Спонтанными называются такие ролевые игры, ситуации для которых придумывают сами обучающиеся и затем предлагают их всей группе. На их основе и строится дальнейшая игра с привлечением других членов группы и тех, кто соприкасается в реальной жизни с похожей проблемой, чтобы дать возможность поэкспериментировать с различными подходами.
Здесь также можно использовать метод обмена ролями.
Метод спонтанных игр очень удобен для того, чтобы начать процесс перенесения знаний из группы в реальную жизнь. Приобретенные умения и навыки применяются для решения реальных задач в безопасной обстановке, и учащиеся видят, что их обучение носит практический характер. Обычно этот метод очень хорошо воспринимается, так как люди исполняют значимые для себя роли, либо действуют на основе личного опыта.
Обучение происходит как во время обсуждения, так и в течение самой игры (которую можно проводить несколько раз, чтобы выяснить эффективность различных подходов). Кроме того, идет процесс закрепления более ранних уроков.
Метод спонтанных ролевых игр очень удобен для того, чтобы начать процесс перенесения знаний из группы в реальную жизнь. Приобретенные умения и навыки применяются для решения реальных задач в безопасной обстановке, и учащиеся видят, что их обучение носит практический характер. Обычно этот метод очень хорошо воспринимается, так как люди исполняют значимые для себя роли либо действуют на основе личного опыта.
Созданные персонажи должны быть реалистичными и легко узнаваемыми. Нужно привести краткую информацию о них (опыт, возраст, занимаемая должность и т. д.). С другой стороны, не следует перегружать персонажи мельчайшими подробностями. Участники должны иметь простор для собственной интерпретации роли. Заданные характеристики вместе с описанием предлагаемых мнений и действий формируют только основу роли.
Чтобы придать игре живость и убедиться, что она не закончится через две минуты, нужно включить в нее элемент разногласия или поставить участникам различные цели. Можно набросать в общих чертах, в чем заключается разница во мнениях, какие есть слабые места и пробелы. Это поможет сосредоточить внимание на конкретных проблемах.
Могут возникнуть трудности с распределением женских и мужских ролей. В идеале все роли должны быть универсальными, подходящими обоим полам. Следует пользоваться простым, понятным языком и стараться не затягивать время подготовки, потому что время, затраченное на простое восприятие информации, само по себе непродуктивно. Однако при рассмотрении более сложных ситуаций иногда возникает реальная потребность подробно донести необходимое количество информации, чтобы более реалистично обрисовать обстоятельства и указать на существование нескольких вариантов развития ситуации.
Составление новой игры требует немалых затрат времени, но стоит того, если с помощью хорошо знакомой для группы ситуации тренер сможет «зацепить» интерес и воображение учащихся. Это придаст им больше энтузиазма и улучшит результаты обучения. Однако обсуждение таких игр обычно сложнее, так как нелегко отделить происходившее в игре от реальности, чтобы сконцентрироваться на последствиях поведения участников.
Практическое задание: проведение деловой игры в студенческой группе. Можно предложить участникам некоторые примерные раздаточные материалы, которые позволили бы сформировать навыки ведения деловых игр.
1. СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Общее впечатление о ролевой игре. Хорошо ли она прошла?
2. Что именно было хорошо? Приведите примеры. Постарайтесь ограничиться двумя или тремя самыми яркими.
3. Какие моменты были не столь удачными? Приведите примеры. Как и ранее, ограничьтесь самыми важными.
4. Попытайтесь добиться от участников предложений (или, если у них не получится, сделайте это сами) относительно возможных альтернативных способов решения проблемы, которые могли бы дать лучшие результаты.
5. Подведите итоги и убедитесь, что всем все понятно.
2. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
1. Участники делятся впечатлениями по поводу того, как прошла игра. Удалось ли им достичь того, к чему они стремились? По их мнению, они добились успеха? Какие чувства они испытывали в различные моменты игры?
В процессе подведения итогов своей работы участники зачастую сами касаются неудачных моментов. В таких случаях третьей стороне (наблюдателю или тренеру) не нужно делать критических замечаний. Нередко люди слишком критично оценивают свои действия, и когда это происходит, желательно, чтобы другие члены группы отметили положительные моменты: «Все было не так уж плохо, как вам кажется, потому что...» Здесь важно понимать, что самооценка - самый лучший способ осознания необходимости измениться. Следует обсудить все поднятые вопросы.
2. Наблюдатели и другие члены группы высказывают конкретные комментарии. За этим следит тренер, предоставляя возможность высказаться как можно большему числу людей и ограничивая их выступления несколькими замечаниями.
Наблюдения и комментарии наблюдателя помогают и ему, и участникам извлечь больше уроков из игры..
3. Необходимо, чтобы участники сначала выслушали все замечания, потом они смогут их прокомментировать.
4. Перед завершением тренинга тренер должен отметить другие важные моменты, которые были упущены и до сих пор не упоминались, а затем сделать обобщающие выводы. При подведении итогов необходимо:
· сконцентрироваться на навыках (уроках, выводах), которые должны были быть извлечены;
· попытаться абстрагироваться от происшедшего, чтобы исследовать результаты конкретных событий и моделей поведения;
· поздравить и поблагодарить участников за работу.
3. ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РОЛЕВОЙ ИГРОЙ
Записывайте как положительные, так и отрицательные наблюдения.
Пункты наблюдения | Примеры поведения и последствия |
Вступление Была ли создана непринужденная обстановка? Как проходил выбор места действия, усаживание, выбор стульев, соблюдение формальностей? Была ли ясна позиция участников и их цель? | |
Основная часть Внимание к собеседнику, использование вопросов, слушание. Слаженность действий участников и соблюдение ими правил игры. Структура и направление беседы. Язык телодвижений; характерные стили поведения. Взаимопонимание и соглашение. Кто больше говорит? | |
Заключение Полученный результат, чувства в конце, согласие или соглашение. Выводы. Общая эффективность Были ли достигнуты цели? |
Просьба студентам составить памятку для участников игры и составить план проведения игры. Затем можно обратиться к примерным схемам и обсудить результаты и формы, предложенные студентами.
4. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Вам сейчас предстоит участвовать в ролевой игре. Прочитайте предложенные ниже рекомендации, они могут оказаться полезными для вас.
1. От вас не требуется быть хорошим актером или развлекать собравшихся. Цель ролевой игры - смоделировать ситуацию, в которой вы могли бы отработать определенные навыки. Когда вы будете читать описание, попытайтесь представить себе эту ситуацию и ведите себя наиболее естественным для вас образом. Но помните о том, что роль может предполагать подход, несколько отличающийся от того, к которому вы, возможно, привыкли.
2. Вы (и другие участники) имеете возможность поэкспериментировать с различными подходами и стилями поведения. Поэтому попытайтесь определить на практике самый лучший, по вашему мнению, путь выхода из предлагаемой ситуации.
3. Описание ситуации - это всего лишь то, от чего нужно отталкиваться. Оно помогает создать обстановку. Не ограничивайте себя рамками описания, так как это может нарушить непосредственность общения. Пусть роль развивается в том направлении, как это могло бы происходить в реальных условиях. По мере развития ситуации реагируйте в соответствии с поведением и ответными реакциями других участников.
4. Если вам не хватает информации, чтобы отвечать на вопросы или давать объяснения, вы можете использовать свои собственные мысли и соображения. Главное, чтобы ваши импровизации вписывались в роль и были правдоподобными.
5. ПИМЕРНЫЙ ПЛАН, ОТРАЖАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
1. Объясните цель занятия и собственно ролевой игры. Перечислите, с какими навыками будет проходить работа.
2. Выберите участников, поддержите в них оптимистический настрой относительно успешного их участия в игре.
3. Раздайте краткие описания ролевой игры, памятки для участников (раздаточный материал 4), если это требуется, и отведите достаточно времени на подготовку. Подробности можно найти в комментариях к каждой ролевой игре.
4. Выберите наблюдателей, объясните им, что от них требуется, раздайте им те же, что и участникам, краткие описания ситуации, а также таблицы для ведения наблюдений (аналогичные раздаточному материалу 3).
5. Поощряйте у участников творческое отношение к роли и развитию ситуации.
6. Убедитесь, что каждому понятна его роль и задача. Будьте готовы отвечать на вопросы и давать разъяснения.
7. Начинайте ролевую игру, и пусть она продолжается, пока не будут достигнуты приемлемые результаты, или у участников закончатся аргументы, или иссякнет возможность двигаться вперед, или перестанут практиковаться навыки. В случае, если кто-либо из участников слишком сильно переживает, нужно сделать паузу, разобрать ситуацию и продолжить игру.
8. Проведите обсуждение. Пусть первыми выскажутся участники, затем наблюдатели. Тренеру необходимо следить за направлением дискуссии, чтобы было уделено внимание всем важным моментам. Основные вопросы, которые должны последовать за игрой, приводятся в комментариях к каждой ролевой игре (см. раздаточный материал 1 и 2).
9. Подведите итоги, указывая на удачные моменты, основные уроки, которые были извлечены, и те особенности, на которые нужно обратить внимание в будущем.