Меры повышения показателей этичности поведения руководителей и других работников:
1. Выработать этические нормативы (что хорошо, что плохо). К этическим нормативам могут быть, например, отнесены: недопущение вымогательства, подарков; незаконное распределение незаконно полученной прибыли; раскрытие секретов компании; незаконные выплаты политическим партиям; использование информации, полученной в доверительной беседе с участниками своей "группы";
2. Создать комитеты по этике воспитания в фирме: за границей широко распространены; некоторые организации создают их для оценки повседневной деятельности с точки зрения этики. Зачастую все члены комитетов – руководители высшего звена. Некоторые организации нанимают специалистов по этике (за рубежом их называют адвокатами по этике). Их роль – совесть организации;
3. Обучение этичному поведению и руководителей, и рядовых сотрудников.
Рекомендации для повышения уровня этичности (моральности) поведения:
1. Разработка этических нормативов, применяемых во всем мире;
|
|
2. Учет этических вопросов при разработке стратегии предприятия;
3. Уход с сомнительного рынка при возникновении крупных неразрешимых этических проблем.
Американский исследователь Лоран Нэш заметила, что любой руководитель часто сталкивается с решением таких этических проблем, которые ставят перед ним сложные этические требования, при этом он не может ничего изменить и не может принять решение, при котором могут пострадать люди. Он оказывается в таком положении, что его интересы входят в противоречие с личными нуждами работника: проблема жадности, неверная информация, сокрытие фактов, выпуск некачественной продукции, неразумное завышение цен, прямой обман при переговорах, наличие фаворитов, карьера по головам сослуживцев и производство небезопасной продукции. Наиболее безнравственные решения в бизнесе принимаются людьми, имеющими самые благие намерения.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на следующем:
1. Создание материальных ценностей во всем многообразии форм (изначально важный процесс);
2. Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения общественно значимых целей;
3. Приоритеты при разрешении проблем, которые возникают в бизнесе, должны отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Как показывают исследования, руководители стали более цинично относиться к этике поведения и к причинам этого можно отнести следующие: А) общее снижение значения этики; Б) конкурентную борьбу; В) необеспечение должного вознаграждения руководителя за этическое поведение и наоборот; Г) стремление указывать уровень прибыльности ежеквартально; Д) нажим со стороны организации на работников для достижения каких-либо компромиссов.
|
|
Значительным фактором влияния на подчиненных является поведение руководителя.
Этика в отношениях "руководитель - подчиненный": относись к своему подчиненному так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе. Правила этики в отношениях "руководитель - подчиненный":
1. Стремление создать сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Сотрудники должны разделять, с одной стороны, цели организации, с другой – оставаться индивидуалистами;
2. При возникновении проблем, вызванных недобросовестностью, руководитель должен выяснить причины и не попрекать бесконечно подчиненного. Задача руководителя – помочь подчиненному преодолеть проблемы, опираясь на сильные стороны его личности;
3. Если подчиненный не выполнил ваше поручение, то необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он будет думать, что провел вас, и таким образом, руководитель не выполнит своих обязанностей;
4. Замечание, сделанное сотруднику, должно быть этично. Вначале попросите сотрудника объяснить причину невыполнения поручения. Замечание следует делать один на один;
5. Критикуйте не человека, а его действия и поступки;
6. Когда критикуете, сначала необходимо сказать что-то приятное, а потом уже критиковать. Закончить неприятный разговор тоже следует дружески;
7. Никогда не советуйте подчиненным, как поступать в личных делах;
8. Не заводите любимчиков, фаворитов, ко всем подчиненным относитесь одинаково;
9. Никогда не давайте заметить, что вы не владеете ситуацией;
10. Принцип справедливости: чем больше заслуга, тем больше вознаграждение (принцип "вклад - оклад");
11. Поощряйте коллектив, даже если успех достигнут в основном вашими собственными силами;
12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства, не забывайте хвалить сотрудников за хорошо выполненную работу. Унижать человека нельзя – он запомнит это на всю жизнь;
13. Привилегии должны быть одинаковыми как для себя, так и для всех сотрудников;
14. Признавайте собственные ошибки в работе, ведь подчиненные рано или поздно все равно узнают о них. Это свидетельство вашей силы.
15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданны, и они ответят тем же;
16. Выбирайте правильные формулировки, учитывая при этом ситуацию и личность подчиненного.
Руководитель может использовать следующие формы распоряжения: приказ, просьба, вопрос, "доброволец".
Приказ можно использовать в чрезвычайных ситуациях и в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба используется, если ситуация рядовая, отношения между руководителем и сотрудником доброжелательные, в этом случае сотрудник может высказать свое мнение.
Вопрос целесообразно использовать, когда руководитель хочет вызвать инициативу, рассуждение, работник захочет взять работу в свои руки.
"Доброволец" – в том случае, когда работа должна быть сделана, но никто ее делать не хочет.
Этические обязанности руководителя:
1. Руководитель должен быть образцом нравственности;
2. Лидеры должны быть ответственны за перспективы своей организации;
3. Руководители должны постоянно информировать своих подчиненных о своих намерениях;
4. Руководители ответственны за формирование слаженного коллектива;
5. Руководители отвечают за создание обстановки, которая бы поощряла развитие творчества подчиненных.
Хорошие подчиненные должны:
1. В отношении с начальством создать атмосферу взаимного стремления к решению задачи;
2. Выполнять приказы начальства, но без раболепия;
|
|
3. Вносить свой опыт, знания и умения в работу коллектива, и при этом не стремиться занять место другого его члена;
4. Быть достаточно уверенными в себе, чтобы спорить с начальством, и оставаться при этом корректными;
5. Быть верными своему начальнику и организации;
6. Уходить в случае, когда они не могут больше поддерживать руководителя или не разделяют его точку зрения.
Вопросы к руководителю для оценки его руководства:
1. Развивают ли подчиненные свои способности?
2. Растет ли их способность брать на себя ответственность и принимать решения?
3. Учатся ли они сотрудничать со своими коллегами?
4. Участвуют ли они в принятии решений?
5. Чувствуют ли они поощрение и поддержку со стороны руководителя?
6. Помогает ли руководитель работать лучше и с большей производительностью?