Тема 5. Эстетическое сознание

Проблема личности в философской антропологии, социологии, культурологии, психологии. Теории и концепции личности в ХХ веке. Основные направления в персонологии: психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг); эго-психология (Э. Эриксон, Э. Фромм); бихевиоризм (Б. Ф. Скиннер); гуманистическиая психология (А. Маслоу); феноменологический (К. Роджерс), культурно-психологический (Л. Выготский) и холономный (Л. Карсавин) подходы. Ценностные аспекты типологических моделей личности: психофизиологические истоки эстетического чувства, суждения, воображения, фантазии, творчества. Личность как целостное био-психо-духовное и природо-социо-культурное, самосознающее существо, способное к целеполаганию и творчеству.

Сознание как способность к отражению, пониманию и конструированию целостного образа мира и человека в нем. Эстетическая способность сознания к различению, вчувствованию, cуждению, выбору и созиданию по мере собственного вида. Чувственно-интеллектуальная природа эстетического отношения — первой ступени познания. Эстетическое отношение как процесс: от потребности в целостном, соразмерном человеку образе мира — к чувственному восприятию — переживанию и далее,— к интеллектуальному конструированию образа-понятия (эстетической ценности).

Понятие о структуре эстетического сознания. Психологические основания: потребность как сущностный признак живого (И. Павлов); потребностная теория эмоций (П. Симонов). Многообразие человеческих потребностей и их классификация (витальные, социальные, духовно-познавательные). Эстетические способы удовлетворения потребностей всех типов и культурное творчество. Субъектная иерархия потребностей; типология личностей по доминантным потребностям и способам их удовлетворения (Э. Фромм, А. Маслоу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: