Основные идеи эстетики Просвещения возникли и получили развитие в Англии. Почву для этих идей подготовили Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Томас Гоббс (1588-1679). Бэкон - лорд-канцлер Англии - был родоначальником английского материализма, осуждал средневековую схоластику за умозрительность и догматизм, боролся за очищение разума от заблуждений (так называемых идолов рода, пещеры, площади, театра) и полагал, что все проблемы общественного развития могут быть решены на путях научно-технического прогресса. Бэкон был не только своеобразным технократом, но и активным сторонником «опытных наук». Он умер, простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод предохраняет мясо от порчи (и тем самым продемонстрировать эффективность разрабатываемого им экспериментального метода). Бэкон посвятил проблеме прекрасного один из своих «Очерков», в котором утверждал, что прекрасное - это объективное свойство самой природы.
С иных позиций освещал эту проблему Гоббс. Согласно его точке зрения, прекрасное имеет смысл лишь в отношении к человеку. Все вещи, которые являются предметами наших стремлений, мы обозначаем именем «благо» (надо помнить, что понятие блага с конца XIX века вытесняется понятием ценности). Вещь есть благо, если по ее достижении мы испытываем удовольствие. «Красота, - говорил Гоббс, - есть признак будущего блага. Если мы красоту наблюдаем в действиях, то мы называем ее добродетелью. Если эта красота заключается в форме, то мы ее называем красотой формы» [4].
|
|
Вообще для эстетики английского Просвещения отождествление прекрасного и приятного, прекрасного и доброго становится весьма характерным. Английские просветители часто называют различные признаки красоты и нам может показаться, что в этом нет ничего оригинального. Однако надо иметь в виду, что новое здесь - в попытке дать психологическое истолкование самого процесса восприятия указанных признаков. Английские сенсуалисты второй половины XVII
первой половины XVIII веков детально исследовали пере-
живание при восприятии прекрасного. Так, Джозеф Аддисон (1672-1719) анализировал воздействие гармонии, пропорциональности и симметричности, Фрэнсис Хетчесон (1694-1747) - гармонии, симметрии и единства в многообразии, Генри Хоум (1696-1782) - правильности, единообразия, порядка и простоты. Хоум при этом отмечал, что существует два рода прекрасного: прекрасное само по себе и прекрасное в отношении к человеку. Прекрасное первого рода постигается чувствами, а прекрасное второго рода - разумом, поскольку предполагает представление о пользе. Выдающийся мастер английской живописи и теоретик искусства Вильям Хогарт (1697-1764) в качестве основного признака красоты называл гармоническое сочетание единства и многообразия (змеевидную линию), а Эдмунд Бёрк (1729-1797) к объективным условиям проявления красоты относил небольшие размеры предметов, гладкость их поверхности, чистую и блестящую окраску, разнообразие в расположении частей и некоторые другие.
|
|
Своеобразную позицию в этих вопросах занимал Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713) - английский граф, философ-моралист, представитель деизма, оказавший значительное влияние на эстетическую мысль Франции (Дидро) и особенно Германии (Гаман, Гердер, Гёте, Шиллер). Шефтсбери был активным поборником свободы мысли, выступал против церковной религиозности и скрытой проповеди эгоизма в христианстве. Его учение носило заметный отпечаток платонизма. Космос представляет собой прекраснейшую гармонию. Диссонансы и зло существуют лишь в отдельных частях мироздания и лишь оттеняют красоту целого. Присущая Шефтсбери эстетизация мира связана с утверждением эстетического характера нравственного совершенства, неразрывного единства нравственности и подлинной красоты. Низшей является красота предметов и человеческого тела; более высокой ступенью прекрасного выступает все, что относится к области духовной жизни; высшая ступень красоты - это Бог, живой формирующий принцип, главный источник красоты физической и духовной.
Скептическую позицию по отношению к божественной субстанции занимал Дэвид Юм (1711-1776). С просветителями его сближала критика доказательств бытия Бога и защита
' Заказ № 299
194 |
Наиболее общие категории эстетики
деизма. Юм язвительно высмеивал религиозный культ и обрядность, веру в чудеса и надежды на молитвы, неоднократно выражал отвращение к религиозной морали и отрицал загробную жизнь. Вместе с тем, будучи крайним субъективистом и релятивистом, в лагере теоретиков эстетики английского Просвещения, Юм стоял несколько особняком, хотя у него и можно выявить некоторые взгляды, роднящие его с Шефтс-бери. В эссе «О норме вкуса» Юм писал: «Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту. Один может видеть безобразное даже в том, в чем другой чувствует прекрасное, и каждый должен придерживаться своего чувствования, не навязывая его другим» [5]. Юм сводил основное содержание своей эстетики к психологии восприятия, утверждая, что прекрасное просто-напросто совпадает с удовольствием вообще. При этом отличие эстетических эмоций от эмоций всех других видов оказывалось для Юма неразрешимой задачей.
Французский философ-просветитель Этьен Бонно де Кон-дильяк (1715-1780) находился под сильным влиянием идей родоначальника английского Просвещения Джона Локка и развивал сенсуалистическую теорию познания. Кондильяк переработал и перенес на французскую почву толкование категории прекрасного в традициях английской эмпирической эстетики. Он отвергал декартовскую теорию врожденных идей и считал, что развитие способностей человека, в том числе и способности воспринимать прекрасное, определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием.
Видный французский философ-деист, писатель и историк Шарль Луи Монтескье (1689-1755) отвергал теологическое мировоззрение Фомы Аквинского, а также религиозный фанатизм и инквизицию. Он явился основоположником географического направления в социологии и доказывал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Монтескье ставил вопрос о соотношении красоты и пользы и пришел к выводу, что «когда нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной пользы, мы называем его прекрасным».
|
|
Лекция V
195
л <7 и
Выдающимся представителем французского Просвещения был философ, писатель, теоретик искусства, организатор и редактор знаменитой «Энциклопедии» Дени Дидро (1713-1784). Он являлся вождем французского материализма XVIII века, убежденным противником феодального строя, абсолютизма, церкви и феодально-клерикального мировоззрения. В своих теоретико-познавательных взглядах Дидро исходил из идей английского Просвещения, но в то же время оставался глубоко оригинальным мыслителем.
Первый шаг способности мышления, считал Дидро, состоит в анализе наших восприятий, в их объединении, сопоставлении, в установлении между ними отношений. Упражнение наших способностей, которое начинается сразу же после рождения человека, помогает нам получить идеи порядка, расположения, симметрии, пропорции, единства и т. п. От представлений о множестве слаженных, симметричных, пропорциональных предметов мы переходим к отвлеченному понятию о слаженности, симметричности, пропорциональности или к отвлеченному отрицательному понятию о диспропорциональности, беспорядке и хаосе. Симметричность, пропорциональность, соразмерность, единство и т. п. и есть не что иное, как конкретные проявления красоты. Все эти явления Дидро обобщал в~понятии отношений. Наличие отношений делает предметы прекрасными. Отношение - это качество, вследствие которого красота появляется,! возрастает, принимает бесконечно разнообразные формы, уменьшается и совсем исчезает. «Итак, - писал Дидро, - я называю прекрасным вне меня все, что содержит в себе нечто, способное пробудить в моем уме идею отношений, а прекрасным по отношению ко мне - все, пробуждающее эту идею» [6]. Дидро подчеркивал, что следует строго различать формы, присущие самим предметам, и то понятие, которое мы о них имеем. А это означает, в свою очередь, что нельзя смешивать объективную и субъективную стороны прекрасного или то, что он называет реально прекрасным и прекрасным в нашем восприятии: «Думаю ли я или не думаю о фасаде Лувра, все части, которые его образуют, имеют, независимо от этого, ту же самую форму и так же расположены одна относительно другой» [6].
|
|
196
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
Дидро не ограничивался делением отношений на реальные и воспринятые. Наряду с отношением «реально прекрасное - прекрасное в нашем восприятии*, он выделял еще один существенный аспект - «реально прекрасное - относительно прекрасное*. Одно дело, если мы рассматриваем предмет изолированно и имеем в виду только то, что в частях, из которых он состоит, мы замечаем порядок, симметрию, пропорциональность и т. п. (в этом смысле каждый цветок прекрасен), и другое - если мы рассматриваем предмет с точки зрения его отношения к другим предметам этого же рода и замечаем, что по сравнению с ними он пробуждает в нас «наибольшее количество представлений об отношениях» {этот цветок в сравнении с другими цветами).
Если мы воспринимаем отношения в явлениях природы, перед нами естественно прекрасное, если в нравах — морально прекрасное, в литературном сочинении - литературно прекрасное, в музыкальной пьесе - музыкально прекрасное. Прекрасное проявляется в изяществе, в полезности, в величии, оно бесконечно разнообразно. Но это, считал Дидро, не делает понятие отношений химерой. «Быть может, на всей земле не найдется двух людей, которые в точности увидели бы в том же самом предмете те же самые отношения и которые приписали бы ему одну и ту же степень красоты. Но если бы нашелся хоть один человек, на которого никакой вид отношений не производил бы впечатления, мы бы сказали, что это полнейший идиот <...> Во всех этих случаях мы остались бы столь же далеки от скептицизма, ибо в нашу пользу свидетельствовал бы весь остальной человеческий род» [6, с. 325-326]. Дидро не удалось в полной мере решить сложнейшую проблему диалектики объективного и субъективного в эстетическом. Но его несомненной заслугой является то, что он эту проблему, со свойственной ему определенностью, поставил.
Эстетика немецкого Просвещения входит органической частью в немецкую классическую эстетику. Родоначальник ее -Александр Баумгартен (1714-1762). С точки зрения Ба-умгартена, основа прекрасного - совершенство (то есть соответствие вещей их понятию). Совершенство выступает в трех аспектах - как истина, прекрасное и добро.» Пытаясь конкре-
197
тизировать понятие эстетического совершенства, Баумгартен указывал на гармонию частей и целого как на существенный признак красоты.
Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) - автор знаменитой «Истории искусств древности». Он вошел в историю эстетической мысли как последовательный сторонник идеальной красоты в искусстве. Идеал в трактовке Винкельмана означает устранение всякой природной ограниченности. Отличительными чертами идеала, по Винкельману, служат «благородная простота» и «спокойное величие», являющиеся выражением «великой и уравновешенной души», умеющей повелевать своими страстями. Канон красоты Винкельмана базируется на созерцательном покое греческих богов и героев. Лучшие образы, воплощенные в мраморе античными скульпторами, выражают несокрушимую силу и величие духа, который, по Винкельману, не подчиняется страстям, а господствует над ними. Выводы Винкельмана вызвали оживленную дискуссию во второй половине XVIII столетия. Одним из первых критиков его теории стал Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) - великий немецкий просветитель, теоретик искусства, основоположник немецкой классической литературы. Будучи сторонником активного действия, Лессинг был склонен видеть подлинную красоту не в созерцательном, покое, а в борьбе с несправедливостью и злом. Прекрасный человек не тот, кто стоически переносит страдания, а тот, кто сочетает естественную человечность, полноту и силу чувства с верностью голосу убеждения и долга. Это - герой, идущий против несправедливости и притеснений, смело вступающий в сражение с ними.
Еще при жизни Лессинга в Германии оформилось литературное движение, получившее название «Бури и натиска». Наряду с Гаманом, Гейнзе, Бюргером, к этому движению примыкали молодые Гёте и Шиллер. Наиболее видным теоретиком «штюрмеров» и их вдохновителем был Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), который вел острую полемику против своего учителя Канта, в том числе и против его учения о красоте. Прекрасное, по Гердеру, всегда что-нибудь выражает и соответствует какой-нибудь цели: «В основе всего прекрасного лежит истина, всякая красота должна вести к истине и добру».
198 |
Наиболее общие категории эстетики
Дальнейшее развитие эстетика немецкого Просвещения получила у Шиллера и Гёте, однако мировоззрение этих великих мыслителей выходит далеко за рамки просветительских идей.
Высшие достижения немецкой эстетики конца XVIII -начала XIX века, связанные с рассмотрением сущности красоты, составляют работы Канта и Гегеля. Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкого классического идеализма. Признанием существования «вещей в себе» он отдавал дань материализму и даже в известной мере посягнул на основы религии, утверждая о невозможности доказательства бытия Бога. Однако последовательный агностицизм, ограничение возможностей опытного происхождения знаний стали бесспорными свидетельствами того, что в грандиозной философской системе Канта верх брало мировоззрение идеалиста. ♦ Критика способности суждения» - главная эстетическая работа Канта - завершила построение его философии и стала совершенно исключительной по тому влиянию, какое она оказала в истории послекантовского немецкого идеализма и мировой эстетической мысли. Кант сосредоточился на проблеме специфики эстетического, в чем и состояла его величайшая заслуга. Его не устраивало полное отождествление прекрасного с такими явлениями, как совершенное, истинное, приятное, доброе и полезное, чем грешило подавляющее большинство исследователей сущности красоты в прошлом и настоящем. Правда, в отдельных работах (Риддель, Зульцер, Тетенс) нарастало стремление очертить специфическую область прекрасного, отделить красоту от пограничных явлений, а восприятие и оценку в искусстве - от познания в науке. В этих теориях содержалась попытка преодолеть рационализм, введенный в эстетику Декартом во Франции, Лейбницем и Вольфом в Германии, подчинявшим чувство интеллекту и не видевшим в чувстве ничего специфического. Не явилось нововведением Канта и представление о том, что эстетическое вполне автономно и независимо от сферы этического. Кант лишь довел до определенного предела уже развивавшуюся у его предшественников в Англии (Хетчесон, Бёрк) и Германии (Мендельсон, Винкельман) мысль о специфических особенностях
Лекция V
199
эстетического суждения. По отношению к их взглядам эстетика Канта выполняла исторически назревшую задачу: она стремилась указать своеобразную область прекрасного, несводимую к смежным с ней областям.
,' Здесь нам необходимо сделать весьма существенную ого-
ворку. В центре внимания Канта оказывается не сама красота, а лишь субъективные условия ее восприятия. Главный вопрос для Канта не «что такое прекрасное?», а «что такое суждение о прекрасном?» Суждение вкуса не является познавательным по природе своей. Оно может быть только субъективным. Кант был не согласен с немецкими рационалистами, отождествляющими истину и красоту. Прекрасное и истинное -не одно и то же. Истина - предмет познания, тогда как прекрасное - предмет удовольствия. Важным моментом кантов-ской дефиниции являлось то, что прекрасное есть предмет необходимого любования. Кант, разумеется, понимал, что правила, по которым каждого непременно можно было бы заставить признать что-то прекрасным, не существуют и существовать не могут. Прекрасны ли платье, дом, цветы и т. п. - свое суждение об этом никому нельзя навязать никакими доводами и основоположениями. Однако суждение вкуса и не постулирует согласие каждого. Оно только ожидает такого согласия и тот, кто нечто признает прекрасным, желает, чтобы другой обязательно одобрил воспринимаемый предмет и также признал его прекрасным.
Кант был не согласен с английскими сенсуалистами, отождествляющими прекрасное и приятное. Прекрасное и приятное (в отличие от истинного) доставляют удовольствие, они нравятся нам, но каждое - особым образом. Приятное-ощущают и животные, лишенные разума; красоту - только люди. В отношении приятного каждый человек довольствуется тем, что его суждение основывается лишь на его личном чувстве и ограничивается самой личностью. Если он говорит, например, что Канарское вино приятно, кто-то другой, подчеркивал Кант, поправляет его и напоминает, что ему следовало бы сказать: оно мне приятно. Для одного фиолетовый цвет нежен и мил, для другого - мертв и безжизнен. Один любит звук духовых инструментов, другой - струнных. Спорить здесь было бы не-
200 |
Наиболее общие категории эстетики
лепо. Совсем иначе обстоит дело с прекрасным. Было бы смешно, подчеркивал Кант, если бы кто-нибудь, «кто много мнит о своем вкусе», думал найти оправдание себе в том, что этот предмет (здание, которое мы видим, музыка, которую мы слушаем, стихотворение, которое мы должны оценить) для меня прекрасен. Если он выдает нечто за прекрасное, то он от других ожидает того же самого удовольствия: он судит тогда «не только за себя». Он требует от всех других такого согласия. Прекрасное есть предмет всеобщего любования - и это еще один важный момент дефиниции красоты. Своеобразие суждения вкуса состоит в том, что его «всеобщность» не основывается ни на понятии, ни на объективных свойствах предмета. Она имеет всего лишь субъективное значение.
Кант был не согласен также с многочисленными моралистами всех времен, полностью отождествляющими прекрасное и доброе. Доброе_всегда_содержит в себе, конечную цель. А красота - это такая форма целесообразности предмета, которая воспринимается в нем без представления о цели. Этот (третий) момент дефиниции Канта основывается на его убеждении о том, что может существовать и целесообразность без цели, некая чистая форма целесообразности. Эстетическое удовольствие, определяемое без понятия, может вызываться лишь субъективной целесообразностью. Здесь удовольствие доставляет нам только форма целесообразности и только в представлении, посредством которого нам дается предмет.
Примером формальной целесообразности служит так называемая свободная красота. Попугай, колибри, многие морские моллюски суть такая красота, которая не присуща ни одному предмету, определяемому по понятиям в отношении его цели: они нравятся не обусловлено и сами по себе. Свободной красотой обладают также орнамент, музыка без словесного текста. Они, как считал Кант, ничего не означают, не представляют никакого объекта, подводимого под понятие о какой-либо определенной цели. Цветы, например, - это свободная красота в природе. «Чем же должен быть цветок, вряд ли кто-нибудь знает, кроме ботаника; и даже он, который по цветку узнает орган оплодотворения растения, не принимает во внимание эту цель природы, когда судит о цветах на основании
Лекция V
вкуса» [7]. Наряду со свободной красотой, доставляющей удовольствие в чистом суждении вкуса, существует еще и так называемая обусловленная красота, предполагающая понятие. Примерами обусловленной красоты, по Канту, может служить красота человека, лошади, строения (церкви, дворца, беседки) и т. п. Понятие о совершенстве, которое предполагает обусловленная красота, естественно привело Канта к проблеме идеала. Раскрывая структуру идеала, он солидаризируется с просветительским сближением категорий эстетики и этики: красоте Кант сообщал этический характер и трактовал прекрасное в человеке как символ нравственно доброго.
И, наконец, Кант был решительно не согласен с теми, кто отождествлял прекрасное и полезное. Полезное - это пригод-ное для чего-то» оно предполагает определенный интерес. Прекрасное же есть предмет удовольствия, свободного от всякого интереса. Если мы видим в предметах и явлениях, нас окружающих, лишь средство удовлетворения собственной чувственной потребности, то эти предметы и явления важны для нас не ради них самих, а ради наших потребностей. Эстетическое же суждение как бы предоставляет внешнему предмету возможность существовать в его самостоятельном бытии и проистекает из такого интереса к предмету, когда он нравится сам по себе и когда ему «позволяют» обладать своей, существующей в нем самом целью. В этой, может быть, самой важной, грани своей дефиниции Кант хотел подчеркнуть, что прекрасное бескорыстно и покоится на незаинтересованном любовании, ибо «то суждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, очень пристрастно и не есть чистое суждение вкуса» [7, с. 205].
Здесь также необходимо сделать специальное пояснение.
Часто эта мысль Канта интерпретируется неоправданно широко, как обоснование формализма и безыдейности в искусстве. Для этого вряд ли существуют достаточные основания. Формалистическая эстетика И. Гербарта, Р. Циммермана и Э. Ганслика в определенном отношении отталкивалась, конечно, от его учения о свободной красоте, целесообразности без цели и бескорыстности эстетического переживания. Однако сам Кант крайних формалистических выводов из своих
202
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
203
философских постулатов не сделал. И это не случайно, поскольку в понятие «интереса» и, стало быть, в понятие «свободы от всякого интереса» им вкладывался весьма своеобразный смысл. «Интересом, - утверждал Кант, - называется удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета» [7, с. 204] (разрядка моя. - Е. Г.). Поэтому, «когда ставится вопрос, прекрасно ли нечто, хотят знать не то, важно ли или могло ли быть важным для нас или для кого-нибудь другого существование вещи, а то, как мы судим о ней, просто рассматривая ее (созерцая ее или рефлектируя о ней). Если кто-нибудь спрашивает меня, нахожу ли я дворец, который я перед собой вижу, прекрасным, то я могу, конечно, сказать, что не люблю таких вещей, которые сделаны только для того, чтобы глазеть на них» [7, с. 204], - остроумно замечал Кант. Но ведь речь не об этом. Когда человека спрашивают, считает ли он предмет прекрасным, хотят только знать, сопутствует ли представлению, возникшему в его сознании, удовольствие. И для того, чтобы сказать, что предмет прекрасен и тем самым доказать, что здесь проявляется вкус, человеку важно не то, зависит ли он от существования дворца, а то, испытывает ли он удовольствие. Ибо «чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным в существовании вещи, в этом отношении надо быть совершенно безразличным» [7, с. 205]. Таким образом, Кант считал специфическим для вкуса равнодушие не к тому, каков предмет, а равнодушие к тому, существует ли он в реальности.
Но и этого мало. Приходится еще учитывать, что в философской системе Канта закономерность как априорный принцип рассудка применяется к природе, конечная цель практического разума - к свободе, а целесообразность способности суждения - к искусству. Именно искусство, эта специфическая сфера проявления способности человека судить о субъективной целесообразности на основе чувства удовольствия или неудовольствия, составляет для Канта предмет главных теоретических забот. Это и дает В. Ф. Асмусу повод утверждать, что в тезисе о незаинтересованности эстетического суждения, особенно если этот тезис относится к искусству, немецким идеалистам открылась грань истины. «Истина здесь в том, -
пишет Асмус, - что существование созерцаемого предмета есть не непосредственное, а лишь опосредствованное условие эстетического характера восприятия и эстетической оценки. Это особенно ясно, если предмет, изображенный в художественном произведении, есть предмет заведомо фантастический. Вопрос о том, существовал ли в действительности Вий, не имеет значения для эстетического суждения о рассказе Гоголя» [8]. Недаром тезис о незаинтересованности эстетического удовольствия разделяют с Кантом не только предшественники, но также и его преемники - корифеи немецкого объективного идеализма Шеллинг и Гегель. Положительно оценили «Критику способности суждения» Гёте и Шиллер, которые отнюдь не воспринимали ее как апологию безыдейности и формализма. Фридрих Шиллер (1759-1805) рассматривал прекрасное как посредствующее звено между разумом и чувством, моралью и естественными влечениями, как «свободу в явлении». «За Шиллером, - писал Гегель, - должна быть признана та великая заслуга, что он прорвал кантовскую субъективность и абстрактность мышления и сделал попытку выйти за ее пределы, мысленно постичь единство и примирение как нечто истинное и художественно осуществить это единство» [9]. Шиллер считал, что не противоречие между чувственным и разумным является сущностью природы человека, как утверждал Кант, а их согласие в «прекрасной душе», достигшей гармонии («О грации и достоинстве», 1793) и формирующейся на путях эстетического воспитания («Письма об эстетическом воспитании человека», 1794).
В молодости Шиллер восторженно приветствовал французскую революцию, но в ужасе отшатнулся от нее, когда она приняла радикальные формы. С этого момента он отказался от мысли о возможности революционного переустройства общества и пришел к выводу о том, что только путем красоты можно достичь свободы. В игре, в процессе свободного самодеятельного раскрытия человеческой сущности, в эстетической и художественной деятельности, когда все силы души действуют согласованно, Шиллер надеялся восстановить внутреннюю целостность личности, разорванную в результате калечащего действия современной цивилизации, преодолеть истори-
204
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
ческое противоречие между реальным и должным в общественной жизни. В игре человек творит эстетическую реальность самого себя как прекрасную гармоничную личность и закладывает основы будущего общественного устройства на началах справедливости и красоты.
Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма Георг Гегель (1770-1831) критиковал Канта за то, что тот сосредоточился лишь на субъективных условиях восприятия красоты, и отвергал как ошибочное его представление о полной противоположности «между субъективным мышлением и объективными предметами». Ценнейшими достижениями гегелевской эстетики были диалектический подход к категории прекрасного и понимание исторического развития его форм. I
Гегель принимал за основу всех явлений природы и общественной жизни некое духовное начало («абсолютная идея», ♦ мировой разум», «мировой дух»), которое в своем поступательном движении порождает всю действительность. Вначале абсолютная идея проявляет себя в виде чистых логических сущностей, потом «отчуждает» себя в природу и затем предстает в различных формах конкретного духа. Учение о субъективном духе посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Объективный дух составляет ту часть гегелевской системы, где излагаются воззрения на социально-историческую жизнь человека. Абсолютным духом он называл формы общественного сознания. Объявляя мышление творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную вневременную схему творческой деятельности вообще, Гегель фактически сближал понятие идеи с понятием Бога. Хотя в отличие от теистического Бога идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до и вне человека осуществляется как внутренне закономерная необходимость.