Сущность процесса профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение - это непрерывный процесс, который сопровождает всю профессиональную жизнь человека. Он не заканчивается однократным выбором профессии. Личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и уточняет профессиональный выбор: смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации, планирование деятельности, изменение способа выполнения деятельности и т.д. Невозможно профессионально самоопределиться один раз на всю жизнь. Профессиональное самоопределение актуализируется при решении различных социально-профессиональных задач. Гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив - это важнейшее условие самоопределения, особенно в условиях постоянного изменения самой личности и значительных социально-экономических перемен, происходящих в современной России.

Ключевой характеристикой профессионального самоопределения является преодоление неопределенности на личностно-мотивационном уровне за счет определения и переопределения собственной профессиональной позиции.

Профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как процесс, как состояние и как результат. Со стороны процесса можно говорить об определенных этапах, условиях и факторах, влияющих на разворачивание процесса. Со стороны результата профессиональное самоопределение характеризуется новообразованиями в различных сферах личности: мотивационной, когнитивной, поведенческой, эмоциональной и др.: расширение представлений о себе и мире (в том числе профессиональном), приобретение опыта осуществления выборов, опыта профессиональных проб, формирование образа "Я" и т.д. Оценку эффективности процесса профессионального самоопределения можно осуществлять по успешности решения задач профессионального самоопределения и сформированности необходимых для их осуществления новообразований, составляющих основу способности к профессиональному самоопределению. Как состояние профессиональное самоопределение может характеризоваться более или менее высокой эмоциональной насыщенностью, осознанностью, широкой или узкой сфокусированностью.

Профессиональное самоопределение - это деятельностный процесс, включающий решение задач профессионального самоопределения. Ключевые задачи профессионального самоопределения решаются старшеклассниками на основе осмысления реальных выборов, осуществления социальных и профессиональных проб и других ментальных и практических действий. Важную роль в процессе самоопределения наряду с рациональными (осознание, анализ, сопоставление и др.) играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.

Среди значимых задач профессионального самоопределения выделяют задачи, связанные с принятие решения о выборе профессии, выработкой путей и способов ее приобретения, рассмотрение профессиональных перспектив и др.

Профессиональное самоопределение происходит в определенной ситуации, представляющей собой совокупность субъективных и объективных факторов выбора: социально-экономические перспективы, требования современного рынка труда и профессий, возможные пути приобретения профессий и т.п., индивидуальные характеристики каждого человека, субъективное отношение к ситуации выбора, сложившиеся связи, традиции и т.д.

Обобщение результатов ряда исследователей, а также осмысление практики собственной работы позволило нам разработать обобщенную модель процесса профессионального самоопределения выпускников школ (см. рис. 4.1).

Реальный процесс профессионального самоопределения далеко не всегда осуществляется в соответствии с нормативной моделью. Он может характеризоваться разной широтой (большее или меньшее число компонентов); противоречивостью (согласованность внутренних и внешних факторов); степенью структурности, мононаправленностью (имеется интеграция одного или ряда намерений); устойчивостью (сохранение ценностных ориентаций относительно различных видов деятельности), обоснованностью (степенью полноты учета внешних и внутренних факторов).

Возникающие противоречия, трудности и ошибки относятся к различным этапам и компонентам профессионального самоопределения.

Организационно-управленческое обеспечение профессионального самоопределения - профориентация - существенным образом зависит от того, как понимается сущность данного процесса. Если поставить во главу угла деятельность личности, когда решение должен найти сам выбирающий, то педагог (или другой человек, занимающийся сопровождением процесса профессионального самоопределения) не может и не должен давать готовые рекомендации.

Рис.4.1 Процесс профессионального самоопределения

Так же как нельзя дышать и жить за другого человека, нельзя за него принять судьбоносные решения. Даже самый инфантильный молодой человек может сделать это сам, опираясь на помощь мудрого и понимающего взрослого, поскольку не существует абсолютно правильных или неправильных решений, есть решения приемлемые и неприемлемые с точки зрения конкретного человека, находящегося в определенной ситуации. Педагог может создавать условия, активизировать процесс поиска, сопровождать в ходе профессионального самоопределения, помогая определить "цену" и способы овладения профессией, возможную успешность и удовлетворенность от работы в каждом конкретном случае.

Таким образом, создание условий для профессионального самоопределения должно, в первую очередь обеспечивать запуск и осуществление деятельности личности по профессиональному самоопределению формированию средств построения ее профессиональной карьеры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: