).
9. Обратный аукцион (конкурентная борьба на
переговорах).
Некоторые из перечисленных моментов могут показаться незнакомыми.
Ультиматум выдвигается, когда одна сторона, которая не собирается менять ничего, кроме незначительных деталей, начинает переговоры с того, что выносит на обсуждение окончательное предложение. В течение долгого времени «Дженерал Электрик» использовала против рабочих тактику «соглашайтесь или уходите». Результаты бывали
различными.
Цель маневра пересечение интересов — найти связь между уже существующими и будущими контрактами и объединить их в идущих в настоящее время переговорах. Два покупателя могут одновременно вести переговоры с большой компанией поставщика, не зная об этом. Если же можно сделать так, чтобы эти переговоры пересеклись, одна компания может оказаться в более выгодном положении, чем другая.
Эскалация представляет собой хитроумный маневр, который работает следующим образом: после того как стороны приходят к соглашению, одна из сторон увеличивает свои требования. Гитлер с успехом использовал этот трюк в своих отношениях с Чемберленом. В описанном раньше эксперименте семь человек запросили 2 миллиона долларов вместо 1 075 000 долларов, указанных в инструкции. Время от времени в аэрокосмическом бизнесе продавец перед самым началом переговоров решает поднять первоначальную цену своего продукта. Ошарашенный покупатель начинает отчаянно бороться за первоначальную цену вместо того, чтобы добиваться более низкой. Поводом к эскалации могут служить как экономические, так и тактические соображения. Опытный покупатель понимает смысл этого маневра и не принимает новых условий.
Два других маневра имеют чисто практический интерес.
Бюджетные игры используются покупателями из-за их внешней законности. Продавцу предоставляют фиксированную сумму, вокруг которой и сосредоточиваются дальнейшие переговоры. Если продавец соглашается с бюджетными ограничениями, ему приходится снизить цену и объем работы.
Продавцу никогда не следует исходить из убеждения, что бюджет незыблем, не ознакомившись досконально с принципами финансирования и не убедившись, что иные источники финансирования недоступны. Бюджет выглядит очень жестким, но на самом деле это не так. Опытный инспектор может перемещать со счета на счет большие суммы денег, если на него оказывается давление. Ограничения, которые производят впечатление очень жестких, могут быть ослаблены, если удается пересмотреть сроки действия и целевое назначение бюджета.
Удивительная особенность бюджетных маневров проявляется в том, что продавцы часто сами ставят себя в затруднительное положение. Покупатель или технический руководитель просит продавца за много месяцев до того, как принят окончательный проект или определено количество товара, назвать приблизительную стоимость. Продавец, заранее стремящийся удовлетворить покупателя, называет какую-то сумму. После этого он оказывается как бы пленником названного числа, так как покупатель уже включает его в расчеты стоимости окончательного продукта на рынке.
Маневр обратный аукцион имеет подтекст, внешне находящийся в пределах этических норм, но иногда оказывающийся крайне суровым. Используя этот маневр, покупатель ведет переговоры одновременно с двумя или тремя компаниями, причем так, что каждая компания думает, что у ее конкурентов есть преимущества. Несколько лет тому назад я столкнулся с таким маневром в самой возмутительной форме. Я представлял одного из трех поставщиков, вместе со мной ожидавших в прихожей приглашения в комнату переговоров. Я испытывал на редкость неприятные ощущения, потому что намечавшийся заказ был очень крупным, а наш предварительный задел по этому заказу — очень незначительным.
Единственная возможность борьбы с этим маневром — тщательный анализ и первоклассная организация внутренних систем коммуникации. Надо быть убежденным в правоте своего дела и исследовать возможности оппонента так, словно никакой конкуренции не существует. Можно ожидать, что оппонент приоткроет свои намерения и тем самым даст сигнал, обозначающий, что можно менять тактику.