Семиотический параметр.
Художественный метод проявляется не только как способ познания и оценки воспроизводимых явлений действительности, но и как способ кодирования добываемой художником информации. Он имеет, следовательно, семиотическую грань. Понятно, что художник, стремящийся сделать свое творчество максимально доступным другому человеку, будет использовать совсем не тот художественный язык, который понадобится автору, с порога и принципиально отвергающему саму возможность понимания плодов его иррационального самовыражения широким кругом людей.
I 5 Заказ № 249
450 Эст етическое и художественное развитие обществ у
Каждый творческий метод вырабатывает свой художественный язык. Одни методы предпочитают отражать действительность в «формах самой жизни», другие исходят из установки, что видимый мир не имеет подлинной реальности, и истинной основой жизни являются отвлеченные идеи.
Таков, скажем, абстракционизм, который берет себе в союзники мировоззрение Платона и религиозно-мистические представления в духе философии раннего Средневековья. Платон (428-348 до н. э.) утверждал, что мир вещей не является миром подлинно сущего. А в ветхозаветной эстетике патристики уже возникли понятия аллегории и символического образа. Опираясь на древнегреческие и древнееврейские философско-эстетические системы, Климент Александрийский (150-215) создал теорию символизма. Высшие истины бытия подвластны только символическому образу. Чтобы их постигнуть, необходимо особым образом сориентировать разум человека. Алогизмы Священного Писания рассчитаны на осознанную концентрацию духовных усилий. Скрытый смысл Библии становится доступным только тому, кто проникает в символ, притчу, иносказание. Сторонник иконопочи-тания Иоанн Дамаскин (675-753) обосновал символику цвета. Божественному и императорскому достоинству соответствует пурпурный цвет, красный символизирует пламя и может использоваться для воплощения образов покаяния и очищения, белый - цвет одежды Христа, синий - знак трансцендентного мира, зеленый - это цветение и юность, а черный, конечно же, - смерть.
|
|
По остроумному замечанию одного искусствоведа, задача художника-абстракциониста состоит в том, чтобы воплотить улыбку кота, не изображая самого кота. Художественная суть абстракционизма состоит в перенесении принципов архитектонического творчества на область изобразительных искусств.
Основоположник абстрактной живописи Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) в трактате «О духовности в искусстве» подробно аргументировал тезис о том, что живописные композиции - символы внутренних состояний художника. Горизонтальная линия символизирует покой, вертикаль-
|
|
451 |
Лекция XIV
ная движение; красный цвет - это символ мужества, а белый символ рождения и т. д. Вот как выглядит словесная «программа», которую Кандинский предпосылает одному из своих полотен.
Синее, синее, поднималось, поднималось и падало,
Острое, тонкое, свистело и втыкалось, но не протыкало.
Густо коричневое повисло будто на все времена.
Будто.
Будто.
Шире расставь руки! Шире, шире.
И лицо свое закрой красным платком.
И может быть оно еще не сдвинулось,
сдвинулся ты сам? Белый скачок, за белым скачком, И за этим белым скачком, белый скачок. И в белом скачке, белый скачок. В каждом белом скачке, белый скачок.
Вот это-то и плохо, что ты не видишь мутное.
В мутном-то оно и сидит,
Отсюда все и начинается
.......................................................... треснуло!
Параметр моделирования.
Итак, явления действительности отобраны, оценены и приняли в воображении автора знаково-языковую форму. Теперь художественный образ должен объективироваться в материале искусства. Поскольку же предметно-физическая сторона художественного произведения может рассматриваться как модель предметно-физической реальности, творческий метод представляет собой способ образного моделирования жизни.
Термин «модель» (от латинского слова тос1и1и8 - образец, норма) используется в логике и методологии наук в значении аналога определенного фрагмента природной и социальной реальности, порождения человеческой культуры. Модель и оригинал модели (то есть то, что моделируется) могут находиться в аналоговых или контрастных отношениях. В свою
452 |
Эстетическое и художественное развитие общества
очередь аналоговые связи бывают отношениями изоморфизма или гомоморфизма. Первые представляют собой отношения взаимно-однозначного соответствия (одинаковости, равенства, точного сходства), вторые - отношения уподобления (более общего, более слабого соответствия). Изоморфизм в искусстве связан прежде всего с созданием копии, репродукции и используется художественными платформами натурализма или гиперреализма. Гомоморфизм, предполагающий воспроизведение сути и возможность отступления от оригинала модели в отдельных деталях, больше соответствует художественным принципам реалистического искусства.
Что же касается контрастного моделирования, то его принципы ближе всего многочисленным антимиметическим явлениям в художественной культуре, строящимся на деформации образов реального мира. Так, например, кубизм выдвинул на первый план конструирование объемной формы на плоскости. Его приверженцы стремятся к выявлению простых стереометрических форм (куб, конус, цилиндр) и разложению сложных фигур на простые. Рассказывают, что в период увлечения кубизмом Пикассо, будучи превосходным рисовальщиком, делал мгновенный эскизный набросок, обладавший удивительным портретным сходством, а затем последовательно осуществлял серию его разрушений, чтобы выразить внутреннюю суть персонажа.
Если учесть, что моделирование, взятое в его широком значении, есть метод исследования объектов познания на их моделях, становится ясно, что параметр моделирования и гносеологический параметр творческого метода неотделимы друг от друга. Столь же неразрывно связаны и другие его составляющие. Гносеологический параметр не существует отдельно от аксиологического, поскольку познание и оценка в искусстве нераздельны, а семиотический - от аксиологического и т. д.
Каждый художественный метод - это система принципов творчества. Вот почему любая попытка оконтурить его, определить его границы в историко-художественном процессе, отнести к нему именно эти, а не другие художественные явления, возможна лишь на основе выявления системыприн-
|
|
Лекция XIV
ципов, а не какого-либо одного из них. Можно согласиться с М. Каганом, что никакая фантазия, никакой гротеск, никакие условности художественного языка сами по себе не размывают «берегов реализма». И если творческая фантазия Шекспира извлекает из небытия призрак отца знаменитого датского принца, если воображение Сервантеса побуждает последнего из оставшихся в Испании рыцаря совершать возвышенные по мотивам и нелепые по своим последствиям деяния, если благодаря причудливому вымыслу Джонатана Свифта один неутомимый англичанин попадает из страны лилипутов в страну великанов, реализм как творческий метод не меняет своей сути и не утрачивает свою качественную определенность.
Надо учитывать, что художественный метод - категория высокой степени обобщенности. Эстетический или искусствоведческий анализ будет эффективен только тогда, когда в его орбиту вовлекается широкий круг художественных явлений. Изолированно взятое произведение далеко не всегда и далеко не сразу обнаруживает свою принадлежность к тому или иному художественному методу. В каждом конкретном произведении творческий метод реализуется не полностью.
Художественный метод - исторически конкретное явление. В своем развитии он может претерпевать серьезные изменения. Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить реализм О. Бальзака, Ч. Диккенса и Н. В. Гоголя с реализмом X. Фаллады, А. Кронина и Э. Хемингуэя. Вывод очевиден: перед нами и тот же самый метод, и иной. Его основные принципы сохранились.
Не следует думать, что каждый художественный метод проявляется во всех областях искусства с одинаковой эффективностью. Как раз наоборот: сфера его влияния в разных классах, семействах и видах искусства бывает большей или меньшей. Символизм проявился с максимальной полнотой в литературе, импрессионизм - в живописи и музыке, а неореализм - в искусстве кино. Трудно забыть и безрезультатные попытки некоторых эстетиков и искусствоведов обнаружить социалистический реализм в непрограммной музыке и архитектуре. Их потуги заканчивались конфузом.
|
|
454 Яг тетическое и художественное развитие обществу
И, наконец, некорректно не видеть, что определенное число художественных произведений прихотливо объединяет в себе черты разных методов творчества. Поливалентность последних - не столь уж редкое явление. Одни художники (И. Е. Репин, П. И. Чайковский), проходя свой жизненный путь, сохраняют верность однажды избранному методу творчества, другие (П. Пикассо, И. Ф. Стравинский) - свои пристрастия меняют неоднократно. Не удивительно, что в исследовании ис-торико-художественного процесса мы можем столкнуться не только с отчетливыми проявлениями сложившихся систем творческих принципов, но и с их «стертыми», «переходными» формами. Ведь художника можно «застать» в период активного поиска или блуждания: с одними принципами творчества он еще до конца не распрощался, а другие - еще полностью не обрел.
2.2. Художественное направление, течение, школа, стиль
Строго говоря, творческий метод - это еще не сама эстетическая реальность. Метод есть лишь некая совокупность принципов. «Носителем» метода является художник. Писатель, скульптор или живописец «стоят» на платформе того или иного метода и руководствуются им в своем творчестве.
Что же касается художественного направления, то это метод, ставший живым процессом развития искусства. Направление представляет собой объективированный метод, то есть метод, воплощенный в бронзу и мрамор, в телодвижение и масляную краску, опоэтизированное слово и музыкальный звук. Не случайно направление характеризуют как объединение художников на базе определенного метода творчества. Общность принципов порождает и единую направленность творческого процесса. Такая общность и обусловливает художественное направление как эстетическую реальность. Следовательно, направление - это исторически сложившаяся общность художественных явлений, объединенных относительным единством идейно-эстетических ориентации и принципов творчества.
455 |
Лекция XIV
Метод и направление неразрывны как две стороны одной медали. Каждому творческому методу соответствует одно и только одно художественное направление. Когда мне задают вопрос: классицизм - это метод или направление, я всегда отвечаю: это и метод, и направление. Как своеобразная система принципов творчества, классицизм есть художественный метод, а как живой конкретно-исторический процесс развития искусства во всей совокупности его художественных произведений, классицизм есть направление. То же может быть сказано о сентиментализме, романтизме, натурализме, критическом реализме, импрессионизме и т. д.
Каждое художественное направление возникает, существует и реализует свой потенциал благодаря тем отношениям, которые складываются между ним и другими направлениями (ранее существовавшими или ныне существующими). Изолированно они развиваться не могут. Как убедительно было показано в исследованиях А. Зися, существенным параметром самоопределения художественного направления становится «переоценка ценностей» по отношению к хронологически предшествующим художественным общностям или к сложившимся в ту же эпоху. С одной стороны - искусство Возрождения «переоценивает» художественный опыт Средневековья, а романтизм - творческую практику классицизма. С другой стороны - сентиментализм не идет на смену классицизму, а авангардизм - реализму. Они существуют «рядом» и развиваются параллельно.
Между художественными направлениями могут возникнуть как конфронтационные отношения, так и приводящий к синтезу диалог. Просветительский реализм был непримиримым оппонентом классицизма, что послужило мощным стимулом их развития и стилевого самоопределения, а романтизм «мирно сосуществовал» с сентиментализмом, который со своими идеалами «естественности» и «природности» человека (Руссо), как и романтизм, настороженно относился к достижениям современной цивилизации.
Иногда приходится сталкиваться с отождествлением понятий направления и течения в искусстве. Такое отождествление ошибочно. В одном направлении могут существовать
[ «. ш^ш
45 6 |
Эстетические п худ ожественное р азвитие общества
разные течения, направление и течение связаны как общее и особенное. Течение - это структурное подразделение внутри направления, обусловленное спецификой предмета художественного освоения, а также национальным или провинциальным своеобразием.
Одно течение может отличаться от другого отражением разных сторон жизни. В русском искусстве XIX столетия к более тесным группировкам в рамках одного и того же художественного образования стремились явления, принадлежащие разным видам искусства: творчество В. Г. Перова, Н. А. Некрасова и М. П. Мусоргского отличал интерес к острым социальным конфликтам, М. И. Глинку и А. П. Бородина объединяло тяготение к эпическим образам, Н. А. Римоко-го-Корсакова, В. М. Васнецова и А. К. Лядова - отражение реальности сквозь призму народной сказки, а И. И. Шишкина, И. И. Левитана и И. К. Айвазовского - потребность воспеть красоту русской природы.
Течения в искусстве могут также отличаться национальным или региональным своеобразием: сравните, например, Н. Некрасова с Т. Шевченко или Р. Шумана, Э. Грига и Ф. Шопена. В этом смысле понятие «течение» отчасти совпадает с понятием «школа». Ведь под школой ъ искусстве часто и не без основания имеют в виду национальные или провинциальные ответвления художественного направления. В качестве примера назовем нидерландскую (франко-фламандскую) школу в музыкальном искусстве ХУ-ХУ1 веков, связанную с расцветом полифонии строгого стиля (Г. Дюфаи, Й. Оке-гем, Я. Обрехт, Ж. Депре, О. Лассо), а также мангеймскую школу в немецкой музыке XVIII столетия (Я. Стамиц, Й. Каннабих и др.), подготовившую формирование классической симфонии в творчестве Й. Гайдна и В. Моцарта. При этом течение выводится за рамки школы тем самым признаком, который мы определили как специфику предмета отражения, а школа, в свою очередь, оказывается шире течения потому, что может еще означать передачу художественного наследия, традиций, «цеховых секретов» в процессе обучения. Так, подмастерье на первых порах допускался средневековым мастером лишь к растиранию красок, затем к выполнению не самых ответствен-
457 |
Лекцпя XIV
ных участков творческого труда и только потом, переняв и усвоив все необходимые навыки и знания, претендовал на собственную мастерскую. Понятие «школа», таким образом, связано с выявлением константного, традиционного, наследуемого в искусстве (таковы, например, фортепианная школа Г. Г. Неигауза, давшая мировой музыкальной культуре таких прославленных музыкантов, как С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, А. И. Ведерников, Т. Д. Гутман, Л. Н. Наумов, скрипичная школа Ю. И. Янкелевича, среди воспитанников которой можно назвать В. В. Третьякова, В. Т. Спивакова, И. В. Боч-кову, Г. Е. Жислнна, Т. Т. Гринденко и др.).
Если «творческий метод» - самая молодая эстетическая категория из всех рассматриваемых в этой теме, то «стиль», безусловно, самая старая. Впервые она встречается у Цицерона (106-43 до н. э.) в трактате «Об обязанностях» и употребляется как совокупность формальных приемов, которыми пользуется оратор. Это же значение присуще понятию стиля в I веке новой эры, о чем свидетельствует трактат Цецилия «О высоком». Позднее оно используется в риторике Квинти-лиана, выделявшего высокий, средний и низкий стили ораторской речи, а также в связи с изучением анафоры, эллипса, антитезы, инверсии, умолчания и других стилистических фигур в эпоху Средневековья и в период так называемого Нового времени.
В центре общего внимания проблема стиля оказалась во второй половине XIX столетия. Интерес к этой категории был своеобразной ответной реакцией на распространившиеся в культуре тенденции стандартизации, все более широкое использование унифицированных шаблонов. Именно в этот период особое значение приобретало подчеркивание неповторимой индивидуальности художника, специфичности его стиля. Стиль тогда понимался как индивидуальная манера
письма.
Надо сказать, что этой трактовке способствовало то обстоятельство, что в древности и в средние века стилем называли заостренный стержень из кости, дерева или металла, которым писали на бересте или восковых дощечках (слово «стиль» происходит от латинского зШиз и греческого з!у1оз, букваль-
Эстетическое и художественное развитие обществу
_------------------------------------------------------------------------------------ ■—----------------------------------------------------------------------------- ~~~
но означающих - палочка). В это время, к тому же, получило распространение изречение Ж. Бюффона: стиль - это человек. Однако понимание стиля как индивидуальной манеры письма не могло быть отнесено к тем культурам, в которых искусство формировалось без ощутимого влияния личности. Таким, например, было древнеегипетское искусство с его традиционным геометризмом и сохранявшейся на протяжении веков твердо внеличной системой форм (пространство, в котором размещались изображенные персонажи, сводилось к плоскости, художник не знал перспективы, лица и ноги показывались в профиль, а верхняя часть туловища разворачивалась в фас и т. д.). Стало ясно, что стиль - многозначное понятие и что оно во всех случаях связано с различными аспектами внешней организации художественного произведения, с выявленным единством художественного формообразования.
В широком смысле слова стиль - это образная система средств выразительности, творческих приемов, обусловленных единством художественного содержания. Вот почему вполне правомерно говорить о стиле отдельного произведения или жанра в искусстве, об индивидуальном стиле конкретного автора, о стилистических особенностях течениям школы, о стиле художественных направлений и даже целых эпох.
Так, для романского стиля в архитектуре, сложившегося в X столетии и активно распространявшегося в XI и XII веках, характерны внешняя незамысловатость строения, приземистость и тяжеловесность при большом внимании к интерьеру, а также огромное количество каменных чудовищ, львов, кентавров и химер. Последнее было результатом влияния «иконоборчества», приведшего в изобразительном творчестве к торжеству «звериного стиля». Ничего подобного мы не найдем в архитектуре предшествующей эпохи. Античные храмы имели значительно более скромный интерьер, но отличались внешним великолепием, размахом и гармоничностью форм, украшались скульптурными изображениями богов и мифологических героев.
Готический стиль ХП-ХУ веков, ведущим архитектурным типом которого стал городской собор, характеризуется стрельчатыми арками, боковым распором крестовых сводов, огром-
Лекция XIV
ными окнами с многоцветными витражами, гигантскими ными башнями. В службу вплетались элементы"и^ кои драмы, в музыке господствовал григорианский хорал (полифония - изобретение Х1У-ХУ веков). Одноголосная неметризованная мелодия хорала носила внеличный. объективный характер и символизировала единение чувств («истина едина»). Освобождение от власти повседневной реальности было главным условием религиозного самоуглубления. Все говорило об укорененности в художественном сознании образа страдающего человека.
Таким образом, определенное единство историко-культурного содержания эпох обусловливает в них устойчивую общность художественно-образных приемов и средств. Стиль эпохи, так же как и стиль направления или течения, очерчивает ее как нечто индивидуально-самобытное. Стилевая общность есть общность самобытностей. Стиль - это совокупность особенностей, отличающих на уровне языка одни художественные явления от других.
Надо отметить, что в эстетике и в искусствознании нередко приравниваются понятия «направление», «эпоха», «стиль» и они используются чуть ли не как совершенно идентичные. Искусство барокко характеризуют и как стиль, и как направление, общеупотребительным стало и словосочетание эпоха Барокко. Еще чаще говорят - эпоха Романтизма, хотя в хронологических пределах существования романтизма были еще и классицизм, и реализм, и сентиментализм.
Напомним, что вплоть до XVIII века всеобщие истории искусства мало отличались друг от друга: в них фигурировали «эпохи» (Античность, Средневековье, Возрождение), а членение художественного процесса осуществлялось на основе категории «стиль». И только когда категория «стиль», с ее отчетливой причастностью к области выразительных средств, оказалась не вполне пригодной для описания других художественных явлений, имеющих как бы «внестилевой», «надсти-левой» характер, возникли понятия художественного направления, течения и школы.
Понятия «направление» и «стиль» не эквивалентны. А. Зись убедительно доказал, что «направление» акцентирует
Эстетическое и художественное развитие общес тву
идейно-эстетическую направленность художественного творчества и выражает себя на уровне художественной концепции произведения, тогда как «стиль» - это общность языковая, общность, лежащая в сфере приемов и выразительных средств. «Направление», стало быть, фиксирует родовую тенденцию развития искусства как особого способа мировиде-ния, а «стиль» характеризует проявление этой тенденции на уровне художественного языка. Кроме того, «направление» часто не замыкается на каком-то одном стиле (реализм как художественное направление является обладателем богатого стилевого многообразия). В другом значении («стиль эпохи») понятие стиля может быть шире понятия направления: стиль эпохи - это знак культуры определенного времени, а эпоха нередко объединяет в себе различные направления историко-художественного процесса.
По этой причине «эпоха» и «направление» также не идентичны. Понятие «эпоха» характеризует хронологические рамки того или иного художественного процесса, а не его специфическое качество. В одном отношении «эпоха» шире, чем «направление», поскольку, как уже было сказано, она способна вобрать в себя несколько направлений. В другом же отношении она оказывается уже его, ведь художественное направление может развиваться и за пределами «своей» эпохи (романтизм, например, благополучно продолжал существовать и в «эпоху» реализма).
Этим мы завершаем определение и разграничение категорий «творческий метод», «художественное направление», «течение», «школа» и «стиль». Такова синхроническая ^(логическая, теоретическая, понятийная) сторона их соотношения. Однако для полноты картины их взаимосвязей нам придется также рассмотреть и диахроническую (историческую, процессуальную) сторону, чему будет посвящена следующая лекция нашего цикла.
461
Лекция XV
2.3. Идейно-эстетические ориентации и принципы художественного творчества в исторической перспектино
В прошлой лекции были даны определения таким явлениям историко-художественного процесса, как эпохи, метод направление, течение, школа и стиль. Однако понимания сущности этих явлений и их основных отличий недостаточно. Важной задачей остается раскрытие механизмов их взаимодействия в реальной исторической перспективе. Это означает, что синхронический подход надо совместить с диахроническим и представить историко-художественный процесс прежде всего как некое системное единство трех основных форм существования художественных структур (синкретических, дифференцированных и синтетических) и двух встречных тенденций (от изначального синкретизма - к дифференцированным структурам, и от этих последних - к новым синтетическим образованиям).
Искусство первобытного, дорабовладельческого общества обладало изначальной нерасчлененностью, диффузностью, неопределенностью структуры. В нем не могли выделяться методы, направления, течения и стили. Они еще не сформировались. В эпоху Античности только намечается первоначальное своеобразие национальных культур и стилевые особенности индивидуального письма: язык трагедий Эсхила отличается от языка Софокла и Еврипида. Аристотель фиксирует складывающиеся принципы творчества, в искусстве начинают появляться отдельные каноны и нормы, которые, по мнению Буало, Винкельмана, Лессинга и Маркса, даже на значительно более поздних этапах историко-художественного процесса будут восприниматься как безусловные ориентиры и недосягаемые образцы.
И все же, несмотря на формирующееся многообразие, это искусство воспринимается прежде всего как некое единство в определенных хронологических рамках, поэтому в анализе структуры мирового историко-художественного процесса мы совершенно обоснованно прибегаем к привычной формуле - эпоха Античности.
462
Эстетическое и художественное развитие общества
Лекция XV
163
В Средневековье дифференциация структурных элементов историко-художественного процесса становится более определенной. Канонические традиции Античности (латинский тип культуры, правила риторики и некоторые другие) по-разному усваиваются западным и восточным Средневековьем. Однако их художественная общность, проявляющаяся в определенных хронологических границах, еще достаточно сильна, вот почему вполне правомерен и сам термин эпоха Средневековья.
Важной вехой историко-художественного процесса стало искусство Возрождения. Следует, очевидно, полностью поддержать теоретическую позицию А. Зися, согласно которой культура этого периода характеризуется одновременно как последняя «эпоха» (эпоха Возрождения) и как первый этап самоопределения «художественных направлений». Искусство начинает развиваться не хронологическими массивами, а отдельными потоками. При этом становление и чередование художественных направлений осуществляется весьма своеобразно: оно не синхронно смене общеисторических эпох и далеко не одномоментно в различных видах искусства. Общность идейно-эстетических ориентации и принципов творчества по разному складывалась в изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль) и в поэзии (Петрарка, Боккаччо, Тассо, Ариосто). Все более заметно давала о себе знать реалистическая тенденция в литературе («Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Дон Кихот» Сервантеса, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, практически все творчество Шекспира). Однако потребовалось еще немало времени, чтобы эти процессы окончательно проявились. Только к XVII веку, наряду с реализмом позднего Ренессанса, устоялись такие художественные явления, как барокко, классицизм, сентиментализм и преромантизм.