Вопрос о сущности искусства – вечный вопрос. Роль искусства в жизни любого общества является фундаментальной. Каждое поколение должно ответить на вопрос о том, что такое искусство. Существует целый спектр подходов, связанных с сущностью искусства:
1) Искусство как мимесис (искусство – это гносеологический феномен). Платон, Аристотель. Постижение мира – задача искусства. В эпоху реализма искусство сближается с наукой (наука живописи), гегелевская эстетика, эстетика критического реализма, марксистско-ленинская эстетика.
2) Искусство как эстетическое освоение мира, раскрытие эстетических ценностей как эстетическое преобразование мира, путь к эстетическому идеалу. Неоплатоники, классицисты (подлинная природа – это совершенная природа), романтизм (искусство – воссоздание совершенной реальности).
3) Искусство как воспитание (главное – воздействие искусства, содержательность на втором плане), искусство формирует сознание человека.
4) Креативная модель искусства, искусство как творческая деятельность, переделка мира, формотворчество. Дизайн, промышленное искусство.
|
|
5) Искусство как коммуникативная деятельность, т.е. способ связи между людьми. Искусство понимается как особый язык, как знаковая система (Лотман).
6) Психотерапевтические подходы к искусству (например Выготский: искусство – способ психологической обработки человека, катарсис – разрядка).
7) Подходы в 20 веке: а) Видение вписанности искусства в социокультурную систему (искусство – некий орган, который существует ради потребностей социокультурной системы). б) Системное видение сущности искусства (искусство системно, т.к. занимает место в системе человеческого бытия, к тому же искусство – это система возможностей, полифункциональная сила, она способствует человеческому в человеке; искусство – это система, в которой воспроизводится целостная духовность человека). Каган выделяет четыре типа человеческой деятельности (трудовая, производительная, ценностно-ориентационная, общение). Синтез всех четырех типов – это художественная деятельность. Искусство – уникальная часть человеческой культуры, которая удваивает весь человеческий опыт.
Социальные функции искусства:
1) Информационно-коммуникативные функции: сохранение и накопление (искусство – хранитель опыта человечества, часть коллективной памяти); коммуникативная (искусство – организатор коммуникации между людьми, культурами); общение (встреча двух миров, создание некой общности)
2) Социально-личностные функции: гедонистическая (непосредственный эффект – наслаждение); эвристическая (искусство включает и развивает творческие силы человека, его интеллектуальные способности); компенсаторная; психотерапевтическая;
|
|
3) Функции надиндивидуального порядка: социально-организующая (искусство программирует деятельность людей, определяет систему социальных отношений); социально-интегративная (сплочение коллектива, приобщение к национальным традициям, человечеству).
67. Художественный образ в системе искусства.
Художественный образ – это идеальная форма, структура, которая живет в сознании. Художественный образ не тождественен произведению искусства. Прежде всего важно понимание художественного образа как той специфически идеальной ткани, через которую только и существует несводимая к каким-либо другим образованиям художественная (всегда предметно-ценностная, объективно-субъективная) информация.
Понятие художественного образа является одним из центральных в отечественной и мировой эстетике. Его значение определено тем, что с одной стороны, именно в художественном образе реализуется особое отношение искусства к миру, с миром происходит трансформация действительности нехудожественной в художественную реальность. С другой стороны именно художественный образ как носитель, сосредоточие содержательно-формальной специфики искусства оказывается его главным отличительным признаком, его альфой и омегой: искусство есть там, где рождаются, живут и воздействуют художественные образы. Схема взаимоотношений: образ ® произведение искусства художественное восприятие.
Художественный образ - это воссоздание действительности, но одновременно с этим художественный образ - создание собственной действительности. Художественный образ - особое незеркальное соответствие, это неоднозначное избирательное соотношение с чем-то, это творческое воссоздание действительности, чтобы сделать ее информацией через удержание реальности. На какие бы явления или объекты нашего мира не было направлено художественное сознание - это всегда раскрытие в художественном образе духовно-ценностной содержательности объектов или явлений, их смыслового наполнения.
Главная функция художественного образа – идеальный способ освоения (воссоздания, обобщения, осмысления и внедрения в сознание людей духовно-ценностного богатства) действительности, т.е. способ передачи ценностной художественной информации.
Структура художественного образа совпадает со структурой своего предмета – духовно-ценностных отношений человека с миром и может быть представлена в качестве взаимосвязи:
а) объекта (в единстве его чувственной, но уже обобщенной формы и содержания) как некой ценностно-выразительной предметности – носителя диспозиционных духовных значимостей
б) субъекта в его ценностном, также конкретно-обобщенном отношении к объекту
в) актуализированных встречей субъекта и объекта, открытых для их выразительности.
Например, музыка, танец, архитектура. Иногда эти образы совпадают: театр с музыкальным действием первого и уже им присвоенных субъетивированных значимостей, получающих в этой своей субъективированности – сращенности с отношением, в существовании через переживание форму смыслов.
Онтология смысла имеет двойственный характер: 1) смысл может существовать как свойство; 2) смысл существует как содержание осознанной деятельности субъекта. Искусство моделирует единство этих двух моментов, но по-разному, поэтому возникает два больших класса искусства, которые выходят из двух типов образа:
1) Моделирует мир объекта в ценностном содержании, носит ценностный характер. Искусство, воспроизводящее объекты - это изобразительное искусство. Понятие изображения носит знаковый характер: живопись, графика, литература, кино, театр, скульптура.
|
|
2) Язык этих искусств не хочет и не умеет воссоздать объект. Моделирует человека в его смысловой содержательности, поэтому это искусство не может быть изобразительным, т.к. смысл нельзя изобразить, его можно лишь выразить. Например, музыка, танец, архитектура. Иногда эти образы совпадают (театр с музыкальным действием).
68. Основные направления искусства XX века.
Условно культуру 20 века м. разделить на 2 периода: модернизм, кот. хар-ет культуру пер. пол. 20 в, зрелое индустриальное общ-во, где главенствуют рац-зм, урбанизация, «иск-во для иск-ва», и постмодернизм (втор. пл. 20 в., постиндустр. общ-во): отход от рационалистич. схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистич. пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и т.д.
Эпоха модернизма - совокупность конкретных направлений и стилей в искусстве. Авангард - термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в культуре ХХ в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры и отдельных видов искусства. Однако в 20-е гг. Авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее белее или менее значимые стороны и явления. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие Авангард, они имеют общие культурно-исторические корни и многие общие основные характеристики: это реакция художественно-исторического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом ХХ в.
Особенности искусства ХХ века:
1. отказ от традиционной системы ценностей, стремление постичь и выразить пустоту, абсурд, иррациональное, «иное»
2. повышенная философичность, роль рефлексии, концептуальность
3. особая роль формы, новые принципы художественной образности, стремление к бессознательному формотворчеству
|
|
4. повышенный интерес и мистическому, таинственному
5. доминанта самовыражения художника, утреждение абсолютного права автора на произвол
6. стремление к синтезу искусств, создание новых видов искусства стирание граней между утилитарным, эстетическим и художественным
Значение Авангарда:
1. показал принципиальную ограниченность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, мышления, выражения
2. довел до логического завершения (часто до абсурда) все основные виды искусства и их методы художественной презентации
3. экспериментально выработал множество новых, нетрадиционных элементов, форм, приемов, подходов
4. способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусства: фотография, кино, телевидение, электронная музыка.
Художественная культура ХХ в. не сводится только к Авангарду. В ней определенное место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры. Однако именно Авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество.
Основные направления:
ФУТУРИЗМ - одно из главных направлений в искусстве авангарда начала ХХ в. Наиболее полно реализован в Италии и России. Начался с опубликования в 1909 «Манифеста футуризма» (автор - Маринетти). Всего около 85 манифестов. Как целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом войны. Манифест: национализм и шовинизм, бунтарско-анархический характер, употребление часто поверхностно понятых новейших научно-технических достижений, полное отрицание всех духовно-культурных ценностей прошлого. Черты: восхищение достижениями техники (гоночный автомобиль представлялся прекраснее Ники Самофракийской). Автомобилю, поезду, вокзалу посвящались картины.Гл. Принципы - движение, энергия, сила, скорость. Стремление активизировать зрителя, как бы помещение его в центр работ (лошадь или собака с двадцатью ногами), изображение разновременных событий, стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами (название картин), космогонический характер ряда композиций (энергетические потоки, лучи, световые поля). Представители: Руссоло, Кандинский, Северини, Боччони, Балла, Маринетти.
ДАДАИЗМ - авангардистское движение в художественной культуре (1916-22). По франц. Dada означает все детское. Дада - это дурачество, публичное выполнение предписаний фальшивой морали. Движение не имело единой программы и единого стилистического выражения. Это было движение молодежи. Черты: представляли себя разрушителями и революционерами, поэтика грубой механической силы, провокационный пафос нападок на стандарты и обычаи респектабельного общества, сатирические пародии на искусство (уничтожение искусства как такового), принцип случайной организации композиций (прием «художественного автоматизма») Представители: Балль, М. Дюшан, Тзар, Хюльзенберг, Швиттерс.
СЮРРЕАЛИЗМ - направление в литературе и искусстве, возникшее во Франции (1924). Связан с именами А. Бретона и Супо. Черты: принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и политических ценностей, сюрреалистический канон: «Любовь, красота, бунт», влияние психоанализа Фрейда и творчества де Сада, соединенных вместе, чистый психический автоматизм, выражающий реальное функционирование мысли («автоматическое письмо»), стремление увидеть мир незамутненным, чистым разумом, глазами ребенка, «черный юмор» помогает отомстить враждебности мира, в основе творчества лежит игровое начало (со смертью, с эросом), приводящее в состояние опьянения, вводятся новые жанры экспериментального характера (запись сновидений). Представители: Гюисманс, Кэррингтон, Бретон, Супо.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ (60-е гг.) Черты: претендует на синтез наук - эстетика, искусствознание, лингвистика, математика, философия, на первый план выдвигается концепт - формально-логическая идея вещи, документально изложенный проект. Главной - документальная фиксация концепта, продолжает и развивает многие находки конструктивизма, дадаизма, поа-арта, роль контекста (многие произведения расчитаны на единоразовую презентацию). Создаются из мусора и реализуются в бессмысленных действиях, размывает границу между искусством и жизнью. Представители: Кошут, Ле Витт, Ольденбург.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Канал трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения. Основные направления: индустрия «субкультуры детства» (детская литература, игрушки, клубы и лагеря) - универсализация воспитания детей, массовая общеобразовательная школа - стандартизация знания, СМИ - «растолкование» информации, оформление общ. мнения., система идеологии и пропаганды - контроль за ориентациями населения., массовая социальная мифология - упрощение ориентаций., массовые поит. Движения - вовлечение населения в полит. Акции., система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия) - формирование стандартов престижного интереса, индустрия досуга (литература, кино, комиксы).
ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - официальная культура тоталитарных режимов (20-30-е и 40-50-е гг.) в СССР, Италии, Германии. Черты: преследует цель - консолидация и сплочение нации вокруг властных структур государства, консервативна и архаична, фотографическая конкретность, религиозный пафос, художественно-идеологический проект замещает реальность, «верх» и «низ» меняются местами (народные массы «поучали» деятелей культуры), деление на «полезное» и «вредное» искусство\ ИСКУССТВО АБСУРДА - направление в литературе. Черты: «новый» подход к вещам - трансформация действительности, неприятие рутинного в жизни, конфронтация с традиционными вкусами, разрушение строгих рамок логики и объективных детерминант, инфантильный взгляд (сбой ритма, нелепое словоупотребление, косноязычие), бессмыслица преодолевает ограниченность разума, отказ от причинно-следственного детерминизма явлений. Направления: Объединение реального искусства - ОБЭРИУ (1927-1930 гг.): Введенский, Заболоцкий, Хармс, Вагинов. Театр абсурда: Ионеско, Бекет.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:
Черты:
1. принципиальный отрыв от предшествовавшего модернизма
2. демонстративное оперирование типами и формами высказывания, которое трудно причислить к искусству
3. обостренное отношение к проблеме эстетической авторитарности
4. нет ничего, что не было бы включено в циркулирование потребительской индустрии (Интернет: неизвестный зритель и слушатель, которого невозможно описать)