Глоссарий. Авторизованный дилер — отвечает перед потребителем за проданную им продукцию, но не явля­ется единственным предста­вителем компании-произво­дителя

Авторизованный дилеротвечает перед потребителем за проданную им продукцию, но не явля­ется единственным предста­вителем компании-произво­дителя.

Агентфизическое или юридическое лицо, со­вершающее определенные действия в интересах и по поручению другого лица от его имени и за его счет.

Администрирование логистической системыкомплекс управленческих функций и процедур, осуществляемых персоналом логистического менеджмен­та фирмы (преимущественно с применением информационно-компьютерных технологий) для реализации стратегических, тактических и оперативных це­лей ЛС.

Акцепт, акцептированиесогласие на принятие представленной оферты.

Ассортимент продукциисостав и соот­ношение отдельных видов изделий и продукции.

Брокерфизическое или юридическое лицо, за­нимающееся посредничес­кой деятельностью при за­ключении сделок между по­купателями и продавцами товаров, ценных бумаг ва­лют и других ценностей на товарной, фондовой и ва­лютных биржах, действуя по поручению и за счет кли­ентов (покупателей или про­давцов).

Владелецфизичес­кое или юридическое лицо, фактически обладающее правом собственности в дан­ный момент.

Гарантийное обязательстводокумент, подтверждающий, что по­ставленный товар соответст­вует условиям определенно­го контракта.

Гарантийный срок - интервал времени, в тече­ние которого действуют га­рантийные обязательства.

Гарантияручатель­ство, обеспечения выполне­ния обязательств.

Генеральный агентимеет право совершать от имени принципала только те действия, которые огово­рены в специальной дове­ренности.

Грузовая единицанекоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Параметры этой массы связывают технологические процессы на различных участках логисти­ческой цепи в единое целое.

Грузовой терминалспециальный комплекс сооружений, персонал, техни­ческие и технологические устройства, организационно взаимоувязанные и пред­назначенные для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузо­получателей, перевозчиков и других логистических посредников в интер/мультимодальных и прочих перевозках.

Грузопереработкаэффективное перемещение грузов на короткие рассто­яния, имеющее место внутри завода или склада или между помещением и транс­портным предприятием.

Дефицитность ресурсовнедостаток ре­сурсов на рынке, вызванный объективными условиями.

Диверсификацияодновременное разносто­роннее развитие не связан­ных друг с другом произ­водств, расширение номенк­латуры продукции.

Дилерфизическое или юридическое лицо, за­нимающееся посредничес­кой деятельностью при за­ключении сделок между по­купателями и продавцами товаров, ценных бумаг ва­лют и других ценностей на товарной, фондовой и ва­лютных биржах, действуя за собственный счет и от своего имени.

Дистрибьютор - физическое или юридичес­кое лицо, занимающееся по­среднической деятельнос­тью при заключении сделок между покупателями и про­давцами товаров, ценных бумаг валют и других цен­ностей на товарной, фондо­вой и валютных биржах, действуя за собственный счет, но от имени компании-производителя.

Дистрибьюцияфункциональная область логистики, задача которой — интегрированное управление логистическими функциями и операциями по про­движению готовой продукции и сопутствующего логистического сервиса от производителей и/или оптовых (оптово-розничных) торговых компаний до ко­нечных (или промежуточных) потребителей.

Договор поставкисоглашение между пред­приятиями, организация­ми, по которому предприя­тие-поставщик (изготови­тель продукции) обязуется передать предприятию или организации-покупателю в установленный срок про­дукцию согласованного между ними ассортимента, количества и качества, а по­купатель обязуется принять и оплатить ее.

Договорная цена - цена, устанавливаемая по договоренности между договаривающимися сторо­нами.

Звено логистической системыфункционально (структурно) обособленное подразделение компании и ее юридические самостоятельное предприятие, орга­низация, учреждение, являющиеся одним из трех сторон в логистике, рассмат­риваемые как целое в рамках логистической системы, подсистемы ЛС, логис­тической сети (канала, цепи), реализующие один или несколько видов логисти­ческой деятельности.

Издержки хранениячасть издержек об­ращения, связанная с хра­нением материально-товар­ных ценностей на базах, складах и в необходимых случаях с доведением их ка­чества до уровня, предъяв­ляемого потребителем.

Информационная система и информационная технология в логистике — ком­плекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребления информации в ЛС.

Информационный потокпоток сообщений в устной, документной (бумаж­ной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сер­висному потоку в рассматриваемой ЛС и предназначенный в основном для реа­лизации управляющих функций.

Качество продукциисовокупность свойств продукции, обуслов­ливающих ее пригодность удовлетворять определен­ные потребности в соответ­ствии с ее назначением.

Ключевые/комплексные показатели эффективности логистической систе­мыосновные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной ЛС, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, уче­та и контроля.

Комиссионертор­говый посредник (юридиче­ское или физическое лицо), который по поручению про­давцов или покупателей (ко­митентов) подыскивает партнеров и обязуется со­вершить для комитента и за его счет одну или несколько сделок от своего имени.

Комитентфизичес­кое или юридическое лицо, по поручению которого дей­ствует комиссионер.

Комиссиоиирование (комплектация) —разделение однородных единиц груза (хранимых на складах) на меньшие и составление из них сборных неоднородных единиц груза в соответствии с заказами клиента..

Конкурентоспособностьспособность това­ров и услуг выдерживать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей.

Конкуренция производителейборьба между производителями продукции, имеющая целью обеспечить лучшие возмож­ности сбыта продукции и получения максимальной прибыли.

Коносамент - транс­портный документ, выдава­емый морским перевозчи­ком отправителю груза, под­тверждающий принятие груза к перевозке и обязы­вающий перевозчика пере­дать груз в порту назначе­ния грузополучателю.

Контрагент — один из участников договора.

Лизингаренда ма­шин, оборудования, транс­портных средств, производ­ственных сооружений и др.

Логистика (в широком смысле) — наука об управлении материальными по­токами, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определен­ной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения постав­ленных перед ней целей с оптимальными затратами ресурсов.

Логистика (в узком смысле — с позиций бизнеса) — инструментарий ин­тегрального управления материальными и связанными с ними информационны­ми и финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способству­ющим достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.

Логистическая концепция для организаций бизнесапарадигма (руководя­щая идея), взгляд на логистику как на платформу поддержки бизнеса и инст­рументарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопут­ствующими потоками.

Логистическая операциялюбое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материальных и/или свя­занных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежа­щее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирова­ния или проектирования логистической системы.

Логистическая сетьполное множество ЗЛС, между которыми установ­лены взаимосвязи по основным и/или сопутствующим потокам в рамках ана­лизируемой или проектируемой ЛС.

Логистическая система (в широком смысле) — сложная организационно завершенная (структурированная) микро-, мезо- или макроэкономическая си­стема, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления матери­альными и сопутствующими им потоками звеньев, совокупность которых, гра­ницы и задачи функционирования объединены общими целями.

Логистическая система (в узком смысле — с позиций бизнеса) (1) относи­тельно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных под­разделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистичес­ких посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением логис­тическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса; (2) совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (так­тики).

Логистическая стратегиядолгосрочное, качественно определенное направ­ление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сфор­мулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоратив­ными целями.

Логистическая технологиястандартная (стандартизированная) после­довательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и/или логистического процесса в функциональной области логистики и/или в ЛС, поддерживаемая соответствующей информационной системой и воплощающая определенную логистическую концепцию.

Логистическая функция (на микроуровне — с позиций конкретного бизне­са) — обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности менеджмент, управления логистическим прцессом и степени управляемости логистической организации бизнеса.

Логистическая цепьмножество ЗЛС, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя в пределах отдельной функциональной области логистики или логистического канала.

Логистический бизнес-процессвзаимосвязанная совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании (при управлении материальными и сопутствующими потоками) в результат, задаваемый логистической страте­гией фирмы.

Логистический каналобособленная совокупность ЗЛС, ориентированных по основному потоку, сформированному с целью выполнения маркетинговых требований и/или экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции.

Логистический менеджмент (1) в фирме (когда она является «хозяином» ло­гистического процесса) представляет собой администрирование ЛС, т.е. вы­полнение основных управленческих функций (организация, планирование, регулирование, координация, контроль, учет и анализ) для достижения целей ЛС; (2) персонал, управляющий логистическим процессом, который по своей роли в управленческой иерархии фирмы и организационных уровнях ЛС можно разде­лить на высший, средний и управленческий персонал нижнего звена.

Логистический микс (правило "7R")обеспечение наличия нужного продук­та в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установ­ленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами.

Логистический процессопределенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяю­щая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее сетевых (функ­циональных) подразделений.

Логистический процесс на складе — управление логистическими операция­ми, связанными с грузопереработкой (операционное управление), и координация смежных служб, обеспечивающих эффективное функционирование склада.

Логистический сервиспроцесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутрен­ним или внешним потребителям.

Льготный тарифтариф меньше нижнего уров­ня, устанавливаемый в целях стимулирования потребления отдельных видов продукции или услуг или для отдельных групп потребителей.

Материальный потокнаходящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (МР), незавершенное производство (НП) и готовая продукция (ГЦ), к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с физи­ческим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, пе­ревозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Международный транспортный коридор (1)— часть национальной или меж­дународной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географи­ческими районами, включает подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокуп­ность технологических, организационных и правовых условий перевозок; (2) совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответству­ющим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечива­ющих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направ­лениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны.

Межорганизационная логистическая координациясогласование действий фирмы («хозяина» логистического процесса), поставщиков, потребителей и логистических посредников для достижения целей ЛС.

Межфункциональная логистическая координациясогласование деятель­ности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логи­стике, или перекрестным функциям при планировании и управлении деятель­ностью фирмы.

Назначение логистического менеджментаподдержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутрифирмен­ных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетин­га, финансов и продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.

Общие логистические издержкисуммарные затраты, связанные с комп­лексом функционального логистического менеджмента и логистическим адми­нистрированием в ЛС.

Объект исследования логистикиосновные и сопутствующие потоки в оп­ределенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реа­лизующем поставленные перед ним цели и рассматриваемом в этом смысле как единое целое.

Объем поставкиколичество изделий опреде­ленных наименований и ти­поразмеров, поставляемых в течение определенного пери­ода времени.

Организационная структура управления логистикой — совокупность элемен­тов службы (отдела) логистики (должностей и структурных подразделений) и установившихся связей между ними.

Основные потоки — материальные и (или) сервисные (потоки услуг). Сопут­ствующие материальному потоку — информационные, финансовые и сервисные потоки. Сопутствующие сервисному потоку — информационные, финансовые потоки.

Оферта (предложение) — коммерческий документ, представляющий собой за­явление о желании заклю­чить сделку с указанием ее конкретных условий.

Подсистема логистической системывыделенная в соответствии с орга­низационной структурой совокупность элементов и звеньев ЛС, которая по­зволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере биз­неса компании.

Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) — это интервал вре­мени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги ко­нечному потребителю.

Поставщикюриди­ческое или физическое лицо, поставляющее какие-либо товары, изделия, материалы.

Посредникюриди­ческое или физическое ли­цо, содействующее соглаше­нию, сделке между сторона­ми, стоящее между произво­дителями и потребителями и способствующее обраще­нию товаров (работ и услуг).

Потребительюри­дическое или физическое лицо, потребляющее какие-либо товары, изделия, мате­риалы.

Предмет исследования в логистикеоптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими пото­ками.

Принципалфизи­ческое или юридическое ли­цо, от имени которого дей­ствует агент.

Производительность (продуктивность) ЛС— определяется объемами логис­тической работы (услуг), выполненными техническими средствами, техноло­гическим оборудованием или персоналом, задействованными в ЛС, в единицу времени или удельными расходами ресурсов в ЛС.

Региональная логистическая транспортно-распределительная система— сово­купность логистических функциональных и обеспечивающих подсистем регио­нальной товаропроводящей сети, состоящей из звеньев, интегрированных с материальными и сопутствующими потоками для получения максимального синергетического эффекта на основе установления партнерских взаимовыгод­ных отношений между участниками транспортно-логистического процесса.

Рыноксфера товар­ного обращения, где форми­руются спрос, предложение и цена на товары.

Сервисные потокипотоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внут­ренних потребителей организации бизнеса.

Система макрологистикиэто крупная система управления матери­альными потоками, которая функционирует над не­сколькими предприятиями или фирмами и объединяет для достижения единой це­ли разнородные производст­венные и торговые предпри­ятия, транспортные и по­среднические фирмы

Система микрологистикиэто система управления материальными потоками с целью оптимиза­ции экономической деятель­ности внутри одного пред­приятия или фирмы, а так­же в рамках самостоятель­ных производственных или торговых предприятий либо территориальных торговых и производственных ком­плексов без выхода за их пределы.

Стратегия складированияопределение направления деятельности по осуществлению склади­рования.

Терминальная перевозкаперевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы.

Территориальное управление складами — процесс управления, осуществляемый по отноше­нию к складам, расположен­ным на определенной терри­тории.

Техника управления складами — совокупность технических средств и устройств, обеспе­чивающих механизацию и автоматизацию управления складами.

Товарпродукт тру­да, произведенный для об­мена или/и продажи.

Товарная продукцияобщий объем про­дукции (готовых изделий, полуфабрикатов и услуг), предназначенной для реали­зации.

Товаропроизводительюридическое или физическое лицо, произво­дящее товар.

«Точно в срок» (Just-in-time) — современная концепция/технология постро­ения ЛС в целом или организации логистического процесса в отдельной функ­циональной сфере бизнеса: производстве, снабжении и дистрибьюции, основан­ная на синхронизации процессов доставки МР, HП, ГП в необходимых количе­ствах к тому времени, когда элементы/звенья ЛС в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с гарантийными запасами.

Транспортировкаключевая логистическая функция, связанная с переме­щением продукции транспортным средством или средствами по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функ­ций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав соб­ственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

Универсальный агентимеет право со­вершать от имени принци­пала любые действия.

Упаковкакомплекс средств, обеспечивающих гармонизацию типоразмерных рядов потребительской упаковки, промышленных упаковочных модулей, грузовых единиц, тары и грузовместимости транспортных средств при физи­ческом распределении и защиту продукции от повреждения и потерь при транспортировке, складировании, грузопереработке и прочих логистических операциях.

Уровень обслуживанияпоказатель, оп­ределяющий отношение объема фактически оказы­ваемых услуг к максималь­но возможному объему ус­луг.

Физическое распределениесфера логистической деятельности, состав­ная часть процесса распределения (дистрибьюции), включает все логистичес­кие операции и функции, связанные с физическим перемещением, хранением и управлением запасами ГП в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.

Финансовая операциясовокупность двух или более взаимосвязанных фи­нансовых потоков.

Финансовое окружениесреда обращения финансовых потоков, включаю­щая как часть внутренней среды предприятия, так и часть внешней логисти­ческой среды. Элементами финансового окружения являются финансы и финан­совые ресурсы, источники и потребители ресурсов и финансовые потоки, свя­занные с логистическими отношениями.

Финансовый потокэто направленное движение финансовых ресурсов, свя­занное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках ЛС, так и вне ее.

Форс-мажорчрез­вычайные непреодолимые обстоятельства, не завися­щие от сторон, заключив­ших между собой кон­тракт.

Франшизаправо на ведение определенного вида промышленной или коммерческой деятельности.

Франчайзерлицо, предоставляющее на дого­ворных условиях и на опре­деленное время право на ве­дение определенного вида промышленной или коммер­ческой деятельности, друго­му лицу.

Франчайзилицо, которому предоставляется на договорных условиях и на определенное время пра­во на ведение определенного вида промышленной или коммерческой деятельности.

Франчайзингэто система ведения экономиче­ской деятельности, при ко­торой лицо, обладающее правом на ведение опреде­ленного вида промышлен­ной или коммерческой деятельности, предоставляет право на ведение этой дея­тельности на договорных ус­ловиях и на определенное время другому лицу.

Эксклюзивный дилеробладает исключи­тельными правами по реа­лизации продукции произ­водителя и является его единственным представите­лем в объявленном регио­не.

Электронный документооборот (EDI)представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных, обслуживающий современные телекоммуникационные тех­нологии.

Элемент логистической системынеделимая в рамках поставленной зада­чи администрирования или проектирования ЛС часть ЗЛС логистической под­системы.

Эшелонированная макрологистическая системаэто система, в которой материальные пото­ки от поставщиков сырья и других компонентов к про­изводителю, а от него к по­требителям движутся через посредников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: