Тема 5. Проблема метода в социальном познании


Понятие о социальной эпистемологии. Позитивизм и эмпиризм в социально-философской науке истории и социологии. Интуитивные и понимающие подходы. Различение номотетических (генерализующих) и идиографических (индивидуализирующих) методов. Идея, принцип, концепция, теория как структуры научного познания. Теория как научная система. Понятие истины. Диалектика объективного и субъективного в познании. Абсолютное и относительное в истине. Диалектика монизма и плюрализма. Критерии истины. Восхождение от абстрактного к конкретному в социальном познании. Принципы рационального познания. Уровни научного познания. Эмпирический уровень и методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, эксперимент). Теоретический уровень и его методы. Взаимосвязь теорий и проблема интертеоретических отношений. Современные сциентизм и антисциентизм в социальном познании, основная аргументация каждой стороны. Роль философии в начале, в ходе и в итоге научного исследования. Логика, методология и методы научного исследования. Гипотеза. Эксперимент. Научный факт. Проблема. Познавательные ценности, приоритеты, цели, предпосылки. Научные и вненаучные формы социально-гуманитарного знания. Предмет и методы гуманитарных наук. Мониторинг трудностей, аномалий и коррекция предпосылок. Логика и методология теоретического исследования в социальных и исторических науках. Диалектика, функционализм, историзм, феноменология как методы социального познания. Методы анализа причинности в социальном познании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: