Тема 10. Понятие эстетической ценности. Эстетический идеал

Эстетический образ совершенства (идеал, ценность), его детерминанты и функции. Основные параметры изменчивости представлений о совершенстве (культурно-исторический, этно-национальный, религиозный, социально-классовый, личностный). Константные характеристики эстетического идеала совершенства (сущностные, бытийные качества объекта, его мера) и его прогностическая функция в социокультурной практике. Шедевр и его роль в иерархической ценностной системе художественной культуры.

ТЕМА 11. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

Эстетическая проблематика искусства: вопрос о природе и происхождении искусства; о причинах жанрово-видового многообразия, относительного постоянства художественных форм и законах изменчивости; о природе художественного образа; о процессах развития искусства (направление, метод, стиль); о законах художественного созидания и восприятия; о процессах социокультурного функционирования художественных форм. Социокультурные функции искусства. Морфология искусства. Пространственные, временные и пространственно-временные виды искусства. Музыкальные жанры и формы. Принципы эстетического анализа: пространство, время, ритмо-линеарная и цвето-пластическая организация. Направление, стиль, творческий метод, школа. Методика анализа музыкального художественного произведения.

Многоканальность «трансляций» произведений искусства современной аудитории. Восприятие уникального и тиражированного оригинала и копии. Плюрализм эстетических норм. Поиск новых форм выразительности. Классические особенности художественного восприятия в современной художественно-культурной ситуации (первичные и вторичные суждения вкуса, соотношение фазовости и симультанности, роль «предварительной» (Р. Ингарден) и «умной» (Л. Выготский) эмоции, амбивалентность, дистанционность и участие зрителя, наличие исходного вкуса и его развитие и т.п.). Восприятие произведений «своей» и «иной» культуры, современных и отдаленных по времени. Роль непосредственного восприятия и личных впечатлений для формирования профессионализма в эстетике. Постмодернистское сознание: разрушение стереотипов восприятия и открытость всем новым стереотипам: стереотипы «открытости» как новая запрограммированность восприятия. Масскульт и элитарное искусство. Концепт «постмодерна» и глобальная медиасреда: к постановке проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: