Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников детских домов и интернатов

Среди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников, первоочередную роль играют трудности молодых людей при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов, обосновании намеченного выбора, построении образовательной траектории и др. Особенно актуальна такая помощь для категории выпускников детских домов и интернатов.

Трудности профессионального самоопределения можно условно разделить на общие и специфические. Условность данного деления вызвана достаточно тесной взаимосвязью и взаимозависимостью этих двух групп. Так, например, инфантильность и повышенная зависимость, относящаяся к группе субъективных факторов, чаще всего обусловливается гиперопекой, относящейся к группе объективных факторов.

К группе объективных трудностей относятся различные факторы, характеризующие внешние условия и ситуации. При анализе объективных трудностей в процессе профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно выделить следующие основные моменты: малое квотирование мест для детей-сирот в учебных заведениях; неблагоприятная материальная ситуация; недостаточное количество мест в общежитиях профессиональных учебных заведениях для проживания выпускников детских домов и интернатов, гиперопека со стороны педагогического коллектива детского дома или интерната и др.

К субъективным трудностям относятся незнание ситуации на рынке труда и образовательных услуг, неумение самостоятельно получать и структурировать информацию, сложность самостоятельного анализа выбираемого варианта будущей профессиональной деятельности, игнорирование предъявляемых требований и др.

Преодолевать самостоятельно осложняющие обстоятельства подростку сложно в силу ряда особенностей, присущих детям, воспитывающимся вне семьи: тревога перед будущим, ориентация на внешний контроль, привязанность к ситуации, чувство "Мы", недоверие к себе и к миру, ориентация самооценки на мнение других и др. В связи с этим встает вопрос о значимости сопровождения выпускников в процессе профессионального самоопределения.

Практика сопровождения профессионального выбора выпускников детских домов и интернатов показывает, что данная работа должна быть, прежде всего, направлена на активизацию самостоятельного и обоснованного выбора самих выпускников, нежели на выбор профессионального варианта вместо него.

В данном разделе мы рассмотрим сущность процесса профессионального самоопределения, ошибки и трудности, которые испытывают выпускники детских домов и интернатов при решении различных задач профессионального самоопределения и главное, направления, формы и методы работы по снижению влияния различных негативных факторов и возникающих трудностей на эффективность сопровождения профессионального самоопределения выпускников детских домов и интернатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: