Обобщенный тяговый расчет элеватора

Исходными данными для расчета являются:

производительность Q, т/ч;

тип и свойства транспортируемого груза;

высота подъема H, м;

4.5.2.1 Выбор типа элеватора и формы ковшей

Тип элеватора и форму ковшей выбирают в зависимости от характеристики транспортируемого груза и заданной производительности Q. Рекомендации по выбору типа ковшовых элеваторов представлены в табл. 4.14.

Выбор типа ковша определяется параметром i к/ к (табл. 4.15).

Ширина и шаг ковшей

, (4.75)

где Q – производительность элеватора, т/ч;

i к – геометрический полезный объем ковша, л;

к – шаг ковшей, м;

y – коэффициент заполнения ковшей;

v - скорость тягового элемента, м/с;

ρ – плотность груза, т/м3.

Таблица 4.14

Рекомендации к выбору типа ковшового элеватора

Насыпные грузы Примеры характерных грузов Тип элеватора Тип ковшей Средний коэффициент заполнения ковшей Ψ   Скорость v ленты, м/с
 
  Пылевидные сухие Цемент, мука фосфоритная Быстроходный с центробежной разгрузкой   Г   0,8   1,25-2,0
Пищевые продукты помола зерна (мука, комбикорм) Быстроходный с центробежно-самотечной разгрузкой   М   0,85   1-1,6
Пылевидные и зернистые, влажные плохо сыпучие Земля, песок, мел в порошке, химикаты Быстроходный с центробежной разгрузкой   М   0,6   1-2
Зернистые и мелкокусковые, малоабразивные Пищевое зерно Быстроходный с центробежной разгрузкой   Г   0,75   2,0-3,2
Древесные опилки, щепа, сухая глина в комках; торф фрезерный, мелкий уголь Быстроходный с центробежной разгрузкой   Г   0,8   1,25-2,0
Зернистые и мелкокусковые, Сильно абразивные Гравий, руда, шлаки Тихоходный с самотечной направленной разгрузкой   О С   0,8   0,4-0,8
Песок, зола, земля, порода Быстроходный с центробежной разгрузкой   Г   0,8   1-2
Кусковые, хрупкие, не допускающие крошения Древесный уголь Тихоходный с самотечной направленной разгрузкой   О С   0,6   0,4-0,63

Примечание. Типы ковшей: Г – глубокий; М – мелкий; О – остроугольный с бортовыми направляющими; С – с полукруглым днищем и бортовыми направляющими.

а б в

Рис. 4.14. Схемы вертикальных (а, б, в) ковшовых элеваторов:

а – центробежный; б – центробежно-гравитационный

Значение скорости движения ленты выбранное из табл. 4.14 окончательно уточняется в соответствии с нормальным рядом со значениями нормального ряда скоростей согласно ГОСТ22644 – 77: 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,15; 4,0; 5,0; 6,3 м/с.

По табл. 4.15 и рассчитанному параметру i к/ к выбираем тип, ширину В к и шаг ковшей к.

Таблица 4.15

Параметры ковшей

  Ширина ковша B к, мм Ковш
Глубокий Мелкий
ГОСТ 2136–77
к, м i к/ к, л/м A к, м к, м i к/ к, л/м A к, м
  0,32 0,32 0,4 0,4 0,5 0,5 0,63 0,63 – 1,3 3,24 12,6 26,6 – 0,32 0,32 0,4 0,4 0,5 0,5 0,63 0,63 – 0,66 1,17 1,87 3,5 5,4 8,4 10,8 18,2 –

Окончание табл. 4.15

  Ширина ковша B к, мм Ковш с бортовыми направляющими
остроугольный с полукруглым днищем
к, м i к/ к, л/м A к, м к, м i к/ к, л/м A к, м
  – 0,16 0,2 0,2 0,25 0,32 – – – 4,06 6,5 24,4 – – – – – – – – – – – – – 0,4 0,5 0,63 – – – – – – – – – – – –

Принятые ковши проверяем по размеру максимальных кусков груза по условию

, (4.76)

где A к - вылет ковша;

k к ’’ - коэффициент, зависящий от гранулометрического состава насыпного груза (табл. 4.3).

Для ковшей с бортовыми направляющими значения к и A к принимают, как и для глубоких ковшей, а i к/ к на 30-40 % больше.

Если содержание максимальных кусков груза неизвестно, то для рядовых грузов принимают k к ’’ = 2-2,5, а для сортированных k к ’’ = 4-5 (табл. 4.16).

Таблица 4.16

Значения коэффициента k к ’’

Содержание группы наибольших кусков (размером 0,8 а maxa max), %        
k к ’’   2,5 4,25 4,75

4.5.2.2 Минимальное и максимальное натяжения тяговых органов

Минимальное натяжение ленты в предварительных расчетах принимают S min =1000 H в зависимости от длины и производительности элеватора.

Отношение максимального натяжения ленты к минимальному определяется зависимостью Эйлера e µα, которую называют тяговым фактором.

, (4.77)

где e – основание натурального логарифма;

μ – коэффициент трения между барабаном и лентой;

α – угол обхвата, рад.

Тогда расчетное максимальное тяговое усилие S max = S minμα.

Число прокладок ленты

. (4.78)

где k a – коэффициент, учитывающий ослабление ленты в местах крепления ковшей, k a = 0,9;

n к – коэффициент запаса прочности ленты, n к = 11–12;

σ р – прочность тягового каркаса резинотканевых конвейерных лент.

Ширина ленты принимается на 35–40 мм больше ширины ковша. Применяют ленты с резиновыми обкладками толщиной 1–1,5 мм, причем более толстые обкладки используют при транспортировании абразивных и влажных материалов. Ширина ленты должна соответствовать нормальному ряду в соответствии с ГОСТ 20–85: 300, 400, 500, 650, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 1800, 2000, 2500, 3000 мм.

4.5.2.3 Расчет размеров барабана

Диаметр барабана

D б = k' i п, (4.79)

где k' – коэффициент, учитывающий тип прокладок ленты (табл. 4.17).

Таблица 4.17

Значения коэффициента k ¢

Прочность прокладки, Н/мм            
k ¢ k 125–140 150–160 160–170 170–180 180–190 190–200

В быстроходных элеваторах, в которых разгрузка ковшей происходит под действием центробежной силы скорость v и диаметр барабана D б связаны между собой следующим образом: увеличение скорости приводит к необходимости увеличения диаметра барабана.

Характер разгрузки ковшей определяется соотношением между полюсным расстоянием п и радиусом барабана r б, (рис. 4.15)

Для элеватора с центробежной разгрузкой Б ≤ 0,1, диаметр барабана

, (4.80)

Для элеватора при (смешанной) разгрузке ковшей , диаметр барабана

, (4.81)

Для среднескоростного элеватора с центробежной и самотечной (смешанной) разгрузкой ковшей , диаметр барабана

, (4.82)

Для тихоходного элеватора с самотечной разгрузкой , диаметр барабана

. (4.83)

Рис. 4.15. Схема сил, действующих при самотечной (а),

смешанной (б), центробежной (в) разгрузке:

G – сила тяжести груза; F – центробежная сила; R - равнодействующая сил F и G; точка P – полюс; r б – радиус барабана; r н – радиус окружности, проходящей через кромки ковшей; r – радиус окружности, проходящей через центры тяжести ковшей; п – полюсное расстояние.

Полученный диаметр барабана округляется до ближайшего размера из стандартного ряда в соответствии с ГОСТ 22644 – 77: 160, 200, 250, 315, 400, 500, 6300, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500 мм.

Длина барабана принимается на (50–100) мм больше ширины ленты.

4.5.2.4 Определение погонных нагрузок

Расчет погонной нагрузки от массы ленты

, (4.84)

где q л распределенная нагрузка ленты, Н;

k к – коэффициент, учитывающий массу крепежных деталей ковша, k к = 1,14.

m к масса порожнего ковша, кг (табл. 4.18).

к шаг ковшей, м.

g – ускорение свободного падения, м/с2.

Таблица 4.18

Масса ковшей элеваторов

Ширина ковша B к, мм Масса одного ковша m к, кг
  Глубокого   С бортовыми направляющими
Мелкого остроугольного С полукруглым днищем
  - 0,9 - - - - 0,7 - - - - - 1,2 - - - - - - - - - -
           

Распределенная нагрузка ленты

Н, (4.85)

где m к – масса 1 м2 ленты, кг (табл. 4.19);

B – ширина ленты, м.

Таблица 4.19

Масса 1 м2 конвейерных лент, кг

Тип ткани тягового каркаса Толщина наружных обкладок, мм Число тканевых прокладок i, шт.
           
БКНЛ–65 3,0/1,0 7,3 8,2 9,1 10,0 10,9 11,8
БКНЛ–100 3,0/1,0 4,5/2,0 7,9 10,8 9,0 11,9 10,1 13,0 11,2 14,1 12,3 15,2 13,4 16,3
БКНЛ–150 3,0/1,0 4,5/2,0 8,5 11,4 10,8 12,7 11,1 14,0 12,4 15,3 13,7 16,6 15,0 17,9
ТА–100 4,5/2,0 11,1 12,3 13,5 14,7 15,9 17,1
ТА–300 4,5/2,0 12,0 13,5 15,0 16,5 18,0 19,5
ТК–300 6,0/2,0 13,7 15,2 16,7 18,2 19,7 21,2
ТК–400 6,0/2,0 14,0 15,6 17,2 18,8 20,4 22,0

Расчет погонной нагрузки от массы груза

. (4.86)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: