Схема 5.1. Этапы развития эпохи Возрождения

Каждая страна переживала Ренессанс по-своему и хронологически, и по существу.

1. Эстетика Возрождения выросла из недр средневековой эстетики как ее антипод и, в какой-то мере, как ее развитие. Сам термин «возрождение» был заимствован из Библии.

2. Ренессанс был верен наследию классической античности, он обычно характеризуется как возрождение античных наук и искусств. Особое развитие получила и проблема гуманизма.

       
   
 


Схема 5.2. Принципы эстетики эпохи Возрождения

II. Одной из важнейших особенностей эстетики Возрождения является тесная связь теории с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а эстетика предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства. Главным видом искусства в эпоху Возрождения стала живопись, формируются новые школы живописи и приемы изображения. Леонардо да Винчи разработал сложную систему правил и законов, которыми должен пользоваться художник при создании картин.

 
 


Схема 5.3. Характерные черты живописи Возрождения

 
 


Схема 5.4. Флорентийская школа итальянской живописи

 
 


Схема 5.5. Венецианская школа итальянской живописи

III.

ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Малозначительность влияния античной и византийской культуры, развитие книгопечатания и гравюры, перевод Библии на национальные языки, безответная симпатия художников к движению Реформации.
 
 


Схема 5.6. Северное Возрождение

IV. Маньеризм как направление живописи Возрождения


Схема 5.8. Представители маньеризма в живописи

Основной тезис. Возрожденческая эстетика вслед за античной проповедовала подражание природе. Но на первом плане здесь – не столько природа, сколько сам художник. Поэтому считалось, что искусство даже выше природы. Художник на основании собственного эстетического вкуса отбирает те или иные процессы природы, что говорит отнюдь не о первенстве природы, но о первенстве художественного чувства. У теоретиков возрожденческой эстетики встречает­ся такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и да­же совершеннее того. Однако, хотя в эпоху Возрождения постепенно сложился новый взгляд на искусство, в теории эстетики не произошло никакого переворота, не было выдвинуто новых эстетических категорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: