Каждая страна переживала Ренессанс по-своему и хронологически, и по существу.
1. Эстетика Возрождения выросла из недр средневековой эстетики как ее антипод и, в какой-то мере, как ее развитие. Сам термин «возрождение» был заимствован из Библии.
2. Ренессанс был верен наследию классической античности, он обычно характеризуется как возрождение античных наук и искусств. Особое развитие получила и проблема гуманизма.
Схема 5.2. Принципы эстетики эпохи Возрождения
II. Одной из важнейших особенностей эстетики Возрождения является тесная связь теории с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а эстетика предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства. Главным видом искусства в эпоху Возрождения стала живопись, формируются новые школы живописи и приемы изображения. Леонардо да Винчи разработал сложную систему правил и законов, которыми должен пользоваться художник при создании картин.
|
|
Схема 5.3. Характерные черты живописи Возрождения
Схема 5.4. Флорентийская школа итальянской живописи
Схема 5.5. Венецианская школа итальянской живописи
III.
|
Схема 5.6. Северное Возрождение
IV. Маньеризм как направление живописи Возрождения
Схема 5.8. Представители маньеризма в живописи
Основной тезис. Возрожденческая эстетика вслед за античной проповедовала подражание природе. Но на первом плане здесь – не столько природа, сколько сам художник. Поэтому считалось, что искусство даже выше природы. Художник на основании собственного эстетического вкуса отбирает те или иные процессы природы, что говорит отнюдь не о первенстве природы, но о первенстве художественного чувства. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того. Однако, хотя в эпоху Возрождения постепенно сложился новый взгляд на искусство, в теории эстетики не произошло никакого переворота, не было выдвинуто новых эстетических категорий.