Глава I научно-технический прогресс

Небывалый прогресс науки и техники во многом определил не­повторимое своеобразие XX в. Последствия научно-технического про­гресса прослеживаются буквально во всех сферах жизни современного человека. Принято считать, что развитие науки и техники в XX в. яви­ло невиданную революцию, в результате которой наука стала решаю­щей частью технологии, как промышленной, так и всякой иной. Та­ким образом, речь может идти о технологической революции. Сущность последней усматривается в масштабном применении и распростране­нии технологий, составленных на основе новейших теоретических достижений. Сама технология стала наиболее ценным продуктом. Со­временное положение лишь с небольшим преувеличением может быть охарактеризовано так: «Кто владеет наиболее передовой в научно-техническом отношении технологией, тот владеет всем».

В XX в. нашел свою полную реализацию процесс превращения науки из формы познания законов мироздания в главное средство


преобразования мира на основе его познания. Положение науки сегод­ня радикально отлично от предшествующих эпох, когда ученый вос­принимался в качестве чудака-одиночки, с жадным любопытством разгадывающего загадки природы. Современную науку делают науч­ные коллективы (что, однако, не исключает роли личности-творца), организованные по универсальным принципам, а к технологиям и их применению имеют отношение все. Новые технологии радикально изменили мир человека и сам характер его бытия. Кроме того, они превратили деятельность человека в один из внутриприродных факто­ров (например, в фактор геологический), мощь которого сравнима, а порой и превосходит силы самой природы. Многие природные про­цессы теперь протекают не так, как они могли бы протекать в отсут­ствие человеческой деятельности. Человек стал геологической силой планетарного масштаба.

У истоков технологической революции лежала научная революция конца XIX — начала XX в. В этот период был сделан ряд выдающихся открытий, радикально изменивших представления о законах природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую (постклассическую) науку, которая по ряду существенных характе­ристик отлична от прежнего типа научного знания. Последнее стало теперь восприниматься как классическое.

Классическая наука возникала начиная с XVII в. В ее основе лежа­ли разработанные И. Ньютоном методы классической механики и мате­матического естествознания в целом, базировавшегося на достижениях математики Р. Декарта, Г. Лейбница и др. Такой тип научного знания предполагал определенную картину мира, которую с позиций неклас­сических (современных) приходится признать упрощенной. Обратим внимание на некоторые ее черты — более подробно этот вопрос будет рассмотрен в последующем.

Во-первых, картина мира классической науки предполагала до­минирование в природе однозначных и определенных законов — ди­намических — и почти не уделяла внимания законам статистическим (вероятностным). Во-вторых, она строилась на предпосылке возмож­ности полного исключения (элиминации) субъекта, т.е. человека, из объекта познания — представимости природы так, «как будто бы че­ловека не было». В-третьих, исходила из понимания самого человека в качестве сугубо или по преимуществу рационального существа — роль иррационального, темного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась. Картина мира классической науки создавала почву для веры в достижимость абсолютного торжества на­учного разума, веры, согласно которой все общественные и челове­ческие проблемы в скором времени будут решены за счет развития науки. В течение нескольких веков своего развития классическая наука обогатила человеческую мысль рядом блестящих достижений в самых различных отраслях знания.



Постклассическая наука не отвергла достижений научной класси­ки, хотя на первых порах создавалось впечатление, что речь идет именно о разрушении самого фундамента прежнего научного знания. Однако вскоре выяснилось, что необходимо вести речь о радикальном рас­ширении научных горизонтов, о значительном усложнении научной картины мира. Со второй половины XIX в. следует серия научных от­крытий, знаменовавших собой становление нового, отличного от клас­сического типа научного знания.

Одним из первых в этом ряду стало создание Дж. Максвеллом те­ории электромагнитного поля, потребовавшее введения в основы фи­зики некоторых принципиально новых положений. Затем последовали открытия, связанные с обнаружением радиоактивности (А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и др.), приведшие в дальнейшем к созданию М. Планком квантовой теории. Квантовая теория ввела физику в своеоб­разный мир элементарных частиц, закономерности которого поражают своей необычностью и странностью в сравнении с закономерностями классической физики. Создание А. Эйнштейном теории относительнос­ти, постулировавшей постоянство скорости света и возможность уско­рения и замедления течения времени, укрепило уверенность в необыч­ности (неклассичности) тезисов новой науки. К этому следует добавить пересмотр оснований математики, приведший к созданию теории мно­жеств, а также развитие новой логики, существенно отличной от той, которая была заложена Аристотелем и просуществовала без серьезных изменений более двух тысячелетий. Новые теории позволили дать фи­зическую интерпретацию неэвклидовой геометрии Г. Римана и Н. Ло­бачевского, идеи которых не могут не выглядеть удивительными при сопоставлении с привычной геометрией Эвклида.

Панорама научных достижений первых десятилетий XX в. не ис­черпывается, конечно, названными открытиями. Не случайно драма­тическим событиям в научном мире того времени посвящена обшир­нейшая литература. Однако и названных достаточно, чтобы сделать вывод о новизне и необычности — неклассичности — новой науки. В течение последующего времени эти достижения развивались и обо­гащались, осмысливались под различными углами зрения. Вскоре мно­гие из них принесли свои практические результаты, воплотившись в разнообразные технические устройства.

К 40 гг. созрели условия для превращения того, что ранее было лишь теоретическими выкладками, в материальную форму техничес­ких достижений. К этому периоду относятся становление электрони­ки, приведшее к созданию первых ЭВМ, применение радиолокации, телемеханики и автоматики, создание ядерного оружия и начало ра­боты над термоядерным, разработка проектов мирного использова­ния энергии атома, экспериментальных реактивных самолетов, в том числе со сверхзвуковой скоростью, широкое внедрение радио, пер­вые шаги телевидения и многое другое.

25-781


Технологическая революция XX в. явилась продолжением и каче­ственным развитием промышленной революции XIX столетия. Пер­вый этап технологической революции связан с автоматизацией про­изводственных процессов. Автоматизация стала принципиально но­вым шагом по сравнению с механизацией, которая являлась характерной чертой промышленной революции прошлого. Механизация означала замену мускульной энергии человека и животных энергией машин. Паровые, а затем электрические машины еще в XIX в. позволили со­здать крупную индустрию. Автоматизация явилась следующим шагом на этом пути. Теперь человек получил возможность не только исполь­зовать энергию машин взамен мускульной, но и создавать и исполь­зовать специфические рабочие органы машин, во многом заменявшие человеческую руку. Особенно интенсивно процесс автоматизации по­шел после второй мировой войны, начиная с конца 40—50-х гг.

Следующим этапом технологической революции стала информа­тизация. Информатизация связана с широким внедрением компьюте­ров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи. Компьютер стал уникальным средством автоматизации интел­лектуальной деятельности. Если все прежние средства автоматизации касались лишь сферы материального труда, облегчали работу рук, но не головы, то компьютерно-информационные технологии затронули непосредственно интеллектуальную сферу. Информационные возмож­ности вследствие происшедших перемен не просто возросли много­кратно, но стали несопоставимы с докомпьютерной эрой.

Значение информационной революции было осознано в 70-80-е гг. С этого времени резко возрастает значение информации как мощней­шего средства воздействия на общественные процессы и человека. Вне­дрение спутниковой связи и иных способов распространения информа­ции резко увеличивает возможности радио и телевидения, в том числе и их воздействие на массовое сознание, а следовательно, на направлен­ность и ход социальных процессов. Борьба за контроль над средствами массовой информации становится частью политической борьбы, кото­рая ведется как внутри страны, так и на международной арене. Однако информатизация сделала невозможным изолированное существование отдельных стран; стремление отгородиться от процессов, происходя­щих за пределами страны, стало в полном объеме неосуществимым.

Блистательные достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека. Последствия технологической революции мно­гообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для духовного развития в самых разнообразных направле­ниях. Однако, как выясняется, сама по себе техника автоматически не влечет за собой прогресса в духовно-нравственной и культурной облас­тях. Скорее дело обстоит так, что научно-технические достижения выс­тупают фактором усложнения духовной ситуации, которая с XX в. ста­новится значительно более многообразной и запутанной по сравнению


с предшествующими эпохами. Власть техники выдвигает множество ос­трейших проблем, требующих решения. Достаточно назвать проблему ядерной безопасности и экологическую угрозу. Они лишь составная часть целого комплекса проблем, сегодня хорошо известных.

Социальное значение техники столь очевидно, что не оспаривается никем из философов XX в. Различия между философскими направлени­ями связаны с различиями в оценке этой роли. Часть мыслителей оцени­вает эту роль как исключительно положительную, связывая с прогрес­сом техники большие надежды. Такой взгляд следует характеризовать как технократический. Другая часть мыслителей подходит к оценке роли техники более осторожно, указывая не только на преимущества, созда­ваемые научно-техническим прогрессом, но и на опасности. Этот взгляд следует квалифицировать как гуманитарный. Представители гуманитар­ного подхода высказывают озабоченность не только относительно про­блем, порождаемых научно-техническим прогрессом (типа ядерной и экологической), но главным образом относительно того, что перед ли­цом технического могущества человеку грозит опасность «утраты соб­ственного лица». Иначе говоря, человек, уверовав во всемогущество технических достижений, может незаметно для себя утратить ценности гуманитарного характера, такие, как способность сочувствовать и со­страдать ближнему, ценности добра и красоты. В этом случае возникла бы угроза дегуманизации общественных, межчеловеческих отношений. Эта угроза вполне реальна, и ее реальность можно наблюдать повсюду, в том числе и в нашей стране. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем в основном придерживаться гуманитарного подхода.

На протяжении столетия волны технократических настроений и ожиданий возникали неоднократно. Как правило, они были связаны с новым прорывом в области науки и техники. Так, в начале 60-х гг. особые надежды возлагались на автоматизацию. Несколько позже — на решение проблемы термоядерного синтеза, что предоставило бы в распоряжение человечества практически неисчерпаемые источники энергии. В 70—80-е гг. популярны стали упования на прогресс биоло­гической науки, суливший заманчивые перспективы в области ген­ной инженерии и в других направлениях. Характерно, что каждый раз очередное достижение воспринималось как своеобразная «палочка-выручалочка», как волшебный ключ, открывающий дверь к мгновен­ному решению всех проблем. Сегодня такие же надежды некоторые авторы возлагают на информатизацию и компьютер1.

См., например: Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,
 

Особое значение имеет то, что технический прогресс характеризу­ется свойством принципиальной непредсказуемости своих последствий, в ряду которых оказываются и те, которые имеют негативное значение. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готов-

25'


ности, чтобы уметь ответить на вызовы того, что создано им самим: искусственный мир технических устройств способен принести не только пользу, но и нанести непоправимый ущерб человеку и среде обитания. История философского развития XX в. свидетельствует о напряжен­ных поисках ответов на вызовы техники, о драматической трудности осознания грозящих опасностей, когда на место легкомысленной уве­ренности в преходящем и незначительном характере трудностей, с од­ной стороны, и паническому страху перед отрицательными последстви­ями технического прогресса — с другой, приходит мужественное осоз­нание необходимости неустанной и кропотливой работы. Едва ли хоть один крупный философ XX в. оставил без внимания вопросы осмысле­ния роли техники. Очевидно, что итогом философского осмысления научно-технического прогресса прежде всего следует признать понима­ние важности постоянного «отслеживания» негативных последствий раз­вития науки и техники. Задача осознания опасности и выработки адек­ватной реакции, исключающей как неумеренное восхваление техни­ки, так и проклятия в ее адрес, — не есть задача одноразового решения. Она встает вновь и вновь, каждый раз как бы заново. Каждое последу­ющее поколение должно решать ее самостоятельно, впрочем, не за­бывая об уроках прошлого и думая о будущем.

Глава II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: