Среди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников, первоочередную роль играют трудности молодых людей при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов, обосновании намеченного выбора, построении образовательной траектории и др. Особенно актуальна такая помощь для категории выпускников детских домов и интернатов.
Трудности профессионального самоопределения можно условно разделить на общие и специфические. Условность данного деления вызвана достаточно тесной взаимосвязью и взаимозависимостью этих двух групп. Так, например, инфантильность и повышенная зависимость, относящаяся к группе субъективных факторов, чаще всего обусловливается гиперопекой, относящейся к группе объективных факторов.
К группе объективных трудностей относятся различные факторы, характеризующие внешние условия и ситуации. При анализе объективных трудностей в процессе профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно выделить следующие основные моменты: малое квотирование мест для детей-сирот в учебных заведениях; неблагоприятная материальная ситуация; недостаточное количество мест в общежитиях профессиональных учебных заведениях для проживания выпускников детских домов и интернатов, гиперопека со стороны педагогического коллектива детского дома или интерната и др.
|
|
К субъективным трудностям относятся незнание ситуации на рынке труда и образовательных услуг, неумение самостоятельно получать и структурировать информацию, сложность самостоятельного анализа выбираемого варианта будущей профессиональной деятельности, игнорирование предъявляемых требований и др.
Преодолевать самостоятельно осложняющие обстоятельства подростку сложно в силу ряда особенностей, присущих детям, воспитывающимся вне семьи: тревога перед будущим, ориентация на внешний контроль, привязанность к ситуации, чувство "Мы", недоверие к себе и к миру, ориентация самооценки на мнение других и др. В связи с этим встает вопрос о значимости сопровождения выпускников в процессе профессионального самоопределения.
Практика сопровождения профессионального выбора выпускников детских домов и интернатов показывает, что данная работа должна быть, прежде всего, направлена на активизацию самостоятельного и обоснованного выбора самих выпускников, нежели на выбор профессионального варианта вместо него.
В данном разделе мы рассмотрим сущность процесса профессионального самоопределения, ошибки и трудности, которые испытывают выпускники детских домов и интернатов при решении различных задач профессионального самоопределения и главное, направления, формы и методы работы по снижению влияния различных негативных факторов и возникающих трудностей на эффективность сопровождения профессионального самоопределения выпускников детских домов и интернатов.