Мы свели уровни понимания к виду реакции системы общения на вопросно-ответное отношение. Другими словами, предполагалось, что именно режим взаимодействия «вопрос - ответ» является основным для системы общения. На самом деле в зависимости от характера использования ЭВМ в системе общения интеллектуального интерфейса могут реализоваться и другие отношения, отличные от вопросно-ответного. Если, например, ЭВМ работает по типу интеллектуальной информационно-справочной системы (ИИПС), то возникает поисковое отношение «запрос-информация», которое по ряду признаков отличается от вопросно-ответного отношения, характерного для коммуникации [24]. Если же ЭВМ используется лишь для выполнения программ, имена которых сообщает ей пользователь, то реализуется отношение «запрос-действие», получившее наибольшее развитие в робототехнических системах.
Рис.7. Схема рассуждений по аналогии
Рис.8. Интерфейс шестого уровня
При описании уровней понимания мы не затронули одну важную проблему, без решения которой трудно надеяться на создание по-настоящему интеллектуальных понимающих систем. Это проблема «денотативной эквивалентности». В текстах многие слова и словосочетания подразумевают один и тот же предмет реального или представляемого мира (денотат), И возникает проблема. как узнать, что Л. Н. Толстой, автор романа «Анна Каренина» и великий русский писатель, умерший на станции Астапово в 1910 году, это одно и то же лицо. В самом тексте такой информации нет. Формальным путем установить, кто скрывается под теми или иными «масками» в тексте, чрезвычайно трудно [25, 26], но эта задача, безусловно, может быть решена [2?] Поэтому так интересны и важны исследования, в которых анализировалось бы строение текста как некоторого единого целого, исследовались бы законы его порождения и построения [28-31]. В этой «горячей точке» сейчас сосредоточены усилия специалистов по интеллектуальным интерфейсам и лингвистов.
|
|
Другая проблема, связанная с общением, это необходимость в некотором сценарии самого общения. Проблема общения имеет как бы две стороны: лингвистическую, о которой мы уже достаточно подробно говорили, но не сказали еще нескольких важных вещей, и психологическую. С точки зрения лингвистики весь «разговор» пользователя с ЭВМ представляет собой некоторый специально организованный текст, стержнем которого является система целей, которую ставит перед собой пользователь, участвуя в коммуникации с ЭВМ. Эта целевая структура должна учитываться ЭВМ при организации сценария общения [27]. В противном случае пользователь не достигнет тех целей, которые его интересуют. Модели такой организации диалога сейчас стремительно развиваются в рамках нового научного направления, стоящего на границе лингвистики и психологии,– теории речевых актов. В эту теорию оказываются включеннымй и многие вопросы психологического характера. Первые исследования по психологии общения с ЭВМ [32, 33] выявили немало интересных для практики положений. Включение в общение и процесс решения задач средств машинной графики вносит в эти модели имитацию механизмов, соответствующих не символьному аналитическому мышлению, а образному, ранее практически не использовавшемуся при имитации решения творческих задач на ЭВМ [34, 35].
|
|
Можно предполагать, что намечающийся в системах общения симбиоз речевого ввода-вывода, графики и непосредственного моторного воздействия на изображение на экране с помощью «мышки» в корне изменят саму тактику общения. Особенно большие надежды специалисты возлагают на машинную графику в соединении с моторным каналом ввода-вывода. При моделировании таких систем, как конторские системы делопроизводства, на экране дисплея появляется изображение папки с делами, а ее открывание и перелистывание осуществляется с помощью движения руки, похожего на естественное движение при выполнении подобной операции. «Выдирание» документа из папки сопровождается звуком, имитирующим это действие, когда оно происходит в действительности. Ясно, что общение с такой системой максимально приближено к той реальной деятельности, которую выполняет делопроизводитель. И переучиваться ему, преодолевать психологический барьер между привычной деятельностью и работой с ЭВМ просто не приходится.
Во всяком случае, предполагается, что в ближайшие годы основная тяжесть общения с ЭВМ перейдет от систем текстового ввода-вывода к системам, комбинирующим зрительный канал ввода с моторным каналом вывода. Эффективность системы общения при этом, по мнению большинства специалистов, должна резко возрасти.