Классическое искусство древности (древнекитайское, древнеиндийское, древнеиранское, древнееврейское искусство): художественная космогония: устройство мира загадочно и человеку трудно адаптироваться к жизни в природе и обществе
Период античного мифологизма: героический человек в обстоятельствах гармонии, определяющей красоту, и рока, определяющего трагизм мира
Мифологический реализм (мир каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни
Мифологический романтизм (мир каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия
Мифилогизм обыденного сознания (мир как о нем думают и говорят многие): героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами
Стадия слиянности человека с Богом:
судьба человека решается на небе
ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
человек в черно-белом мире борьбы добра и зла
Рыцарский романтизм (литература Замка): герой в сражениях, мученик в любви
|
|
Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога
Карнавальный натурализм (искусство Города): народный смех казнит несовершенство мира и, омывая весельем, обновляет его
II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
Стадия надежд и иллюзий:
уповая на Бога, действуй сам, однако оказывается, что действия имеют разные векторы и могут быть разрушительными
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ:
свободный человек — высшая ценность мира
Период очарования свободой: «делай что хочешь!»
Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтобы победить их в единоборстве
Маньеризм: элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты
Период разочарований (кризис Возрождения): свобода порождает индивидуализм и возможность творить не только добро, но и зло
Барокко: экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире
«Плеяда»: жизнерадостный человек, ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности
Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей
Готика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную
ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ:
человек надежд и иллюзий, ищущий верного вектора действия человека