Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Г. Адорно, враждебности и страха в психоаналитических теориях и т. д.
Экспериментальные исследования в этой области
были проведены М. Шерифом в американском ла
гере для подростков. Подросткам была предложена
общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой
были выявлены стихийно сложившиеся дружеские
группы; на второй стадии подростков разделили на
две группы так, чтобы разрушить естественно сло
жившиеся дружеские отношения.
_Гу Было замерено отношение одной группы к другой,
-ш^Л не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования, и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью. Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась.
|
|
М. Шериф предложил групповой подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия, однако были утрачены чисто психологические характеристики - когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты этого взаимодействия.
В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела. Изучая межгрупповую диск-
ВЛИЯНИЕ МЕЖГРУППОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ НА ВНУТРИГРУППОВЫЕ