Сущность искусства, его социальные функции

Вопрос о сущности искусства – вечный вопрос. Роль искусства в жизни любого общества является фундаментальной. Каждое поколение должно ответить на вопрос о том, что такое искусство. Существует целый спектр подходов, связанных с сущностью искусства:

1) Искусство как мимесис (искусство – это гносеологический феномен). Платон, Аристотель. Постижение мира – задача искусства. В эпоху реализма искусство сближается с наукой (наука живописи), гегелевская эстетика, эстетика критического реализма, марксистско-ленинская эстетика.

2) Искусство как эстетическое освоение мира, раскрытие эстетических ценностей как эстетическое преобразование мира, путь к эстетическому идеалу. Неоплатоники, классицисты (подлинная природа – это совершенная природа), романтизм (искусство – воссоздание совершенной реальности).

3) Искусство как воспитание (главное – воздействие искусства, содержательность на втором плане), искусство формирует сознание человека.

4) Креативная модель искусства, искусство как творческая деятельность, переделка мира, формотворчество. Дизайн, промышленное искусство.

5) Искусство как коммуникативная деятельность, т.е. способ связи между людьми. Искусство понимается как особый язык, как знаковая система (Лотман).

6) Психотерапевтические подходы к искусству (например Выготский: искусство – способ психологической обработки человека, катарсис – разрядка).

7) Подходы в 20 веке: а) Видение вписанности искусства в социокультурную систему (искусство – некий орган, который существует ради потребностей социокультурной системы). б) Системное видение сущности искусства (искусство системно, т.к. занимает место в системе человеческого бытия, к тому же искусство – это система возможностей, полифункциональная сила, она способствует человеческому в человеке; искусство – это система, в которой воспроизводится целостная духовность человека). Каган выделяет четыре типа человеческой деятельности (трудовая, производительная, ценностно-ориентационная, общение). Синтез всех четырех типов – это художественная деятельность. Искусство – уникальная часть человеческой культуры, которая удваивает весь человеческий опыт.

Социальные функции искусства:

1) Информационно-коммуникативные функции: сохранение и накопление (искусство – хранитель опыта человечества, часть коллективной памяти); коммуникативная (искусство – организатор коммуникации между людьми, культурами); общение (встреча двух миров, создание некой общности)

2) Социально-личностные функции: гедонистическая (непосредственный эффект – наслаждение); эвристическая (искусство включает и развивает творческие силы человека, его интеллектуальные способности); компенсаторная; психотерапевтическая;

3) Функции надиндивидуального порядка: социально-организующая (искусство программирует деятельность людей, определяет систему социальных отношений); социально-интегративная (сплочение коллектива, приобщение к национальным традициям, человечеству).

67. Художественный образ в системе искусства.

Художественный образ – это идеальная форма, структура, которая живет в сознании. Художественный образ не тождественен произведению искусства. Прежде всего важно понимание художественного образа как той специфически идеальной ткани, через которую только и существует несводимая к каким-либо другим образованиям художественная (всегда предметно-ценностная, объективно-субъективная) информация.

Понятие художественного образа является одним из центральных в отечественной и мировой эстетике. Его значение определено тем, что с одной стороны, именно в художественном образе реализуется особое отношение искусства к миру, с миром происходит трансформация действительности нехудожественной в художественную реальность. С другой стороны именно художественный образ как носитель, сосредоточие содержательно-формальной специфики искусства оказывается его главным отличительным признаком, его альфой и омегой: искусство есть там, где рождаются, живут и воздействуют художественные образы. Схема взаимоотношений: образ ® произведение искусства художественное восприятие.

Художественный образ - это воссоздание действительности, но одновременно с этим художественный образ - создание собственной действительности. Художественный образ - особое незеркальное соответствие, это неоднозначное избирательное соотношение с чем-то, это творческое воссоздание действительности, чтобы сделать ее информацией через удержание реальности. На какие бы явления или объекты нашего мира не было направлено художественное сознание - это всегда раскрытие в художественном образе духовно-ценностной содержательности объектов или явлений, их смыслового наполнения.

Главная функция художественного образа – идеальный способ освоения (воссоздания, обобщения, осмысления и внедрения в сознание людей духовно-ценностного богатства) действительности, т.е. способ передачи ценностной художественной информации.

Структура художественного образа совпадает со структурой своего предмета – духовно-ценностных отношений человека с миром и может быть представлена в качестве взаимосвязи:

а) объекта (в единстве его чувственной, но уже обобщенной формы и содержания) как некой ценностно-выразительной предметности – носителя диспозиционных духовных значимостей

б) субъекта в его ценностном, также конкретно-обобщенном отношении к объекту

в) актуализированных встречей субъекта и объекта, открытых для их выразительности.

Например, музыка, танец, архитектура. Иногда эти образы совпадают: театр с музыкальным действием первого и уже им присвоенных субъетивированных значимостей, получающих в этой своей субъективированности – сращенности с отношением, в существовании через переживание форму смыслов.

Онтология смысла имеет двойственный характер: 1) смысл может существовать как свойство; 2) смысл существует как содержание осознанной деятельности субъекта. Искусство моделирует единство этих двух моментов, но по-разному, поэтому возникает два больших класса искусства, которые выходят из двух типов образа:

1) Моделирует мир объекта в ценностном содержании, носит ценностный характер. Искусство, воспроизводящее объекты - это изобразительное искусство. Понятие изображения носит знаковый характер: живопись, графика, литература, кино, театр, скульптура.

2) Язык этих искусств не хочет и не умеет воссоздать объект. Моделирует человека в его смысловой содержательности, поэтому это искусство не может быть изобразительным, т.к. смысл нельзя изобразить, его можно лишь выразить. Например, музыка, танец, архитектура. Иногда эти образы совпадают (театр с музыкальным действием).

68. Основные направления искусства XX века.

Условно культуру 20 века м. разделить на 2 периода: модернизм, кот. хар-ет культуру пер. пол. 20 в, зрелое индустриальное общ-во, где главенствуют рац-зм, урбанизация, «иск-во для иск-ва», и постмодернизм (втор. пл. 20 в., постиндустр. общ-во): отход от рационалистич. схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистич. пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и т.д.

Эпоха модернизма - совокупность конкретных направлений и стилей в искусстве. Авангард - термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в культуре ХХ в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры и отдельных видов искусства. Однако в 20-е гг. Авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее белее или менее значимые стороны и явления. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие Авангард, они имеют общие культурно-исторические корни и многие общие основные характеристики: это реакция художественно-исторического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом ХХ в.

Особенности искусства ХХ века:

1. отказ от традиционной системы ценностей, стремление постичь и выразить пустоту, абсурд, иррациональное, «иное»

2. повышенная философичность, роль рефлексии, концептуальность

3. особая роль формы, новые принципы художественной образности, стремление к бессознательному формотворчеству

4. повышенный интерес и мистическому, таинственному

5. доминанта самовыражения художника, утреждение абсолютного права автора на произвол

6. стремление к синтезу искусств, создание новых видов искусства стирание граней между утилитарным, эстетическим и художественным

Значение Авангарда:

1. показал принципиальную ограниченность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, мышления, выражения

2. довел до логического завершения (часто до абсурда) все основные виды искусства и их методы художественной презентации

3. экспериментально выработал множество новых, нетрадиционных элементов, форм, приемов, подходов

4. способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусства: фотография, кино, телевидение, электронная музыка.

Художественная культура ХХ в. не сводится только к Авангарду. В ней определенное место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры. Однако именно Авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество.

Основные направления:

ФУТУРИЗМ - одно из главных направлений в искусстве авангарда начала ХХ в. Наиболее полно реализован в Италии и России. Начался с опубликования в 1909 «Манифеста футуризма» (автор - Маринетти). Всего около 85 манифестов. Как целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом войны. Манифест: национализм и шовинизм, бунтарско-анархический характер, употребление часто поверхностно понятых новейших научно-технических достижений, полное отрицание всех духовно-культурных ценностей прошлого. Черты: восхищение достижениями техники (гоночный автомобиль представлялся прекраснее Ники Самофракийской). Автомобилю, поезду, вокзалу посвящались картины.Гл. Принципы - движение, энергия, сила, скорость. Стремление активизировать зрителя, как бы помещение его в центр работ (лошадь или собака с двадцатью ногами), изображение разновременных событий, стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами (название картин), космогонический характер ряда композиций (энергетические потоки, лучи, световые поля). Представители: Руссоло, Кандинский, Северини, Боччони, Балла, Маринетти.

ДАДАИЗМ - авангардистское движение в художественной культуре (1916-22). По франц. Dada означает все детское. Дада - это дурачество, публичное выполнение предписаний фальшивой морали. Движение не имело единой программы и единого стилистического выражения. Это было движение молодежи. Черты: представляли себя разрушителями и революционерами, поэтика грубой механической силы, провокационный пафос нападок на стандарты и обычаи респектабельного общества, сатирические пародии на искусство (уничтожение искусства как такового), принцип случайной организации композиций (прием «художественного автоматизма») Представители: Балль, М. Дюшан, Тзар, Хюльзенберг, Швиттерс.

СЮРРЕАЛИЗМ - направление в литературе и искусстве, возникшее во Франции (1924). Связан с именами А. Бретона и Супо. Черты: принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и политических ценностей, сюрреалистический канон: «Любовь, красота, бунт», влияние психоанализа Фрейда и творчества де Сада, соединенных вместе, чистый психический автоматизм, выражающий реальное функционирование мысли («автоматическое письмо»), стремление увидеть мир незамутненным, чистым разумом, глазами ребенка, «черный юмор» помогает отомстить враждебности мира, в основе творчества лежит игровое начало (со смертью, с эросом), приводящее в состояние опьянения, вводятся новые жанры экспериментального характера (запись сновидений). Представители: Гюисманс, Кэррингтон, Бретон, Супо.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (60-е гг.) Черты: претендует на синтез наук - эстетика, искусствознание, лингвистика, математика, философия, на первый план выдвигается концепт - формально-логическая идея вещи, документально изложенный проект. Главной - документальная фиксация концепта, продолжает и развивает многие находки конструктивизма, дадаизма, поа-арта, роль контекста (многие произведения расчитаны на единоразовую презентацию). Создаются из мусора и реализуются в бессмысленных действиях, размывает границу между искусством и жизнью. Представители: Кошут, Ле Витт, Ольденбург.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Канал трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения. Основные направления: индустрия «субкультуры детства» (детская литература, игрушки, клубы и лагеря) - универсализация воспитания детей, массовая общеобразовательная школа - стандартизация знания, СМИ - «растолкование» информации, оформление общ. мнения., система идеологии и пропаганды - контроль за ориентациями населения., массовая социальная мифология - упрощение ориентаций., массовые поит. Движения - вовлечение населения в полит. Акции., система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия) - формирование стандартов престижного интереса, индустрия досуга (литература, кино, комиксы).

ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - официальная культура тоталитарных режимов (20-30-е и 40-50-е гг.) в СССР, Италии, Германии. Черты: преследует цель - консолидация и сплочение нации вокруг властных структур государства, консервативна и архаична, фотографическая конкретность, религиозный пафос, художественно-идеологический проект замещает реальность, «верх» и «низ» меняются местами (народные массы «поучали» деятелей культуры), деление на «полезное» и «вредное» искусство\ ИСКУССТВО АБСУРДА - направление в литературе. Черты: «новый» подход к вещам - трансформация действительности, неприятие рутинного в жизни, конфронтация с традиционными вкусами, разрушение строгих рамок логики и объективных детерминант, инфантильный взгляд (сбой ритма, нелепое словоупотребление, косноязычие), бессмыслица преодолевает ограниченность разума, отказ от причинно-следственного детерминизма явлений. Направления: Объединение реального искусства - ОБЭРИУ (1927-1930 гг.): Введенский, Заболоцкий, Хармс, Вагинов. Театр абсурда: Ионеско, Бекет.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:

Черты:

1. принципиальный отрыв от предшествовавшего модернизма

2. демонстративное оперирование типами и формами высказывания, которое трудно причислить к искусству

3. обостренное отношение к проблеме эстетической авторитарности

4. нет ничего, что не было бы включено в циркулирование потребительской индустрии (Интернет: неизвестный зритель и слушатель, которого невозможно описать)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: