Общие принципы формирования транспортных тарифов

После отпуска цен в 1994 году возникла необходимость в формировании цен (тарифов) на каждый вид продукции (работ, услуг) собственными силами. Параллельно действовало законодательство, устанавливающее ряд правил, касающихся формирования, изменения (роста) и регистрации цен. В соответствии с общереспубликанской концепцией цен (тарифов) разработаны отраслевые методики и ряд норм и нормативов, участвующих в процессе ценообразования.

Либерализация цен (тарифов) 2009 года вносит свои коррективы в законодательство, задействует принципиально новые рычаги маркетинга.

В период перехода экономики к рыночным отношениям требуется создание хозяйственного механизма, адекватного современным требованиям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится ценам. Переустройство системы ценообразования должно осуществляться с учетом исторически сложившихся особенностей установления цен в отдельных комплексах и сферах отечественной экономики, зарубежного опыта.

В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике предприятий. На государственном уровне в переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям естественной монополии, на отдельные виды социально значимой и структурообразующей продукции с последовательной либерализацией цен по мере формирования рынков различных товаров, услуг, других ценностей.

Ценовая политика – одна из главных составляющих системы маркетинга предприятия. Она тесно связана с другими элементами комплекса маркетинга и может быть успешно реализована только при согласованном функционировании всей системы. Ценовая политика предприятия подразумевает использование ориентированной на потребителя системы обоснования цен, применения различных методов и стратегий их формирования, учета разнообразных факторов, определяющих уровень цен на отдельных товарных рынках, налоговой системы.

Ошибки в ценовой политике нередко сопровождаются кризисными ситуациями, отставками правительства.

Рыночные цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, политические, идеологические и другие отношения в обществе. Вместе с тем, цены – это инструмент рынка, объективная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Через ценообразование реализуется закон стоимости по одной из концепций:

· по теории трудовой стоимости (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс);

· теории факторов производства (Ж.Б. Сэй, Н.У. Сениор, теория «отсрочки» Ф. Бастиа, теория издержек производства – Р. Торренс, Дж.С. Милль, Дж. Мак-Куллох);

· теории «экономикс» – оценка полезности покупателем (А. Маршалл, Дж. М. Кейнс);

· теории спроса и предложения.

Среди белорусских маркетологов сложился определенный стереотип в отношении применения на отечественном рынке ценовых стратегий. Так, если инновационные, сбытовые и рекламные решения еще хоть как-то претворяются в жизнь, то в отношении цен все зарегулировано и ограничено, и ни о каких тактических маневрах в поддержку стратегического ценообразования и речи быть не может. Однако ценовые стратегии применимы субъектами хозяйствования Республики Беларусь не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Рыночное ценообразование должно осуществляться с учетом трех основныхфакторов: затраты предприятия, возможности покупателей, тактика конкурентов.

На самом деле следует задаться вопросом: какие затраты можно себе позволить, чтобы они делали цены на продукцию доступными для покупателя на рынке и обеспечивали необходимую прибыль.

Однако зачастую невозможно определить себестоимость единицы продукции до установления цен на нее. Себестоимость единицы изменяется в зависимости от объема, а он, в свою очередь, – от колебаний цены. И часто результатом повышения цены оказывается не рост рентабельности, а падение прибыли и соответствующих показателей эффективности производства.

Для достижения устойчивого положения на рынке и необходимого уровня рентабельности ценообразование должно стать неотъемлемой частью комплексной маркетинговой стратегии. Метод «себестоимость + прибыль» ведет к завышению цены на слабых сегментах рынка, а именно в таких рыночных нишах приходится работать большинству белорусских предприятий.

Обычно термин «цена» применяется для производства и реализации продукции и товаров. При выполнении конкретных работ (научно-исследовательских, строительных и т.д.) говорят, как правило, об их стоимости. При оказании услуг принято употреблять наименование «тарифы».

Тарифы – это цены на различного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, бытовые, связи, ремонтные и пр.). Особенности установления тарифов на услуги обусловливаются совпадением процесса их производства и потребления во времени, а по некоторым услугам (юридические, медицинские, парикмахерско-косметические т.п.) необходим личный контакт исполнителей и потребителей. Поэтому субъект хозяйствования, оказывающий услуги, реализует их самостоятельно без помощи сбытовых, торговых и иных посреднических организаций.

В результате тарифы на услуги включают затраты и прибыль субъекта хозяйствования, налоги в соответствии с действующим законодательством и дифференцируются с учетом качества услуг, сроков исполнения заказов, категорий потребителей и др.

Услуга – это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Отсюда следуют характерные черты услуги, которые оказывают непосредственное влияние на ценообразование как не процесс, и на сам тариф – его уровень, принципы его формирования и структуру.

Специфику услуги как товара определяют пять особенностей:

· неосязаемость (нематериальность, невещественность);

· неразрывностьпроизводства и потребления (оказание услуг носит местный, локальный характер);

· непостоянство качества (индивидуальный характер);

· несохраняемость (нельзя накапливать);

· своеобразие имущественных отношений: потребитель услуги, как правило, не становится владельцем какого-либо материального, осязаемого блага.

Иначе говоря, специфика тарифа заключается в том, что, будучи по структуре ценой оптовой, он выполняет функции как оптовой, так и розничной цены.

Важной особенностью ценообразования в сфере услуг является то, что существует множество его специфических форм. Так, тарифы бывают:

ü единичные (билет в театр, на разовую поездку);

ü интегральные или агрегатные (протезирование зубов, индивидуальный пошив одежды и обуви, ремонт бытовой техники);

ü комплексные (путевка в санаторий или детский оздоровительный лагерь);

ü абонементные (посещение бассейна или тренажерного зала, проездной билет в общественном пассажирском транспорте).

Таким образом, каждая сфера предоставления услуг имеет свои отраслевые особенности.

Расчет тарифа на автоперевозку – процесс сложный, трудоемкий.

При калькулировании себестоимости перевозок грузов и пассажиров затраты группируются по восьми основным статьям:

1) заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок;

2) отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;

3) топливо;

4) смазочные и другие эксплуатационные материалы;

5) ремонт автомобильных шин;

6) ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;

7) амортизация основных средств и нематериальных активов;

8) общехозяйственные (накладные) расходы

а также для целей ценообразования учитываются налоги и платежи, включаемые в себестоимость.

Для расчета затрат по каждой из статей имеются конкретные предписания, описываемые функциональными зависимостями, содержащих переменные показатели, постоянные коэффициенты, индексы и свои нормы/нормативы, которые непосредственным образом увязаны между собой в формулы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: