Договор страхования на транспортное средство не распространяется на грузы и пассажиров, перевозимых в нем. Существует несколько основных способов страхования грузов и пассажиров. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 88-З «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» регулирует отношения, возникающие при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, перевозимыми средствами автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта на территории Республики Беларусь, и определяет порядок и условия проведения такого страхования. Такой вид страхования подтверждается Страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. В свою очередь есть возможность заключить договор добровольного страхования водителей и пассажиров от несчастных случаев. Добровольное страхование от несчастных случаев позволяет работодателем частично или полностью покрыть расходы на выплаты наемному работнику компенсации в результате страхового случая. В данном договоре страхования страховым случаем признается:
|
|
· Смерть водителя или пассажиров в результате ДТП;
· Инвалидность, полученная водителем или пассажирами в результате ДТП;
· Временное лишение трудоспособности, полученное водителем или пассажирами в результате ДТП.
Договор страхования может распространяться:
§ только на водителя;
§ по системе мест;
§ паушальная система.
При страховании отдельных мест в автотранспортном средстве определяется сумма страхования каждого места, а при паушальной системе страхуется весь салон (кабина) автотранспортного средства на определенную сумму и выплаты ущерба пропорциональны полученным травмам и количеству людей.
Страхование грузов является добровольным за исключением отдельных случаев транспортировки особо ценных грузов. В таких случаях к подписи договора страхования обязывают ответственные за груз организаторы перевозки. Всегда по договорам страхования перевозимых грузов выплаты компенсации происходят с учетом оговоренных заранее условий определения страхового случая. Лимит ответственности (сумма) страховщика определяется страхователем, однако сумма не должна превышать действительной стоимости груза, указанной в сопроводительных документах (инвойсах). Также определяется и срок страхования. Как правило, датой начала страхования является дата загрузки транспортного средства, указанная в CMR либо товарно-транспортной накладной. Датой окончания договора страхования является дата доставки груза в конечный пункт, указанный в страховом полисе. Эта дата подтверждена соответствующими отметками в CMR либо товарно-транспортной накладной. Возможно заключение договора страхования на период времени. Этот договор распространяется на все грузы, перевозимые страхователем в течение определенного срока и в пределах договоренной суммы. Обычно, страховщик оговаривает дополнительно все случаи страховых рисков, которые будут признаны страховым случаем:
|
|
§ убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, специально оговоренных заранее;
§ убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле груза и/или фрахта;
§ все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования;
§ убытки, причиненные молнией, бурей, вихрем, вулканическим извержением и другими не поддающимися влиянию человека событиями, чрезвычайными обстоятельствами, являющимися следствием сил природы (стихийных бедствий);
§ огня, взрыва;
§ крушения или столкновения транспортных средств между собой, удара (наезда) средства транспорта о неподвижные или плавучие (движущиеся) предметы (сооружения, препятствия, лед, птиц, животных и т.п.);
§ падения средства транспорта или какого-либо предмета на него, короткого замыкания тока, боя стекол камнями или иными предметами, отлетевшими из-под колес другого средства транспорта, несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и заправке транспортного средства топливом;
§ опрокидывания, затопления, посадки судна на мель, повреждения судна льдом, подмочки груза забортной водой;
§ провала мостов, тоннелей;
§ мер, принятых для спасания груза (транспортного средства с грузом) или для тушения пожара;
§ пропажи самолета или судна без вести;
§ убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле груза и/или фрахта;
§ все необходимые и целесообpазно пpоизведенные pасходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования;
§ наводнения или землетрясения;
§ обесценения груза вследствие загрязнения или порчи тары при целости наружной упаковки;
§ отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками, выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;
§ кражи или недоставки груза.
Как и в случаи со страхованием автотранспорта, страхователь может внести в договор страхования одну из франшиз и так же может получить за это определенную скидку от страховщика.