А / /
5. Эстетическая концепция Никола Буало как наиболее полное выражение доктрины классицизма.
ЛИТЕРАТУРА
Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М., 1935-1937. -
Т. 1-2.
Ваткин Л. М. Итальянское Возрождение. - М., 1995. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
Средневековья и Ренессанса. - М., 1965. Буало Н. Поэтическое искусство. - М., 1957. Ванари. Жизнеописания. - М., 1963. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли:
В 5 т. - М., 1962. Т. 1; М., 1964. - Т. 2. История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1985. - Т. 2. Кривцун О. А. Эстетика. М., 1998. Леонардо да Винчи. Избранное. - М., 1952. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. - М., 1934. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. - М., 1994.
Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетических учений. - М., 1963.
Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. - М., 1982. Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М., 1966. Эстетика Возрождения. - М., 1981. - Т. 1-2.
Занятие 7. Эстетика XVIII века. Английское и французское Просвещение
1. Идеология Просвещения в период ранних буржуазных
революций в Европе.
|
|
2. Умеренный характер и трезвый реалистический тон
эстетических теорий английского Просвещения.
3. Особенности французского Просвещения. Эстетика Дени
Дидро.
515
ЛИТЕРАТУРА
Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. - М., 1978.
Вольтер. Эстетика. - М., 1974.
Дени Дидро об искусстве. - Л.; М., 1936.
Дидро Д. Парадокс об актере. - М., 1957.
Дидро Д. Эстетика и литературная критика. - М., 1980.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. - М., 1962. - Т. 2.
История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1985. - Т. 2.
Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.
Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетических учений. - М., 1963.
Руссо Ж. Ж. Об искусстве. - М.; Л., 1959.
Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. - М., 1973.
Хогарт В. Анализ красоты. - М., 1958.
Шефтсбери А. Эстетические опыты. - М., 1975.
Занятие 8. Эстетика XVIII века. Немецкое Просвещение
1. Исторический фон формирования просветительских
идей в Германии.
2. Эстетические идеи А. Баумгартена; введение термина
"эстетика" и определение места эстетики в системе философ
ских дисциплин.
3. Эстетические воззрения И. Винкельмана и его привер
женность ценностям античного искусства.
4. Книга Г. Лессинга "Лаокоон, или о границах живописи
и поэзии".
5. Выдвижение И. Гердером принципа исторического под
хода к явлениям действительности; вывод о невозможности
правильного понимания и оценки искусства в отрыве от об
щественных условий, в которых оно возникло.
516
ЛИТЕРАТУРА
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М., 1962.
ВинкельманИ. И. История искусств древности. - Л., 1933.
|
|
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. - М., 1964. - Т. 2.
История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1985. - Т. 2.
Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.
ЛессингГ. Э. Гамбургская драматургия. - М.; Л., 1936.
Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. -М., 1957.
Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетических учений. - М., 1963.
Занятие 9. Немецкая эстетика конца XVIII - начала XIX века
1. Проблема специфики эстетического в теоретическом на
следии И. Канта; место эстетики в системе философского знания.
2. Соотношение эстетических суждений И. Гёте с позиция
ми немецкой классической философии и просветительскими
идеями о роли искусства в формировании и развитии человека.
3. Ф. Шиллер о кризисе современной культуры и роли
эстетического воспитания в восстановлении внутренней гар
монии человека.
4. Г. Гегель об исторических закономерностях развития
искусства.
5. Эстетика раннего (иенского) романтизма.
6. Развитие эстетических идей поздними (гейдельбергс-
кими) романтиками.
ЛИТЕРАТУРА
Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М., 1973. Афасижев М. Н. Эстетика Канта. - М., 1975. Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли. - М., 1994. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. - М., 1977.
51 7
Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М., 1966.
Гегель Г Эстетика. - М., 1968-1973. - Т. 1-4.
Гёте И. В. Об искусстве. - М., 1975.
ГофманЭ. Т. А. Письма, высказывания, документы. - М., 1981.
Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. - М., 1981.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли:
В 5 т. -М., 1967. -Т. 3.
История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1986. - Т. 3. Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч.: В 6 т.
-М., 1964. -Т. 5. Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998. Литературные манифесты западноевропейских романтиков.
-М., 1980.
Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетических учений. - М., 1963. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. -
Тверь, 1992. Шиллер Ф. О. О наивной и сентиментальной поэзии. Письма
об эстетическом воспитании // Собр. соч.: В 6 т. - М.,
1959. - Т. 6.
Занятие 10. Эстетика середины и второй половины XIX века
1. Неклассическая эстетика. Опровержение и распад геге
левской системы.
2. Мир как воплощение музыки и воли в эстетических
представлениях А. Шопенгауэра.
3. С. Кьеркегор - создатель первого типа экзистенциаль
ного философствования.
4. Формалистическая эстетика И. Гербарта. "Средства
музыки" как наиболее подходящий объект математического
описания "чистых отношений" формальной структуры.
5. Эстетические представления в "позитивной философии"
О. Конта.
6. "Переоценка ценностей" в эстетическом наследии
Ф. Ницше.
518
7. Эстетика Эдуарда Гартмана и "философия бессознательного".
8. Возникновение марксизма. Материалистическое миро
понимание как методологическая основа марксистской фило
софии истории. Карл Маркс об искусстве как способе "прак
тически-духовного освоения" действительности, осуществляе
мом с помощью воображения и творческой фантазии.
ЛИТЕРАТУРА
Быховский Б. Э. Кьеркегор. - М., 1972.
БыховскийБ. Э. Шопенгауэр. - М., 1975.
История эстетической мысли. В 6 т. - М., 1986. - Т. 3.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.
Крпвцун О. А. Эстетика. - М., 1998.
Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. - Т. 42. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 г. // К. Маркс
и Ф. Энгельс. Соч. - Т. 46. - Ч. 1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф.
Стихотворения. Философская проза. - СПб., 1993. Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетических учений. - М., 1963.
Прозерский В. В. Позитивизм и эстетика. - Л., 1983. ЦвейгС. Ф. Ницше. - Таллин, 1990.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М., 1900. -Т. 1. - Вып. II, III.
|
|
Занятие 11. Развитие эстетической мысли в России
в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов
1. Первые определения эстетики в русскоязычной философской и искусствоведческой литературе. Эстетика просветительского классицизма, просветительского реализма, сентиментализма и преромантизма.
2. Эстетика русского романтизма.
510
3. Эстетические взгляды декабристов.
4. Славянофилы об отражении в искусстве народного быта
и особенностей национального характера, о значении право
славной религиозности и соборности в русской духовной куль
туре.
5. Революционно-демократическая эстетика о социально-
исторической детерминированности и гражданской функции
художественного творчества, о философско-эстетическом обо
сновании принципов критического реализма, об идейности,
художественности и народности искусства. Магистерская дис
сертация Н. Г. Чернышевского "Эстетические отношения ис
кусства к действительности".
ЛИТЕРАТУРА
Белинский В. Г. Литературные мечтания // Поли. собр. соч.:
В 13 т. - М., 1953-1956. - Т. 1. Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. -
Там же. - Т. 1.
Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии. - Там же. - Т. 1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. - Там же. - М., 1955. - Т. 7.
Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. -
Там же. - М., 1956. - Т. 10.
Бестужев-Марлинский А. А. Соч.: В 2 т. - М., 1958. Веневитинов Д. В. Избранное. - М., 1956. Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России середины
XIX века. -Л., 1982.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. - М., 1964. - Т. 2; М., 1969. - Т. 4 (первый полутом). История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1986. - Т. 3. Киреевский И. В. Поли. собр. соч: В 2 т. - М., 1911. Одоевский В. Ф. Русские ночи. - Л., 1975. Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетических учений. - М., 1963.
Русские эстетические трактаты первой половины XIX века. -М., 1974.
520
Селиванов Б. В. Истоки оперного искусства в России: духовный контекст. - Новосибирск, 2000.
Хомяков А. С. Поли. собр. соч.: В 8 т. - М., 1900.
Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский Н. Г. Избр. соч. - М., 1950. - Т. 1.
|
|
Занятие 12. Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века
1. Эстетика Вл. Соловьева и русская религиозно-идеалис
тическая мысль.
2. Эстетические взгляды Ф. Достоевского.
ЛИТЕРАТУРА |
3. Символизм как философское и литературно-художе
ственное течение в русской культуре.
Андрей Белый. Символизм как миропонимание. - М., 1994. Брюсов В. Русские символисты // Брюсов В. Собр. соч. - М., 1975. - Т. 6.
Достоевский Ф. М. Об искусстве. - М., 1973. Достоевский Ф. М. Письма. - М.; Л., 1934. - Т. 3. Достоевский Ф. М. Иолн. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1972-1987. -Т. 18, 19,21.
Иванов Вяч. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания // О Владимире Соловьеве и эстетике жизни. - М., 1912.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли:
В 5 т. - М., 1969. - Т. 4 (первый полутом). История эстетической мысли. В 6 т. - М., 1987. - Т. 4. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -начала XX в. - М., 1975.
Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. -М., 1991.
ч
521 Занятие 13. Наиболее общие категории эстетики
1. Прекрасное и безобразное.
2. Трагическое и комическое.
3. Возвышенное и низменное.
ЛИТЕРАТУРА
БоревЮ. Эстетика. - М., 1988.
Гада мер Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. Кантор К. М. Красота и польза. - М., 1967. Книга по эстетике для музыкантов. - М.; София, 1983. Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. -Л., 1984.
Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. - М., 1967.
Любимова Т. Б. Понятие комического в эстетике // Вопросы философии. - 1980. - № 1.
Занятие |
14. Сущность и функции искусства |
Тахо-Годи А. А. Судьба как эстетическая категория // Античная культура и современная наука. - М., 1985.
1. Миметическая сторона природы искусства. Понятие
художественного образа.
2. Творческо-созидательная сторона природы искусства.
Формальная школа в эстетике и обоснование самоценности,
суверенности и самодостаточности искусства. Семиотика, гер
меневтика, структурализм.
3. Дихотомия искусства и его социально-ролевая органи
зация как сложно-динамическая система.
4 ч4.\Гносеологический, субстанциальный и семиотический параметры проблемы содержания и формы в искусстве.
^<&. Произведение искусства в системе художественной культуры.
I
522
ЛИТЕРАТУРА
Занятие 15. Система искусств
523
Алешина Н. Соотношение изобразительности и выразительности в искусстве // Философские науки. - 1965. - № 6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989. ВёльфлинГ. Основные понятия истории искусств. - М., 1995. Волкова Е. В. Художественное произведение как предмет эстетического анализа. - М., 1976.
Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. - М., 1988.
Гадамер Г.-Х. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М., 1976.
Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. - М., 1910. Гильдебранд А. Проблемы формы в изобразительном искусстве. -М., 1991.
Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М., 1987. Глазман М. С. Научное и художественное мышление. — М.,
1973.
Грякалов А. А. Структурализм в эстетике. - Л., 1989. Еремеев А. Ф. Границы искусства. Социальная сущность художественного творчества. - М., 1987. Зоркая Н. А. Рецептивная эстетика // История эстетической
мысли: В 6 т. - М., 1990. - Т. 5.
ЗисьА. Я. На подступах к общей теории искусства. - М., 1995. Ильин И. П. Нарратология // Современное зарубежное литературоведение. - М., 1996.
Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. - М., 1982. Марков М. Е. Искусство как процесс. - М., 1970. Самохвалова В. И. Язык искусства. - М., 1982. Силичев Д. А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. - М., 1991.
Столович Л. Н. Искусство и игра. - М., 1987. Структурализм: за и против. - М., 1974.
Хейзинга Й. Ното Ьийепз. Опыт определения игрового элемента культуры. - М., 1992. Художественное восприятие. - Л., 1971. Черняков И. В. Игра и художественная деятельность. - М., 1991.
I I
1. Морфология искусства и основополагающие принципы
его классификации.
2. Дифференциация и интеграция искусств.
3. Классы, семейства, виды, разновидности, роды и жанры
искусства как категории морфологического анализа.
ЛИТЕРАТУРА
Борев Ю. Эстетика. - М., 1988.
КаганМ. С. Морфология искусства. - Л., 1972.
Каган М. С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.
Книга по эстетике для музыкантов. - М.; София, 1983.
Занятие 16. Исполнительское искусство
., Творческая деятельность в системе художественного производства и специфика исполнительского искусства.
2. Художественная интерпретация, исполнение и продукт /
исполнительской деятельности.!
\3. Роман Ингарден о способе существования музыкального произведения. Музыкальное произведение как исторически конкретная целостная совокупность всех возможных и действительно существующих правомерных вариантов исполнительских объективации продукта первичной художественной деятельности.
4. Исполнительство как творчество. Жизель Бреле о творческих результатах исполнительского процесса.
ЛИТЕРАТУРА
Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. -М., 1989.
Вге1ег О. Ь'т1егргё1а1юп сгёа1г1се. Е8за1 зиг ГехёсиНоп тиз1са1е. - Т. 1. - Р.: Ргеззез итуегзИшгез с1е Ггапсе, 1951. (имеется перевод на русский язык в библиотеке Новосибирской консерватории).
524
Гильбурд Г. И. Исполнительское искусство - сфера проявления художественной идеи. - Томск, 1984. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). - Новосибирск, 1982. Гуренко Е. Г. Исполнительское искусство: методологические
проблемы. - Новосибирск, 1985. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962. Кандинский-Рыбников А. Об интерпретации музыки И. С. Баха советскими пианистами и органистами // Русская книга о Бахе. - М., 1986. Кандинский-Рыбников А. Эпоха романтического пианизма //
Музыкальное исполнительство и педагогика. - М., 1991. Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. - Л., 1979. Малышев И. В. Музыкальное произведение: эстетический
анализ. - М., 1999.
Меркулов А. Исполнительские концепции "Карнавала" Р. Шумана // Музыкальное исполнительство и современность. -М., 1988.
Павчинский С. Из истории интерпретации произведений Скрябина // Музыкальное исполнительство. - М., 1972. Станиславский К. С. Работа актера над собой // Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1954. - Т. 2. Сурина Т. Историческая преемственность // Театр. - 1981. -№ 1.
Феноменология искусства. - М., 1996.
Хализев 3. Интерпретация и театр // Театр. - 1980. - № 4.
Занятие 17. Эстетическое и художественное развитие
общества
1. Линейный принцип построения истории искусств и те
ория локальных цивилизаций.
2. Творческий метод как категория историко-художествен-
ного процесса.
3. Диалектика художественного направления, течения,
школы и стиля. Идейно-эстетические ориентации и принци
пы художественного творчества в исторической перспективе.
525
■ 4. Творческий метод и мировоззрение художника. Г 5. Значение эстетического и художественного воспитания. 6. Актуальные проблемы культурно-эстетического развития общества.
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н. А. Смысл истории. - Берлин, 1923.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - Л., 1940.
Гароди Р. О реализме без берегов. - М., 1961.
Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М., 1987.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993.
Евин И. Е. Синергетика искусства. - М., 1993.
Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. -М., 1986.
ЗисьА. Я. На подступах к общей теории искусства. - М., 1995.
Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества: история и проблемы. - М., 1996.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.
Кантор К. М. История против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики. - М., 1992.
Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.
Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. - М., 1989.
Курицын В. О постмодернизме. - Свердловск, 1992.
Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. - Л., 1982.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. - Киев, 1994.
Махлина С. Т. Реализм и условность в искусстве. - СПб., 1992.
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. -
Киев, 1985.
Петров В. М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. - М., 1996.
Потебня А. Слово и миф. - М., 1989.
Абди 293, 297, 298 Августин Аврелий 11, 52, 137, 184-186, 434, 513 Аверинцев С. С. 69, 125 Аддисон Д. 193 Адлер А. 468 Айвазовский И. К. 456 Аксаков К. С. 25, 438 Александр Македонский 162, 441 Альберти Л. Б. 12, 13, 156, 188, 189, 513 Аль-Кинди 493 Анаксагор 178 Антониони М. 322 Апухтин А. Н. 151 Ариосто Л. 462 Аристотель 10-12, 30, 52,115-117, 136, 137, 173, 175, 180-183, 186, 188, 218, 224-226, 231, 243, 251, 289, 325, 353, 445, 461, 482, 512 Аристофан 136 Арним А. 20 Архит 173 Асафьев Б. В. 355, 402 Асмус В. Ф. 69, 172, 202, 203 Афанасьев А. Н. 469 Ахматова А. А. 167 Ашкенази В. Д. 151 |
Бабаевский С. П. 167 Байрон Д. 118, 131, 163, 218, 470 Балакирев М. А. 476, 481 Бальзак О. де 132, 230, 231, 453 Бальмонт К. Д. 27, 470 |
526
Пропп В. Я. Морфология сказки. - М., 1969.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.
Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1995.
Устюгова Е. Н. Стиль как явление культуры. - СПб., 1994.
Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Достоевский и отцеубийство //
Фрейд 3. Художник и фантазирование. - М., 1995. Художественный примитив. Эстетика и искусство. - М., 1996. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М., 1996. Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М., 1996. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.
527
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Барт Р. 301
Баттё Ш. 216, 300
Баумгартен А. 6, 16, 53-55, 57,
196, 515
Бах И. С. 134, 227, 276, 375, 480
Бахтин М. М. 70, 153, 251, 260,
269, 337, 489
Белинский В. Г. 25, 30, 154, 206,
219, 223, 231, 288, 297, 471
Белый А. 27
Бенуа А. Н. 506
Бергсон А. 114, 144, 149, 422,
429, 430
Бердяев Н. А. 436, 483, 507
Берн Э. 155,157,158,193,198, 207
Берлиоз Г. 153
Бернайс Я. 115
Бестужев А. Ф. 25
Бестужев-Л ада И. В. 506
Бестужев-Марлинский А. А. 24
Бестужев-Рюмин М. П. 128
Бетховен Л. ван 110, 111, 131,
134, 152, 166, 234, 271, 300, 355,
360, 477, 479
Библер В. 260
Блок А. А. 27, 98, 470
Бодлер Ш. 470
Бодуэн Ш. 468
Боккаччо Д. 218, 462
Борев Ю. Б. 57, 70, 73, 131, 135,
161, 229, 234, 264
Бородин А. П. 456
Борхес Л. 308
Боттичелли С. 227
Бочкова И. В. 457
Брейтгаупт Р. 476
528
Бреле Ж. 37, 408-432, 523
Брентано К. 20
Брентано Ф. 341
Бродский И. А. 466
Бруно Д. 87, 163, 187
Брюллов К. П. 166
Брюсов В. Я. 27, 470
Буало-Депрео Н. 14, 64, 68, 118,
139, 157, 190, 445, 461, 514
Бубеннов М. С. 167
Бубер М. 260
Бузони Ф. 478, 480
Бунин И. А. 98
Буров А. 70
Бэкон Ф. 192
Бюргер А. 197
Бюффон Ж. 458
В
Вагнер Р. 134, 284, 436
Вазари Д. 187
Ваккенродер В. Г. 18
Ван-Бреда Г. 345
Ван Гог В. 98, 295, 367
Ванслов В. В. 73
Васильев С. А. 231
Васнецов В. М. 456
Вахтангов Е. Б. 322, 394 Вебер К. 152, 477 Ведерников А. И. 457 Вёльфлин Г. 31, 226, 243, 245, 247 Веневитинов Д. В. 24 Верещагин В. В. 169 Вернадский В. И. 59, 440 Веселовский А. Н. 70, 469 Вико Д. 37, 434 Виланд К. М. 489 Винер Н. 280
Винкельман И. И. 16, 154, 155, 197, 198, 243, 461, 515 Виньи А. де 106 Витрувий 52 Вознесенский А. А. 170 Волин Б. М. 221 Волкова Е. В. 70, 305, 306 Волконская М. Н. 213 Вольтер 110, 131 Вольф X. 53, 198 Врубель М. А. 276 Выготский Л. С. 70
Г
Гадамер Г. 59, 99, 237, 253 Гайдн Й. 152, 153, 456 Галуппи Б. 140 Гаман И. Г. 193, 197 Ганслик Э. 31, 201, 225, 246, 247, 426
Гапоненко Т. Г. 167 Гартман Н. 209 Гартман Э. 20, 23, 467, 518 Гегель Г. В. 6, 17, 19, 21, 47, 54-56, 62, 63, 68, 119, 120, 122, 124, 141, 154, 159, 198, 203-206, 223, 226, 243, 255, 377, 420, 424-427, 435, 442, 445, 484, 516 Гейне Г. 141, 234 Гейнзе И. Я. 197 Генина Л. С. 77 Гераклит Эфесский 10, 116, 174, 177, 240, 512
Гербарт И. Ф. 20, 21, 31, 63, 68, 201,246, 517
Гердер И. Г. 16, 118, 131, 154, 162, 193, 197, 515 Гермагор 154 Гермоген 182
Геррес Й. 20
Герц А. 478
Герцен А. И. 25, 206
Гершкович 3. И. 420, 421
Гесиод 51, 434
Гессе Г. 301
Гете И. 17, 18, 118, 131, 148, 154,
193, 197, 198, 203, 210, 212, 215,
218, 221, 287, 436, 489, 516
Гилельс Э. Г. 457
Гильдебранд А. фон 31, 226, 242,
244
Гиппас 173
Гиппий 175
Глазунов А. К. 399
Глинка М. И. 456, 476, 481
Глюк К. 210, 470
Гоббс Т. 147, 192
Гоген П. 367
Гоголь Н. В. 142, 203, 218, 453
Гойя Ф. 150
Голосовкер Я. Э. 70, 123, 239,
240, 469
Голохвастов П. Д. 296
Гольдони К. 138, 140
Гомбрих Э. 442
Гомер 51, 136, 166, 234, 252. 276.
469
Гончаров И. А. 489
Гораций 52, 182
Горгий 52, 175, 210, 325
Горовиц В. С. 375
Горький М. 230, 449
Готшед И. 65
Гофман И. 381
Гофман Э. 20, 218, 463, 470
Гоцци К. 138, 287
Гранвиль 150
529
Гранин Д. А. 507
Грёз Ж. Б. 106, 449
Грибоедов А. С. 142, 288
Григ Э. 456
Гримм В. 20
Гриммельсхаузен X. 148
Гринденко Т. Т. 457
Гротсвита Гандерсхеймская 137
Гулыга А. В. 69
Гульд Г. 375
Гумбольд В. фон 251
Гумилев Л. Н. 38, 440, 441
Гумилев Н. С. 470
Гус Ян 441
Гуссерль Э. 253, 301, 341, 345, 347
Гутман Т. Д. 457
Гюго В. 118, 166
Гюйо Ж. 482
д
Давыдов Ю. В. 70, 263
Дали С. 218
Даниелло 137
Данилевский Н. Я. 38, 438-440, 442
Дантан Ж. 150
Дантон Ж. 212
Дарвин Ч. 90, 108, 505
Даргомыжский А. С. 152, 470
Дасье 106
Дворжак М. 31, 243, 247
Дебюсси К. 295
Дега Э. 295
Декарт Р. 190, 198
Деметрий 182
Демокрит 178
Деппе Л. 476
Депре Ж. 456
Державин Г. Р. 24
530
Деррида Ж. 254
Джемс У. 493
Джером К. Джером 145
Джотто Б. ди 227
Дземидок Б. 264
Дидро Дени 15, 118, 140, 154,
157, 193, 195, 196, 445, 514
Диккенс Ч. 453, 489
Дильтей В. 111, 112, 252, 253
Дионисий Галикарнасский 154, 182
Дмитриева Н. А. 73
Добролюбов Н. А. 25
Долгорукая Наталья 213
Доливо А. Л. 378
Достоевский Ф. М. 26, 126, 211,
230, 240, 436, 468, 482, 520
Дынник М. А. 55
Дьюи Д. 90
Дюбо, аббат 191
Дюма А., отец 470
Дюрер А. 188, 189, 227
Дюфаи Г. 456
Дюфрен М. 260
Е
Еврипид 115, 210, 461 Еремеев А. Ф. 70, 264 Ефремов И. А. 91 Ефремов О. Н. 394
Ж
Жан Поль (Рихтер И. П.) 141, 144, 151, 159, 463 Жанна д'Арк 441 Жирмунский В. М. 250 Жислин Г. Е. 457 Жуковский В. А. 25
Зак Я. И. 457
Заринов Р. 70
Зедльмайр Г. 245, 442
Зенон из Китиона 124
Зенон Элейский 353, 359
Зингер Е. М. 475
Зись А. Я. 70, 113, 161, 243, 264,
455, 459, 462, 464, 465
Зольгер К. 159
Зульцер И. 198
И
Иванов В. 393 Иванов Вяч. 27 Игумнов К. Н. 355, 481 Ильенков Э. 263 Ингарден Р. 35, 225, 340-345, 347, 348, 351-354, 356-358, 361-365, 371, 390, 523 Иоанн Дамаскин 184, 450 Иоффе И. И. 249 Исократ 210, 325
К
Каган М. С. 69-71, 77, 83, 111, 135, 161, 221, 222, 260, 264-269, 271, 282, 308, 309, 323, 325, 331, 334-336, 453, 466, 508 Каллистрат 182 Кальдерон Б. П. де ла 131 Калькбреннер Ф. 475, 478 Кампанелла Т. 434 Камю А. 470, 471 Кандинский В. В. 450, 451, 506 Каннабих Й. X. 456 Кант И. 6, 17, 18, 53-56, 62, 63, 100, 101, 111, 140, 143, 145, 151,
\
154. 155, 159, 197-204, 240, 244,
250, 255, 263, 467, 498, 516
Кантемир А. Д. 24, 65
Кантор К. М. 70
Караваджо М. 227
Карамзин Н. М. 24
Карнап Р. 251, 493
Кассий Лонгин 154
Кассирер Э. 469
Кафка Ф. 131, 132
Каховский П. Г. 128
Квинтилиан 165, 325, 457
Кейдж Д. 447
Келлер Целлариус X. 434
Киреевский И. В. 25, 438
Киреевский П. В. 25
Клайберн В. 377
Кларк Ф. 476
Клеанф 124, 182
Клейст Г. 20
Климент Александрийский 450
Коген Г. 250
Кожинов В. 70
Колмогоров А. Н. 467
Кольбер Ж. Б. 190
Кондильяк Э. Б. де 194
Кондорсе Ж. 435
Конт О. 20, 22, 37, 435, 442, 517
Конфуций 434
Коперник Н. 87, 187
Корнель П. 118, 166
Корниенко В. С. 73
Корреджо А. 216
Кортасар X. 301
Корыхалова Н. П. 405-408, 416-
418, 420, 421, 423, 424, 427
Кошелев А. И. 25
Крайнев В. В. 481
531
Кречетова Р. 398 Кривцун О. А. 68, 69 Кромвель О. 163 Кронин А. 453 Кроче Б. 161, 208 Крылов И. А. 160 Ксенофонт 175, 177, 489 Куперен Ф. 105, 106 Курасава Акира 163 Кьеркегор С. 20, 21, 121. 125, 256, 517 Кюхельбекер В. К. 25
Л
Лакан Ж. 254 Лангер С. 209 Лармин О. 57 Лассаль Ф. 121 Лассо О. 456 Лебрен Ш. 190
Леви-Строс К. 40, 254, 285, 311, 469 Левитан И. И. 456 Лейбниц Г. 198, 251, 414, 467 Ленотр А. 191
Леонардо да Винчи 13, 62, 68, 150, 188, 189, 227, 287, 445, 462, 513 Леонтьев А. Н. 228 Лермонтов М. Ю. 161 Лессинг Г. 16, 30, 115, 118, 140, 197, 219, 296, 461, 515 Ли Верной 208 Липпс Т. 144, 146, 208 Лисса С. 422
Лист Ф. 131, 284, 354, 398 Лихачев Д. С. 507 Ложье Ж. Б. 478 Локк Д. 194 Ломоносов М. В. 24
532
Лопе де Вега 117, 138, 139. 470 Лоррен К. 210 Лосев А. Ф. 60, 61, 69 Лотман Ю. М. 70, 251 Лукиан 136, 143, 182 Лукреций 182, 218 Луначарский А. В. 449 Людовик XII 216 Людовик XIV 14, 106, 191 Лютер М. 162 Лядов А. К. 456
М
Маджи В. 115 Майкапар С. 381 Майков А. Н. 209 Макиавелли Н. 503 Малевич К. С. 284, 285 Мамкин Александр 164 Мандельштам О. Э. 167 Манн Т. 490 Марк Аврелий 182 Марков М. Е. 228 Маркс К. 23, 37, 121, 143, 146, 169, 208, 248, 249, 255, 278, 299, 378, 435, 442, 461, 518 Марциал 136 Матисс А. 246, 367 Мейерхольд В. Э. 322 Мендельсон М. 144, 198 Мережковский Д. С. 27 Мериме П. 470 Метродор 182
Микеланджело Б. 150, 165, 166, 188, 227, 462 Мирабо 212 Мольер 139, 470 Монтень М. 188
Монтескье Ш. 37, 194, 434
Мор Т. 434
Морган Л. 487
Моррис Ч. 251, 482
Моцарт В. А. 402, 456, 470, 477
Мошковский М. 375
Мунго-Парк 108
Муравьев-Апостол С. И. 128
Мусоргский М. П. 152, 284, 456,
476, 481
Мухина В. И. 289
Мюллер Э. 115
Мюссе А. де 470
Н
Наполеон Б. 441
Натев А. 264
Наторп П. 250
Наумов Л. Н. 457
Нейгауз Г. Г. 151, 392, 457, 474
Некрасов Н. А. 456
Немирович-Данченко В. И. 288,
371, 394
Низами 233
Николай I 128
Ницше Ф. 20, 22, 120, 132-134,
256, 436, 517
Новалис Ф. (Харденберг Ф. фон)
19, 20, 144, 463, 467
Новиков Н. И. 24
Новикова Л. И. 57, 70
О
Оборин Л. Н. 481 Обрехт Я. 456 Овсянников М. Ф. 69 Огарев Н. П. 25 Огдон Д. 151
Одоевский В. Ф. 24 Окегем Й. 456 Ортега-и-Гассет X. 225
П
Паганини Н. 354 Паизиелло Д. 140 Палиевский П. 70 Панофский Э. 442 Пачоли Л. 188 Перголези Д. Б. 140, 152 Переверзев Л. 70 Перов В. Г. 456 Пестель П. И. 128 Петр I 143 Петрарка Ф. 462 Пикассо П. 226, 234, 367, 452, 454 Пико делла Мирандола Д. 156, 188, 189 Пиндар 103 Пиррон 182 Пирс Ч. 251 Писарев Д. И. 25 Пифагор Самосский 92, 173 Пиччинни Н. 140 Плавт 136
Платон 10, 52, 63, 72, 116, 136, 175, 178-183, 187, 212, 221, 224, 225, 240, 376, 445, 450, 467, 482, 493, 512
Плетнев М. В. 481 Плеханов Г. В. 86, 249, 371 Плисецкая М. М. 399 Плотин 11, 182, 183 Плутарх 154, 182 Полибий 434 Поликлет 52, 103 Польти Ж. 287
533
Поп А. 65, 155
Поспелов Г. Н. 56, 73
Потебня А. А. 70, 300
Пресман М. 381
Пригожий И. Р. 443
Пришвин М. М. 228
Продик 175
Прокофьев С. С. 98, 153, 295, 356,
479, 481
Пропп В. Я. 70, 251, 469
Протагор 175
Псевдо-Лонгин 154, 155
Публий Сервилий 371
Пудовкин В. И. 322
Пузис Г. 56
Пуссен Н. 190
Пушкин А. С. 106, 151, 211, 218,
234, 470, 471
Рабле Ф. 137, 462, 489
Равель М. 151
Радищев А. Н. 24, 471
Раппопорт С. X. 70, 238, 239, 264,
265, 281
Расин Ж. 118
Раушенбах Б. В. 501
Рафаэль С. 50, 150, 210, 227, 462
Рахманинов С. В. 98, 354, 379,
481, 506
Рембрант 227
Ренуар О. 367
Репин И. Е. 454
Рескин Д. 482
Ригль А. 31, 226, 242, 243, 245, 247
Риддель 198
Рильке Р. 470
Римский-Корсаков Н. А. 456, 481
\
534
535
Рихтер С. Т. 98, 375, -/57. 479
Ричард III 212
Роб-Грийе А. 448
Роден О. 289 Роллам Р. 490 Россини Д. 153 Рощин М. М. 393 Рубенс II. 131, 227 Рубинштейн Л. Г. 374, 381, 476, 481 Руссо Ж. 19, 37, 435, 455, 489 Рылоон К. Ф. 25, 128
Саккетти Л. 144, 147
Сакулин П. Н. 249
Салтыков-Щедрин М. Е. 142. 149
Самарин К). Ф. 25
Санд Жорж 470
Сантаяна Д. 72
Сартр Ж. II. 125
Свифт Д. 453
Сезанн П. 98, 246. 367
Секст Эмпирик 182
Сенека 182, 341
Сен-Сане К. 210
Сен-Симон К. 37, 435
Сервантес С. 138, 149, 166. 234.
453, 462
Силин В. 264
Скалигер 137
Скрыпник В. И. 506
Скрябин А. Н. 131, 166, 284,
474, 481
Смирнов М. 480
Соколов В. 70
Сократ 10, 52, 175-178, 212, 512
Соловьев В. С. 26, 60, 520
Сологуб Ф. К. 27
Ф. де 2о 1
Софокл 16, 103. 115, 210, 213. Ю1
Софроницкий В. В. 473, 481
Спенсер Г. 106, 144, 146
Спиваков В. Т. 457
Спиноза Б. 147
Стайн Гертруда 226
Стамиц Я и 456 Станиславский К. С. 322, 371,
473, 474, 476-479
Стенгерс И. 443
Степанов Н. А. 150
Столович Л. II. 70, 73, 70, 204.
265
Стравинский И. Ф. 234, 454, 477
Сумароков А. П. 24, 65
Сурио Э. 209
Суров В. П. 167
Сухово-Кобылин А. В. 142
Сысоева Л. С. 488
Таиров А. Я. 322
Тарковский А. А. 466
Тарский А. 251
Тасалов В. 70
Тассо Т. 462
Тертуллиан 52
Тетенс 198
Тик Л. 19, 141, 467
Тнмон 182
Тирсо де Молина 470 Тихонравов Ю. В. 497 Тициан В. 131 Товстоногов Г. А. 466 Тойнби А. Д. 38, 439, 440, 442 Толстой Л. Н. 98, 127, 234-236, 263, 296, 489
Третьяков В. В. 457 Трофимов П. 77 Тугаринов В. П. 78 Туполев А. Н. 95 Тынянов Ю. Н. 250, 251 Тютчев Ф. И. 509
У
Уёмов А. И. 357, 358 Ушаков Д. Н. 221
Ф
Фал ее Милетский 174
Фал л ада X. 453
Фарбер М. 345
Фейербах Л. 206
Фейнберг С. Е. 375, 376
Феллини Ф. 322
Фенелон Ф. 489
Фехнер Г. Т. 63, 68
Фидий 103, 165
Фидлер К. 31,226, 242,244, 245,247
Филодем 182
Филострат младший 182
Филострат старший 182
Фиренцуола А. 188, 189
Фихте И. 62, 255, 467
Фичино М. 188, 189
Фишер Р. 208
Фишер Ф. 151, 246
Фишер Э. 375, 376
Фома Аквинский 12, 52, 186, 194,
341, 513
Фонвизин Д. И. 142
Франческа П. делла 188
Фрейд 3. 40, 144, 468
Фрейзер Д. 469
Фриче В. М. 249
укидид 218 Фуко П. 254 Фурье Ш. 482
Хайдеггер М. 59. 72, 209, 253, 301, 345 Хакен Г. 443 Хаузер А. 442 Хёйзинга Й. 263 Хемингуэй Э. 168, 453 Хетчесон Ф. 140. 193. 198 Хлебников В. 167 Хогарт В. 150, 193 Хомяков А. С. 25, 438 Хоум Г. 193 Хрисипп 124, 182
Ц
Цветаева М. И. 98, 167, 470 Цейзинг А. 145 Цецилий 154, 155, 457 Циммерман Р. 31, 151, 201, 246 Цицерон 182, 325, 457
Чавчавадзе Н. 3. 70, 83, 112
Чайковский П. И. 134, 151, 295,
297, 454
Чапек К. 470, 471
Чаплин Ч. 114
Чернышевский Н. Г. 25, 96, 97,
101, 120, 142, 154, 160, 206-208,
211, 218, 289, 519
Чехов А. П. 98, 150, 371, 394
Чимароза Д. 140
Чинцио 137
Чухрай Г. Н. 288
536
III
Шагал М. 506 Шагинян М. С. 379 Шаляпин Ф. И. 379, 506 Шамбре Ф. де 190 Шарден Ж. 293, 297, 298, 449 Швейцер А. 440 Шевченко Т. Г. 456 Шекспир В. 98, 106, ПО, 111, 117, 118, 130, 131, 138, 166, 212, 218, 288, 395, 453, 462 Шел ер М. 345 Шелли П. 131
Шеллинг Ф. 24, 62, 119, 144, 159, 203, 244 Шестаков В. 69 Шефтсбери Л. 140, 193, 194 Шиллер Ф. 17, 18, НО, 118, 140, 141, 145, 154, 193, 197, 198, 203, 231, 263, 287, 482, 516 Шишкин И. И. 456 Шкловский В. Б. 250, 251 Шлегель Август 18. 467 Шлегель Фридрих 18, 467 Шлейермахер Ф. 252, 300 Шмелев Н. П. 501 Шмит Ф. И. 249 Шнитке А. Г. 466 Шолохов М. А. 234 Шопен Ф. 340, 350, 354, 356, 456 Шопенгауэр А. 20, 120, 131, 151, 225, 245, 256, 436, 467, 517 Шостакович Д. Д. 134,153, 466. 481 Шоу Б. 470, 471 Шпенглер О. 38. 436-438. 440, 442, 487 Шпор Л. 110 Штайн Эдит 345
Штейнгаузен Ф. 476 Штраус Р. 210, 470 Шуберт Ф. 479 Шуман Р. 152, 456, 479
Щ
Щедрин Р. К. 481 Щепкин М. С. 375
Э
Эйзенштейн С. М. 322 Эйхенбаум Б. М. 250, 251 Эккерман И. 212 Эль Греко 227 Эмпедокл 116, 175 Энгельс Ф. 23, 121, 160. 448 Энесидем 182 Эпиктет 165, 182 Эпикур 182
Эразм Роттердамский 188, 462 Эсхил 115, 131, 143, 166, 461 Эшенбах (Вольфрам фон Эшен-бах) 489
Ю
Ювенал 136 Юдина М. В. 481 Юм Д. 193, 194, 300 Юнг К. Г. 40. 468 Юстиан, император 183 Юстнн Мученик 184
Я
Якобсон Р. 301 Янкелевич Ю. И. 457 Ясперс К. 59, 260 Яусс Г. 301
СОДЕРЖАНИЕ
Студентам от автора.................................................... _................ 3
Учебная программа курса............................................................ 5
План курса..................................................................................... 43
Рабочая программа...................................................................... 45
ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА................ 47
Лекция I
1. Предмет, категориальный аппарат и методы эстетики... 47
2. Сущность эстетического.................................................. 70
2.1.Объективный характер эстетического
в действительности........................................................... 72
Лекция II
2.2.Структура эстетического сознания................................. 89
НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ...................... 113
Лекция III
1. Трагическое и комическое.......................................... 113
1.1. Трагическое..................................................................... 114
1.2. Комическое.................................................................... 135
Лекция IV
5Т 2. Возвышенное и низменное........................................ 154
Лекция V
3. Прекрасное и безобразное........................................... 172
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА................................. 220
Лекция VI
1. Искусство как высшая форма эстетического познания
и эстетической деятельности человека........................ 220
1.1. Определение границ искусства.................................... 220
1.2.Миметическая сторона природы искусства................. 226
Лекция VII
" 1.3. Творческо-созидательная (деятельностная) сторона
природы искусства........................................................... 242
1.4. Понятие деятельности..................................................... 255
538
"■', 1.5. Социально-ролевая организация искусства
как сложно-динамическая система............................... 261
Лекция VIII
2. Содержание и форма в искусстве................................ 273
2.1. Гносеологический параметр: два аспекта проблемы
содержания и формы в искусстве.................................. 273
2.2. Субстанциальный параметр: содержание и форма
/г. как идеальное и материальное......................................... 276
' 2.3.Семиотический параметр:
изобразительное и выразительное в искусстве.............. 280
2.4. Диалектика художественного содержания
и художественной формы................................................. 287
2.5. Произведение искусства в системе
художественной культуры................................................ 298
МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА......................................................... 307
Лекция IX
У, 1. Система искусств............................................................. 307
1.1. Методологические основы морфологического
изучения искусства............................................................. 307
^1.2. Дифференциация и-интеграция искусств........................... 313
Лекция X
О 1.3. Искусство как система классов, семейств, видов,
разновидностей, родов и жанров....................................... 326
Лекция XI
2. Бытийный статус музыкального произведения............... 339
Лекция XII,
3. Исполнительское искусство^............................................. 366
3.1. Творческая деятельность в системе художест
венного производства.......................................................... 366
3.2.Признаки исполнительского искусства.............................. 374
3.3.Художественная интерпретация........................................... 383
3.4.Специфическая функция исполнительства......................... 400
Лекция XIII
3.5. Ж. Бреле о творческих результатах исполнительс
кого процесса....................................................................... 409
539
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА........................................................... 433
Лекция XIV
1. Линейный принцип построения истории искусств
и теория локальных цивилизаций........................... 433
2. Творческий метод, направление, течение, школа
и стиль как категории историко-художественного
процесса............................................................................... 444
2.1. Сущность творческого метода и его структура........... 444
2.2. Художественное направление, течение, школа, стиль... 454
Лекция XV
2.3.Идейно-эстетические ориентации и принципы художественного творчества в исторической перспективе.. 461
2.4. Творческий метод и мировоззрение художника_____ 466
2.5. Исполнительский идеал, исполнительский метод
и исполнительский стиль.............................................. 472
Лекция XVI
^. 3. Эстетическое и художественное воспитание............... 482
Лекция XVII
4. Студент и эстетика............................................................ 492
Планы семинарских занятий.................................................... 510
Именной указател ь................................................ 527