Тема: Социально-педагогическая деятельность в конфессиях

Основные понятия:

Религия — мировоззрение и мироощущения, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

Христианство — одна из мировых религий, происходящая от учения Иисуса из Назарета (Христа) с 1-го века н.э., насчитывающая около двух миллиардов последователей, состоящая из разнообразных течений и исповеданий: римо-католичество, православие и протестантизм.

Конфессии — разновидность исповедания (в христианстве чаще всего используется по отношению к протестантскому вероучению), обладающая соответствующей организацией, особенностью вероучения и социальным устройством.

Семинар-диспут 41. Церковь и социальная педагогика — точки соприкосновения

1. «Возлюби ближнего как самого себя». Как вы понимаете эту заповедь? Представьте себя в роли ребенка-инвалида, ребенка-сироты, ребенка-попрошайки и предложите варианты исполнения этой заповеди по отношению к такому ребенку.

2. «Не пожелай жены ближнего». Как вы понимаете эту заповедь? Как это отражается на проблемах ребенка?

Могут ли сотрудничать в области социально-педагогической деятельности государство и церковь? Нужно ли такое сотрудничество? Как оно может регулироваться? Предложите варианты такого сотрудничества.

4. Возможно ли изучение Библии как светского произведения? Какую пользу это может принести социальному педагогу?

Семинар-практикум 42. Библия и социально-педагогическая деятельность

На занятии приводятся выдержки из Библии, в которых содержатся примеры социально-педагогической деятельности и предлагаются вопросы студентам.

1. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас... когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Что бы милостыня твоя была втайне» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 1-4).

Обоснуйте верную или неверную форму подачи милостыни. Какую награду должен ожидать подающий милостыню: от окружающих, от нищего в качестве благодарности, от себя в качестве повышенной самооценки или по какой-либо другой причине?

2. «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он останется у пришельца, сироте и вдове...

Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собой ветвей; пусть останется пришельцу, сироте и вдове.

Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою; пусть останется пришельцу, сироте и вдове (Второзаконие, гл. 24, ст. 10-21).

В чем социально-педагогический смысл этих, казалось бы, бытовых правил? Можно ли представить выполнение этих правил в нашем обществе? Напишите подобные правила, возможные для выполнения в наше время.

3. «Если в собрание ваше войдет человек с золотым перст нем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у моих ног, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которые он обещал любящим. Не богатые ли притесняют вас? И не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Послание Иакова, гл. 2 ст. 1-10).

Что значит поступать с лицеприятием? Согласны ли вы с утверждением, что нужно оказывать больше уважения богатым, чем бедным?

4. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Послание Иакова, гл. 2, ст. 14-17).

Разделяются ли в христианстве добрые намерения и добрые дела? Можно ли назвать верой идею, которая не подкрепляется делами?

Литература

Библия: Ветхий и Новый завет. — М., 1994.

Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — И., 1993.

Менъ А. История религии. — М., 1991.

Милосердие: Учеб. пособие. — М., 1998.

ШестунЕ. Православная педагогика: Истор. психолого-педагогические очерки. — Самара, 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: