Понятие и сущность художественной коммуникации

Под художественной коммуникацией подразумевают такое функционирование искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая деятельность и средство общения. В процессе общения людей посредством искусства происходит присвоение художественных и культурных ценностей, формируются эстетические потребности и идеалы, а также способность к эстетической деятельности.

Коммуникативная система искусства включает три основных составляющих: художник – произведение – зритель (Рис. 2). Все три составляющих – звенья одной цепи и выпадение хотя бы одного из них делает искусство бессмысленным или, даже, невозможным. Произведение искусства, занимающее в этой цепи центральное место, играет роль передатчика информации, мыслей, эмоций, чувств от творца к реципиенту.

Вне системы художественной коммуникации произведение искусства перестаёт быть таковым, оставаясь просто материальной вещью (куском холста с налепленными красками, листами бумаги с напечатанным на них текстом).

В художественной коммуникации выделяют несколько циклов: общество – художник, художник – произведение, произведение – зритель (слушатель, читатель). Из этих циклов можно выделить самостоятельные формы эстетической деятельности: художественное творчество (вид профессиональной или самодеятельной эстетической деятельности), художественное произведение (специфический продукт эстетической деятельности), эстетическое восприятие и сформированное на его основе эстетическое отношение.

Х ПЗ

Рис. 2. Схема отображает основные звенья процесса художественной коммуникации

(Х – художник, П – произведение искусства, З – зритель).

Треугольниками, обращёнными своими вершинами к произведению искусства, показана роль последнего в художественной коммуникации: с одной стороны оно представляет собой концентрированное выражение авторской концепции, а с другой – феномен, раскрывающий богатство своей формы и содержания перед зрителем. Пунктирными линиями показана степень талантливости художественного отражения (Х) и глубины освоения художественных ценностей, заключённых в произведении (З). Констатировать прямую связь между ними не представляется возможным, так как интересное форме и богатое по содержанию произведение искусства может остаться «закрытым» для неподготовленного зрителя (слушателя, читателя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: