Симметрия и асимметрия

IV. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ. Симметрия - это свой­ство геометрических фигур, при котором все их элементы попар­но расположены на одинаковых расстояниях от оси симметрии или плоскости симметрии. При центральной симметрии все точ­ки фигуры перемещаются таким образом, чтобы соответствую­щие расстояния между ними и между ними и центром симмет­рии оставались неизменными.

Если симметричное расположение масс, объемов, элементов создает ощущение порядка и согласованности, то асимметрия, связанная со зрительным равновесием неравных элементов ком­позиции, выглядит как более динамичная. В рекламной практи­ке часто применяется достаточно сложный по форме принцип радиально-симметричной группировки, где центр симметрии находится не в геометрической середине плоскости, а в левом или правом верхнем углу. Симметрия может быть полной, но на­рушаться каким-либо элементом:

а) набранным с выключкой вправо или влево фирменным знаком, заголовком, иллюстрацией,

б) развернутым под углом к горизонтали заголовком, строкой, слоганом (при этом угол наклона не должен быть больше 30°),

в) незначительным отклонением от оси симметрии, форми­рующей нюансные соотношения.

Более яркой представляется не центральная, а осевая симме­трия, причем не с горизонтальной, а вертикальной осью, что свя­зано с исторически сложившимися особенностями восприятия в горизонтальной плоскости: слева - направо или наоборот, отра­зившимися, в частности, в практике письма:

такая картинка воспринимается легче, чем аналогичная, но с горизонтальной осью симметрии:

По мнению некоторых ученых (Бродецкий А.Я. О невербальном мышлении// Тело. Вещь. Ритуал. М., 1996,с.126.), освоение системы коорди­нат трехмерного пространства исторически происходило при­близительно так, как это происходит в процессе возрастного раз­вития - в определенном порядке и с определенными закономер­ностями. Так, ощущение вертикали формируется в младенчест­ве, где ощущение комфорта и блага связано с топономой «верха» - это мать, тепло, сытость и т.п. Топонома же «низа» в большей степени ассоциируется с дискомфортными состояниями, в част­ности, преодолением тяжести собственного тела при первых са­мостоятельных движениях. В это время для закрепления услов­ных рефлексов ребенку необходимо не менее 100 повторяющих­ся связей, прочно устанавливающих следующие ассоциации сте­реотипной системы основных вертикальных топоном:

Верх - Низ

комфорт - дискомфорт

хорошее - плохое

протест (снизу - вверх) - табу (сверху - вниз)

самоутверждение - унижение

более высокий - более низкий

(=хороший, главный) (=зависимый)

Таким образом, восприятие вертикали имеет не столько эсте­тическую, сколько этическую природу, что непосредственным образом отражается и в речи. Здесь вертикальная топонома «вер­ха» проявляется в таких словах и словосочетаниях, как «верховодить», «верх блаженства», «говорить с подъемом», «превос­ходство», «поднять престиж», «высота положения» и т.п. И на­против, такие выражения, как «не устоять перед соблазном», ^Упасть в чьих-то глазах», «упасть духом», «уронить достоинст­во» и т.п. - формирует топонома «низа».

Иное направление движения задается сагитталью (от лат. Sagitta - стрела) - то есть направлением, проходящим верти­кально спереди назад вдоль тела человека. Психологическое ощущение сагиттали формируется у ребенка при перемещении независимом от воли «верха» - родителей. А.Я.Бродецкий отме­чает энергетическую двухмерность этого пространства, где полу­чение энергии осуществляется по вертикали, а ее трата - по го­ризонтали, таким образом, вертикаль существует как потенция, сагитталь - как кинетика.

Векторы сагиттали также имеют ярко выраженные ценност­ные свойства: фронт воспринимается как притяжение, тыл - как отторжение, фронт - видимая часть пространства - выступает как безопасная, тыл - как источник потенциальной опасности, фронт связан с представлениями о будущем, тыл - о прошлом. Поскольку визуальным аналогом тыла является фон, то и он ста­новится топономой свершившегося, прошедшего. В речи сагит­тальная топонома фронта проявляется в словах «будущее», «впе­ред!», «доступно», «достижимо», «близость», «цель» и т.п., топо­нома тыла, соответственно, - в словах «отстраненность», «вер­нуть», «попятиться», «недоступно», «обернуться», «прошлое».

Сагиттальные топономы весьма продуктивны в динамической рекламе, где время как бы устремляется к объекту - как, к приме­ру, это происходит в ролике о юноше, в отчаянии рвущем фотогра­фию любимой и бросающем назад (!) ее обрывки, а затем, в надеж­де перешагнуть (пережить) прошлое, стучащем в монастырские ворота. Однако волшебный вкус Mars'а позволяет герою вернуть­ся в мир, обретя надежду и оптимистично смотря в будущее.

Восприятие горизонтали формируется позже сагиттального и вертикального, возможно, из-за того, что горизонталь не явля­ется векторной величиной (движение боком - противоестест­венно). Представления о «правом» и «левом», как отмечает А.Я.Бродецкий, связаны с функциональной асимметрией полушарий головного мозга, и главными становятся именно горизон­тальная симметрия и асимметрия с вертикальной осью. Посколь­ку основным объектом общения для человека был сам человек, то симметрия стала признаком коммуникации, с фронта являясь знаком встречи, со спины - знаком прощания. При этом асимметрия фигуры, развернутой в профиль, символизирует ее нейтральность для коммуниканта, обозначаясь топономой «мимо». Таким образом, симметрия на подсознательном уровне выступает в качестве этического, а не эстетического свойства, где все симме­тричные предметы представляются обращенными к нам.

Между тем, и фронтальное восприятие имеет свои особеннос­ти с его различением топоном «право» и «лево». Поскольку функ­циональная асимметрия человеческого тела такова, что наиболь­шая двигательная активность присуща правой его половине, по­стольку она и воспринимается потенциальным источником опас­ности. Как ведущую, «главную» ее воспринимали древние егип­тяне, греки правую руку считали источником добра, честности, силы, символом мужского начала, а левую, ассоциирующуюся с женским началом - источником всех несчастий. И по сей день правила этикета предписывают расположение женщины слева от мужчины: таково расположение ведущих в телепередачах, шоу, презентациях, а также на плакатах, полотнах, в скульптуре (на­пример, знаменитые «Рабочий и колхозница» Мухиной).

Горизонтальные ассоциации проявляют себя как наделяе­мые определенным ценностным содержанием и в речи: «правое дело», «праведник», «право», «правило», «правда», воплощаю­щие позитивное начало, и негативные: «левачить», «левый» (=незаконный), «противоправный», «непоправимый», «неправ­доподобие». Определенную семантику имеет и направление движения: слева направо - значит, вперед и в будущее, справа налево - из настоящего в прошлое. Эта информация, восприни­мая опять-таки на подсознательном уровне, становится одним из планов, к примеру, рекламного ролика банка «Империал» с сю­жетом о Цезаре, где основное движение справа налево, вызывает ассоциацию с движением во времени, в прошлое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: