Показатели материального потока на выходе (точка В) управляемы и имеют заранее заданное значение


Билет

Управление туристским предприятием представляет собой достаточно сложный процесс, который требует разработки логистических систем с целью оптимизации экономических потоков, что оказывает существенное влияние на финансовые результаты компании.

В логистической системе логистика рассматривается как управленческая структура для реализации решений по рациональному размещению финансовых, материальных, человеческих и информационных ресурсов, контроля над ними.

В состав логистической системы туристского предприятия входят следующие составляющие:

- информация – планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса;

- перевозка туристов – выбор вида транспорта и компании-перевозчика;

- кадры, обслуживающие туристов;

- обслуживающее производство – подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю.

Логистическая система рассматривается как единое целое, как интегрированная система, объединяющая весь жизненный цикл формирования, производства и реализации туристского продукта в соответствии с запросами потребителей.

Усиление конкуренции во всех сферах хозяйствования требует постоянной трансформации и адаптации логистических систем к непрерывно изменяющимся внутренним и внешним условиям,

выражающимся

в возрастании скорости материальных, финансовых и информационных потоков,

в усложнении финансовых взаимоотношений между логистическими звеньями,

в уменьшении числа взаимосвязей в рамках организационно-экономических отношений в логистических системах. (особенности ЛС – трансформация и адаптация)

Внедрение и использование логистической системы в туристской индустрии позволяет:

- создавать единую систему учета и контроля над формированием и движением туристского продукта;

- сокращать временные интервалы формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

- автоматизировать процессы учета и контроля финансовых и информационных потоков;

- сокращать время и повышать качество обслуживания потребителей туристского продукта;

- сокращать объем циркулирующей в системе документации и существенно уменьшать количество ошибок в учетно-отчетной документации.

Принципами логистики являются приоритеты потребления, поэтому содержание и уровень сервиса, предлагаемого клиенту, выдвигают на передний план, а сокращение времени и повышение надежности выполнения заказа утверждается главной целью логистической системы.

Реализация принципов логистики в туризме способствует оптимизации принимаемых решений, что позволяет туристским фирмам укреплять свои конкурентные позиции на потребительском рынке.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы:

скорость доставки до цели поездки;

комфорт путешествия;

стоимость;

возможность перевозки багажа и eгo вес;

возможность остановки в пути следования;

условия питания;

уровень шума, вибраций;

условия для сна и отдыха;

возможность широкого обзора во время поездки;

наличие неблагоприятных экологических факторов;

безопасность.

Общепринятое понятие логистической системы гласит: система логистики ~ это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции.

С позиции системного подхода к туристской организации логистическая система - это экономическая система, состоящая из взаимодействующих подсистем и элементов, выполняющих логистические функции (операции) и объединенных общностью целей и интересов, которые реализуются путем управления экономическими потоковыми процессами, как в материальной, финансовой сфере, так и сфере услуг в рамках реализации корпоративной стратегии организации бизнеса.

Под потоками услуг в туризме понимается комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и др.

Логистическая система для туристских компаний включает несколько подсистем:

подсистему управления туристским продуктом,

подсистему взаимоотношений с транспортными организациями,

подсистему организации гостиничного обслуживания,

подсистему управления персоналом,

подсистему управления информационными потоками и подсистему финансов.

В последние годы прерогативой логистики является управление не только материальными потоками, но и потоками услуг. (не надо говорить)

Необходимо отметить, что из всего множества разнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов, характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами. (особенности логистических систем)

Отличительные признаки логистической системы включают наличие потокового процесса и определенную системную целостность.

Между логистической системой и ее элементами существуют отношения подчиненности, а между элементами - взаимодействия.

Логистическая система в туризме носит управленческий аспект, который сводится к:

- планированию,

- контролю,

- оперативному управлению реализацией и продвижением продуктового и информационных потоков рамках системы, которая охватывает операционные циклы поставщиков и посредников туристического продукта,

- применению принципов логистики в индустрии туризма.

Логистика в туризме - это управление продуктовыми потоками туристических предприятий, которое включает рациональную организацию формирования, сбыта и организации потребления туристического продукта и сопровождения этих процессов прохождением информационных потоков.

Потоки ресурсов обеспечивают функционирование системы.

Целью ЛСТО является обеспечение населения и гостей региона качественным турпродуктом с учетом их требований.

Основные задачи ЛСТО:

−координация работы предприятий туриндустрии, распределение туристских потоков между ними;

−информационно-компьютерная поддержка процессов комплектации

турпродуктов, организации обслуживания туристов;

−создание в регионе телекоммуникационных сетей и систем связи для

управления информационными, трудовыми и финансовыми потоками в туриндустрии;

−стратегическое планирование, маркетинг в процессе предоставления

туристских услуг предприятиями туриндустрии;

−контроль, автоматизированный учет и управление потоками туристских услуг и потоками туристов в регионе. (не говорю)

Потоковыми считаются процессы, сопровождающиеся перемещением каких-либо объектов в пространстве и во времени и имеющие размерность «количество/время». Например, туристский поток может характеризоваться числом туристов, посетивших страну за месяц.

Центральным звеном потоковых процессов в туризме является турист, которому предназначены все туристские услуги.

Целью логистического управления туристским потоком является доставка всех туристов в нужном количестве, в заданное время, в нужное место с максимальной безопасностью и предоставление им необходимых услуг высокого качества.

Составляющими материального потока в туризме являются потоки услуг, предоставляемых туристу в соответствии с туристской путёвкой, т. е. потоки, сопровождающие поток туристов. К ним относятся следующие потоки:

- поток транспортных услуг;

- поток услуг размещения;

- поток услуг питания;

- поток экскурсионных услуг;

- услуги гидов-переводчиков и аниматоров.

Особое место в туристском обслуживании занимают сопутствующие услуги, связанные с информационным, финансовым, досуговым обслуживанием, посещением мест розничной торговли сувенирами, произведениями народного промысла и иными товарами.

Программой тура может быть предусмотрено оказание спортивных, медицинских, оздоровительных услуг, которые следует выделить в самостоятельные потоки. Качественное обслуживание туристов немыслимо без согласованного и своевременного предоставления перечисленных услуг.

Следовательно, они также должны входить в объект логистического управления в туризме.

Рассмотренные потоки, с логистической точки зрения, следует разделить на две группы:

- потоки вспомогательных услуг, оказываемых туристу с целью обеспечения комфортных условий путешествия. К ним относятся транспортные потоки, потоки услуг размещения, питания, услуг гидов-переводчиков, аниматоров и иные услуги, являющиеся вспомогательными для конкретного тура;

- потоки основных услуг, оказание которых связано с существом тура. Например, для спортивного тура это спортивные услуги, обеспечивающие посещение спортивных мероприятий, использование спортивного инвентаря, оказание спортивных образовательных и консультационных услуг и т. д.

Т. о., для логистического управления важно разделение производственного процесса в туризме на процесс формирования потоков вспомогательных услуг и процесс формирования потоков основных услуг, содержащих логистические операции.

Основными потоками логистической

системы туристского обслуживания являются поток туристов и поток туристских услуг. Главная задача ЛСТО – координация и регулирование указанных потоков в соответствии с требованиями логистики и обеспечение

сопряженности объема входящего потока туристов пропускной способности субъектов туриндустрии (транспортных компаний, коллективных

средств размещения, предприятий питания и т.д.).

С туристским потоком в логистическую систему туристского обслуживания поступает и финансовый поток, формируемый за счет оплаты за оказанные предприятиями туриндустрии туристские услуги. При этом важно обеспечить беспрепятственное прохождение потока туристов через звенья логистической системы.

Особо важную роль играют информационные потоки.

Информация, содержащаяся в базе данных Центра по поставщикам услуг о предлагаемых ими туристских услугах, в дальнейшем используется при комплектации турпродукта и в форме программы туристского обслуживания предоставляется клиентам.

Потоки ресурсов для туристского обслуживания, их усложненность

(по составу, структуре) требуют научного обоснования новых подходов к

управлению, организации, регулированию потоков. Логистическая система – инструмент эффективного управления потоками ресурсов, т. е. потоковыми процессами.

Логистизация потоков в рамках ЛС призвана обеспечить реализацию региональных концепций развития туриндустрии, включающих гарантию оказания услуги, ее целостность, комплексность, оперативность и своевременность оказания.

Логистическая система туристского обслуживания, обеспечивает рационализацию потоковых процессов для достижения устойчивого развития

и координации действий хозяйствующих субъектов туриндустрии.

Логистическая система туристского обслуживания – это структурированная экономическая система, состоящая из звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления на определенной

территории потоками туристских услуг и потоками туристов, а также сопутствующими им потоками, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены целью данной системы - организацией комплексного туристского обслуживания, причем взаимодействие элементов в процессе туристского обслуживания должно обеспечить туристам, туристским предприятиям, населению

туристских центров минимум экономических, социокультурных, экологических издержек, что возможно путем применения к функционированию региональной туриндустрии инструментов логистики, позволяющих согласовать потоки туристов с предоставляемыми им потоками туристских

услуг.

Таким образом, логистическая система в туризме представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, организующих многообразие потоков материалов, финансовых средств, информации различного рода с целью обеспечения туристской деятельности.

Логистизация потоковых процессов туристских компаний в России на сегодняшний день должна ориентироваться на использование эффективных стратегий оптимизации продвижения услуг посредствам внедрения технологических и технических достижений в области коммуникаций и обслуживания клиентов.

Логистическая система в туризме обеспечивает своевременное и качественное предоставление основных и вспомогательных видов услуг с минимальными потерями ресурсов для потребителей и производителей этих услуг. Логистике отводится роль своеобразного системного синхронизатора и рационалиста.

Материальные ресурсы – это потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.

12 билет

Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Микрологистические системы охватывают сферу деятельности отдельного предприятия, строятся с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных процессов, обеспечивают решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем.

Макрологистическая система – крупная система управления материальным потоком, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах.

Задачи логистики в туристической сфере -

Задачей логистики в туристической сфере является минимизация затрат по доведению продукта до потребителя.

В соответствии с функциями к основным практически решаемым логистикой задачам в туризме следует отнести рационализацию:-формирование, продвижения и реализации туристского продукта
-способов перевозки туристов

-организации оперативного информационного обмена между поставщиками и потребителями туристского продукта

-планирование, прогнозирование и контроль

Задачи турагентства:

- создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов;

- поддержание предложения на уровне спроса;

- сохранение конкурентоспособности туристского продукта;

- качественное обслуживание туристов;

- обретение постоянной клиентуры;

- обеспечение финансовой устойчивости.

- полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д. продвижение этой информации с помощью рекламы;

- организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.

Исходя из концептуальных положений логистики основные функции логистики в туризме являются:

1) оперативный анализ, контроль и управление процессами формирования, продвижения и реализации туристского продукта, а также стратегического планирования и прогнозирования деятельности туристских организаций; 2) оперативная передача (прием) необходимого объема и качества информации в заданное время и в нужное место;

З) оперативный контроль за движением (перемещением) туристов и туристического продукта;4) интеграция обособленно функционирующих информационных систем туристической инфраструктуры (локальные сети, региональные сети, трансконтинентальные сети, и др.) единую логистическую информационную систему;

5) на основе анализа и прогнозирования развития негативных тенденций в туристской сфере, расчет и организация финансового буфера на случай наступления экономического форс-мажора;

6) обеспечение проведения селекторных совещаний, видеоконференций, симпозиумов и т. п. работников и представителей туристских организаций в местном, региональном и глобальном масштабах.

Важность и перспективность исполняемых логистикой в туризме функций подтверждается прогнозами ученых на ХХI в.. согласно которым чуть ли не половина обслуживающего персонала административных, коммерческих и других служб: гостиниц, отелей, мотелей, кемпингов, флотелей, турбаз и т. п., будет вовлечена в индустрию информатики и туризма.

В соответствии с функциями к основным практически решаемым логистикой задачам в туризме следует отнести рационализацию: • формирования, продвижения и реализации туристского продукта; • способов перевозки туристов и экскурсантов; • организации оперативного информационного обмена между поставщиками и потребителями туристского продукта; • планирование, прогнозирование и контроль финансовых потоков

Логистический процесс по формированию и продвижению туристского продукта включает следующие этапы:
 исследование; 
эксперимент; 
разработка технологической документации и обучение кадров для формирования и продвижения турпродукта;
организация и проведение рекламы.

На первом этапе проводятся исследования по разработке новых туров, видов услуг, сопутствующих товаров. В круг исследований включаются концепции и программы тура, уточняется потенциальный спрос на туристский продукт, а также проводится экологическая и ценовая проработка вопроса (разработка бизнес-плана, его экономическое обоснование и пр.).

Предметами логистического исследования также являются: 1) объем, структура и динамика производства и потребления туристского продукта: 
какие туристские фирмы работают и где; 
какие предлагаются услуги и как это соотносится с мировыми стандартами; какие задействованы сегменты рынка; 
социально-экономические и социально-демографические данные групп потребителей: какие маршруты и на сколько дней предлагаются и т. п..

2) наличие и уровень резервов: какие имеются резервы у туристской организации по увеличению охвата потребителей (туристов), по расширению географии маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов программ обслуживания и т. д..

3) движение цен: как складывается уровень цен на аналогичные услуги у конкурирующих фирм, каков среднерыночный курс цен на те или иные услуги и т. п.:

4) участники рынка (партнеры, конкуренты, поставщики продукции, посредники, потребители услуг и т. п.);

5) характер научно-исследовательской, производственно-сбытовой, рекламной и иной деятельности в сфере рынка по реализации туристского продукта. Поскольку все предметы логистического исследования очень динамичны в пространстве и времени, то для нахождения оптимального решения стоящей задачи в каждом конкретном случае необходимо находить компромисс между величиной предлагаемых денежных затрат на определенный туристский продукт и уровнем дохода от его реализации. Это может быть достигнуто путем обоснованного анализа организационных мероприятий, с одной стороны, и тщательной оценки материальных и финансовых потоков по производству и потреблению туристского продукта — с другой.

На втором этапе производится экспериментальная оценка разработанного туристского продукта, а именно:

· экспериментальный заезд;

· ознакомление с туристским продуктом на месте (презентация, реклама, покупательный спрос на товары и др.);

· анализ предложенного туристского продукта и его спроса (отзывы туристов, полученные доходы, поступления заявок на новые услуги, оценка предложенных туристов и т. п.).

На третьем этапе осуществляется

· проработка технологической документации (договоров, карточек туристских маршрутов, графиков заездов),

· разработка форм и содержаний путевок,

· разработка туристских ваучеров или ордеров-документов, а также документации по модернизации рабочих мест;

· переобучение и повышение квалификации сотрудников туристских предприятий;

· разрабатывается экономический механизм реализации нового туристского продукта: цена путевок и услуг, обслуживания, стимулирование обслуживающего персонала и т. д.

На четвертом этапе формируется система управления организацией рекламы по реализации нового туристского продукта, обеспечивающая его реализацию в соответствии с запросами туристов (службы логистики, маркетинга и менеджмента). При этом отрабатываются следующие вопросы и соединяются в единую логистическую цепь следующие составляющие:

• размещение (гостиницы, турбазы, кемпинги и пр.); • питание (рестораны, кафе, столовые и т. п.): • экскурсионное обслуживание (походы, поездки и пр.); • досуговое обслуживание (дискотеки, кино, викторины, капустники); • спортивные мероприятия (игры, соревнования и т. п.); • транспортное обслуживание (заказы и продажа билетов): • предоставление дополнительных услуг по желаниям туристов.


14 билет

Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Интеграция - объединение двух или более компаний под одним контролем в целях взаимной выгоды, уменьшения конкуренции, снижения издержек за счет сокращения накладных расходов, обеспечения большей доли рынка, объединения технических или финансовых ресурсов, сотрудничества в области исследований и разработок и т.д.

В современной экономической науке и деловой практике логистика определяется как интегрированный процесс управления материальными и информационными потоками, призванный обеспечить максимально возможное удовлетворение нужд потребителей с минимальными общими издержками. Этот процесс охватывает все этапы хозяйственной деятельности — от разработки источников сырья и материалов (организации надежных каналов снабжения, контроля за ними и т. д.) до поставки продуктов и услуг конечному потребителю. Для нынешних менеджеров и предпринимателей изучение логистики и внедрение принципов логистического менеджмента в своих компаниях — это не просто дань моде, это необходимое условие выживания в современной конкурентной среде, особенно на международном рынке.

Основные субъекты логистики в туризме, как потребитель - турагент - туроператор — поставщик услуг; где важно правильно спланировать, грамотно управлять и оперативно контролировать сложный материальный и информационный процесс формирования и реализации тура в соответствии с интересами и требованиями потребителя.

Современная интегрированная логистика предполагает сквозное управление потоками логистической системы, проходящими через все её звенья. Данное направление вполне согласуется со структурным делением логистической системы на функциональные области (логистику снабжения, производства туристских услуг и распределения), деятельность которых подчиняется общей (корпоративной) цели всей системы в целом. Такое деление позволяет более точно определять и решать локальные задачи организации и контроля внутри звеньев и элементов логистической системы, поскольку объектами практической логистики могут быть не только потоки, но и единичные трансакции.

Интегрированный подход требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы.Такой подход распространяется как на микроэкономический уровень самой туристской компании, так и на платформу бизнеса.

Важно, чтобы, решая проблемы оптимизации управления на микроуровне, в пределах предприятия, менеджеры исходили из задачи оптимизации логистической системы в целом. Объединение снабжения, производства и распределения туристских услуг является оптимальной перспективой в решении вопросов достижения целей в рамках логистической системы управления резервами эффективности туристских предприятий. Именно такой подход позволяет получить точную информацию об удовлетворенности, состоянии и местонахождении туристов в любой момент — от «входа» в процессе разработки туристского продукта до «выхода» — получения услуги конечным потребителем.

Преимущества интегрированного подхода предприятий туристской отрасли выражаются:

‑ в разделении вопросов распределения, управления разработкой и снабжения на предприятиях. Это может привести к разногласиям между функциональными областями и соответствующими подразделениями, что препятствует оптимизации системы в целом;

‑ в том, что между проектированием туристских услуг и маркетингом в рассматриваемой отрасли существуют многочисленные противоречия. Объединение в систему является наиболее продуктивным способом их разрешения;

‑ в требованиях к системе информации и организации управления, которые имеют единую природу и относятся ко всем типам логистических операций.

Таким образом, идеальная система управления на основе логистического подхода – это система, основанная на инновационном и интегрированном подходе, которая позволит создать реальную возможность объединения функциональных областей логистики путем координации действий, выполняемых независимыми звеньями логистической системы, разделяющими общую ответственность в рамках целевой функции управления резервами эффективности туристских предприятий.

Уровни логистической интеграции:

1) доступ к системам планирования;

2) совместное использование производственных планов;

3) совместный доступ к электронному обмену данными (EDI);

4) информация об ассортименте;

5) широкое использование логистических услуг третьих сторон.

Интегрированная логистика призвана управлять потоками логистической системы, проходящими через все ее этапы. На практике это согласуется со структурным делением по принципу функциональности (снабжение, производство, хранение, распределение и т. п.). Процесс формирования логистической системы основан на обеспечении и поддержании жизненного цикла продукта от замысла до ликвидации.

16 билет

Логистика — профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Концепция - система взглядов на то или иное понимание явлений, процессов.

Концепция логистики-это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками.

Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также

- ведущий замысел, методологические принципы, постулатную основу в научно-исследовательской разработке.

В свою очередь концепция логистики -это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками.

Логистическая система - относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса.

Дистрибьютор от англ. Distribution (Распределение) - в food and non foods - это торговая организация (юридическое лицо) осуществляющая продажу товаров народного потребления, приобретаемых по договору купли продажи и дистрибьюторскому соглашению между производителем на долгосрочной или краткосрочной основе за свой счет, с последующей реализацией данного продукта в разных каналах сбыта (традиционная розница, сетевая розница (федеральные, международные, локальная), оптовый канал сбыта, субдистрибуция, открытие и закрытые рынки продаж согласно рекомендуемой ценовой политике производителя.

КИС - корпоративных информационных систем

Фундаментальными (базисными) концепциями в логистике являются:

- информационная;

- маркетинговая;

- интегральная.

· Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции.

Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP1, MRPII, DRP, ОРТ, QR, CR и т.п., применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управлении запасами и закупками МР, а также производства и поставок ГП потребителям. В этих модулях КИС решаются и конкретные задачи оптимизации, например определения оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции, оптимизации производственных мощностей и работы подъемно-транспортного оборудования и др. В то же время ЛС, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.

· С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных ЛС часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики4 акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая ЛС должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.

· В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.

2. Перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения.

3. Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

В процессе изучение и применение логистики базируется на понимании основной идей логистического подхода. Деятельностью по управлению материальными потоками, так же как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

Ее основные положения:

1. Системное построение логистики предприятия на основе методологии общей кибернетической теории систем с фиксацией основных моментов системного подхода: цели создания системы логистики; обоснованного выбора ее элементов и структуры, направленных на достижение поставленной цели; функционирования этой системы, ее взаимодействия с внешней средой; анализа результатов деятельности и сравнения их с поставленной целью.

2. Главное в процедуре организации материального потока - это учет потребностей рынка. Нет необходимости организовывать материальный поток, затрачивая на него ресурсы и усилия, если нет полной уверенности в том, что эти товары будут пользоваться спросом на рынке, найдут сбыт, своего потребителя. Для того чтобы убедиться в этом, предварительно на этапе планирования и организации материального потока исследуют потребности рынка. Кроме этого, проводят расчеты возможных объемов продажи товара, чтобы убедиться, что окупятся затраты на производство этого товара, и можно получить прибыль, достижение которой является основной целью логистической системы.

3. Приоритет распределения товаров над их производством, т.е. считается, что важнее спланировать и предусмотреть распределение и сбыт товаров, чем их произвести. На первый взгляд это кажется некоторым парадоксом. Однако на самом деле ненужные товары, которые не отвечают по каким-нибудь параметрам рынка, не найдут своего потребителя или на рынке будут проданы по заниженной цене, что может привести к убыткам. На их производство будут потрачены некоторые ресурсы, которые не окупятся, что не позволит начать новый логистический цикл без дополнительных затрат.

4. Необходимость установления оптимального уровня обслуживания клиентов (под клиентом понимается какой-либо потребитель товаров, работ, услуг, предложенных предприятием на рынке). На первый взгляд кажется, что согласно второму принципу логистики, чем выше уровень обслуживания, тем лучше, так как при этом в полной мере удовлетворяются потребности клиентов. Однако, чем выше уровень обслуживания, тем выше расходы на производство и доставку товаров потребителю, и, следовательно, выше цена товаров. Поэтому следует выбирать обоснованное компромиссное решение по уровню обслуживания: он должен быть не очень низким (чтобы не потерять клиентов) и не слишком высоким (чтобы расходы не были чрезмерными).

5. Анализ логистической цепочки необходимо вести с конца процесса, т.е. от пункта прибытия или назначения материального потока в направлении, обратном материальному потоку. Также и каждая логистическая операция в цепочке должна проектироваться так, чтобы наилучше соответствовать потребностям и условиям следующих операций (в направлении материального потока).

6. При усовершенствовании или проектировании какого-либо отдельного звена логистической цепочки следует рассматривать не изолированно это звено, а всю логистическую цепочку и проанализировать, как изменения в одном звене логистической цепочки повлияют на весь материальный поток и общие результаты логистического процесса.

7. Выполнение расчетов и использование в технико-экономических обоснованиях решений по организации грузопотока стоимости каждой элементарной логистической операции, как в материальной подсистеме материального потока, так и в подсистеме его информационного обеспечения.

8. Выбор вариантов логистической системы на основании сравнения их технико-экономических показателей. Следует не просто рассматривать различные возможные варианты технических и организационных решений, а и определять по ним технико-экономические показатели и на основе их сравнения выбирать оптимальные решения и варианты.

9. Соответствие всех решений по планированию и организации материальных потоков общей стратегии предприятия.

10. Наличие и использование наиболее полной информации о товарах, материальных потоках, производителях и потребителях товаров, логистических посредниках, законах, нормативных актах и т.д. Детальные описания, массивы и справочники по всем указанным направлениям составляют при разработке информационного обеспечения логистики.

11. При организации и осуществлении материальных потоков необходимо создавать и поддерживать деловые, партнерские отношения с другими предприятиями - участниками логистической цепочки - на основе учета взаимных интересов и компромиссов. Очевидное противодействие между участниками логистического процесса приведет к дополнительным препятствиям и задержкам логистического процесса, конфликтным и даже вражеским отношениям, в условиях которых стает сложнее организовать эффективные материальные потоки.

12. Ведение учета логистических расходов на протяжении всего логистического процесса. Одна из основных задач логистики - управление расходами при доведении материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю. Поэтому система учета расходов производства и обращения участников логистических процессов должна выделять расходы, которые возникают в процессе реализации логистических функций, формировать информацию о наиболее значимых затратах. При соблюдении этого условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных расходов на протяжении всей логистической цепочки.

В процессе эволюции логистики возникли и получили интенсивное развитие такие логистические технологии, как:

• RP - Requirements/resource planning (планирование потребностей/ресурсов);
• JIT - Just-in-time (точно в срок);
• LP - Lean Production ("плоское производство").

Среди прочих логистических концепций, появившихся в последние время, можно назвать:

• DDT - Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос);
• SCM - Supply chain management (управление цепью поставок);
• Time-based logistics (логистика в реальном масштабе времени);
• Value added logistics (логистика добавленной стоимости);
• Virtual logistics (виртуальная логистика);
• E-logistics (электронная логистика).

Указанным концепциям и технологиям соответствуют базовые (стандартные) логистические подсистемы. Практика применения этих подсистем в логистике связана с автоматизацией звеньев логистических систем или внутренних технологических процессов, внедрением корпоративных информационных систем (КИС), в которых эти подсистемы зачастую являются информационно-программными модулями.

Применение логистических технологий и базовых логистических подсистем направлено на получение оптимальных решений в логистических системах.

Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами - более адекватными объектами концепции интегрированной логистики.

Под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, трансформирующих ресурсы компании в результат, определяемый логистической стратегией фирмы или потребителем путем управления товарными и сопутствующими потоками. Этот результат обычно определяется ключевыми факторами логистики - общие затраты, время исполнения заказа, качество потребительского сервиса и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: