Су ществует несколько типологий конфликтных ситуа-ций. Критериями типологизации конфликтов служат функции, субъекты взаимодействия, типы поведения участников и др. С точки зрения субъектов взаимодействия выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутриличностные.
Межличностные конфликты - столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключа-ют друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу.
Межгрупповые конфликты возникают из-за противоборства групп в коллективе или социуме.
Внутриличностные конфликты - столкновен и е отно- сительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека.
Возможны классификации конфликтов: 1 )горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);
2) вертикальные (между людьми, находящимися впод-чинении друг к другу);
3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей). По характеру вызвавших конфликт причин выделяют
|
|
конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. По значению конфликтов для организации, а также по способу их разрешения различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конф-ликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные вопросы и разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффектив-\/ ный уровень развития. Деструктивные конфликты при-