Выбор вида транспортного средства

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами

логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов,

выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит

информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки ав­томобильного,

железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки

зрения логистики.

-Автомобильный транспорт. Традиционно использует­ся для перевозок на

короткие расстояния'. Одно из основ­ных преимуществ — высокая маневренность. С

помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей"

с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность

поставки, а так­же возможность поставки малыми партиями. Здесь, по срав­нению с

другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта яв­ляется сравнительно высокая

себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной

гру­зоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта

относят также срочность разгрузки, возмож­ность хищения груза и угона

автотранспорта, сравнитель­но малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт

эко­логически неблагоприятен, что также сдерживает его при­менение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для

перевозки различных партий гру­зов при любых погодных условиях. Железнодорожный

транс­порт обеспечивает возможность сравнительно быстрой до­ставки груза на

большие расстояния. Перевозки регулярны.

Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно

невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное

количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам

потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транс­порт

должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным пере­возчиком в международных

перевозках. Его основные пре­имущества — низкие грузовые тарифы и высокая

провоз­ная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низ­кую скорость, жесткие

требования к упаковке и крепле­нию грузов, малую частоту отправок. Морской

транспорт существенно зависит от погодных и навигационных усло­вий и требует

создания сложной портовой инфраструк­туры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузо­вые тарифы. При

перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид

транспорта — самый де­шевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки,

относят также низкую доступ­ность в географическом плане. Это обусловлено

ограниче­ниями, которые накладывает конфигурация водных путей,

неравномерность глубин и меняющиеся навигационные ус­ловия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость,

возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и за­висимость от метеоусловий,

которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую се­бестоимость при высокой

пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта

высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является уз­кая номенклатура

подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на вы­бор вида транспорта. В табл.

1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из

этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Экспертная оценка значимости различных факторов по­казывает, что при выборе

транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

• надежность соблюдения графика доставки;

• время доставки:

• стоимость перевозки.

Следует отметить, что данные табл. 1 могут служить лишь для приблизительной

оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям

конкретной пе­ревозки. Правильность сделанного выбора должна быть

под­тверждена технико-экономическими расчетами, основанными

на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами

транспорта.

Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность - 50 000

долл.) автомобилем составляла 1000 долл., самолетом - 3000 долл. Выбор пал на

автомо­биль. Однако проведенный впоследствии анализ полной сто­имости

показал, что плюс к провозному тарифу при авто­мобильной перевозке пришлось

заплатить:

экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедиро­вание и охрану, т. е.

2000 долл. (при перевозке самолетом эти затраты исключались);

банкиру: 1,5% от стоимости груза в качестве про­центов за кредит, так

как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000

долл. были от­влечены в запас, что составило еще 750 долл. (здесь 36 — годовая

банковская процентная ставка за кредит);

• суммарные затраты при доставке составили 3750 долл. Выбор автомобиля,

сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен — самолет

был выгоднее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: