Наиболее популярные в мире концепции

Ø На основе Requirements/Resourse planning — RP («Планирование потребностей/ ресурсов» разработано и функционирует большое число КИС (корпоративных информационных систем), имеющих программные модули логистики.

Концепцию RP (планирования потребностей) часто противопоставляют концепции LT, имея в виду, что на ней (в отличие от JIT-подхода) базируется построение логистических технологий «толкающего» типа.
Базовыми подсистемами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении (материальном менеджменте), являются системы MRP I и MRP II (materials/manufacturing requirements/Resourse planning – системы планирования потребностей в материалах/планирования потребностей производства в ресурсах) и в дистрибьюции (распределении) — DRP I и DRP II (distribution requirements/Resourse planning – системы планирования распределения продукции/ресурсов).
С середины 1980-х годов концепция RP стала основой для разработки автоматизированных систем управления предприятиями класса MRP II/ERP/CSRP. Мощная инфраструктура и методологии построения КИС позволяют достигнуть высокий уровень эффективности автоматизированных систем управления типа MRP II/ERP на предприятиях различных отраслей экономики. По некоторым оценкам, внедрение подобных систем способно привести к сокращению запасов на 30%, росту производительности труда на 25%, возрастанию числа заказов, выполненных в срок, — на20%.
Коротко остановимся на базовых модулях, подсистемах и КИС, использующих концепцию «Планирования потребностей/ресурсов». Практические приложения, типичные для MRP систем, имеются в организации производственно-технологических процессов предприятия совместно с закупками МР.

Ø JIT - Just-in-time или точно в срок (Точно вовремя, ТВС, JIT).

Основная идея концепции ТВС заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. JIT является также одним из основных принципов бережливого производства.

Компоненты системы JIT:

· Выравнивание производства.

· Система подтягивания.

· Система «Канбан» (ярлыки или вывески).

· Порядок на рабочем месте.

· Производство малыми партиями.

· Снижение времени переналадки.

· Сквозное планово-предупредительное обслуживание.

· Сквозной контроль качества.

· Закупка по системе ТВС.

· Сбалансированные производственные линии.

· Гибкое производство.

· Деятельность малыми группами.

· Обучение персонала при системе ТВС проводят короткими сессиями (несколько часов в неделю), чтобы избежать информационной перегрузки.

· Производству ТВС предшествует поток информации ТВС.

Эффективность:

Усреднённые данные, полученные при обследовании более 100 объектов (см. второй источник в разделе «Литература»), оказались такими:

· сократились запасы незавершенного производства на 80 %;

· запасы готовой продукции снизились на 33 %;

· объем непроизводственных запасов вместо 5-15 дней сократились до 4 часов — 2 дней;

· продолжительность производственного цикла уменьшилась на 40 %;

· производственные издержки снизились на 10-20 %;

· значительно повысилась гибкость производства;

· время реализации продукции сократилось в 2 раза;

· затраты на внедрение ТВС быстро окупились (через несколько месяцев).

Ø Lean Production ("плоское производство")

Бережливое производство (англ. lean production, lean manufacturing от lean — «тощий, стройный, без жира», также встречаются варианты перевода — «стройное», «щадящее», «рачительное», встречается вариант с транслитерацией — «лин») — концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Возникла как интерпретация идей производственной системы компании Toyota американскими исследователями её феномена.

Основные аспекты:

Отправная точка концепции — оценка на каждом этапе создания продукта ценности для конечного потребителя. В качестве основной задачи концепция предполагает постановку процесса непрерывного устранения потерь — искоренение любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для конечного потребителя. В качестве синонима для понятия потерь иногда используется термин из производственной системы Toyota — muda (яп. 無駄 муда ?)), означающий всевозможные затраты, потери, отходы, мусор. Например, потребителю совершенно не нужно, чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Тем не менее, при традиционной системе управления складские издержки, а также все расходы, связанные с переделкой, браком, и другие косвенные издержки перекладываются на потребителя.

В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятельность предприятия делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Задачей «бережливого производства» является планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности.

Виды потерь:

Тайити Оно (1912—1990), один из создателей производственной системы компании Toyota, выделил 7 видов потерь:

· потери из-за перепроизводства;

· потери времени из-за ожидания;

· потери при ненужной транспортировке;

· потери из-за лишних этапов обработки;

· потери из-за лишних запасов;

· потери из-за ненужных перемещений;

· потери из-за выпуска дефектной продукции.

Джеффри Лайкер, исследователь опыта производственной системы Toyota (наряду с Джимом Вумеком и Дэниелом Джонсом) в книге «Дао Toyota» добавил ещё один вид потерь:

· нереализованный творческий потенциал сотрудников.

Основные принципы

Джим Вумек и Дэниел Джонс в книге «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» излагают суть бережливого производства как процесс, который включает пять этапов:

1. Определить ценность конкретного продукта.

2. Определить поток создания ценности для этого продукта.

3. Обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта.

4. Позволить потребителю вытягивать продукт.

5. Стремиться к совершенству.

Концепция интегрированной логистики.

В настоящее время в передовых фирмах функциональные области логистики — снабжение, поддержка производства, дистрибьюция, а также традиционно выполняемые в этих сферах бизнеса логистические функции: транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводят к трансформации логистической системы, выражающейся в следующих основных тенденциях:


1. Возрастают скорость, интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются информационные и финансовые взаимоотношения между логистическими партнерами.

2. Сокращается число звеньев логистической сети. Уменьшается количество организационно-экономических отношений, но сложность их возрастает.

3. Снижается надежность логистических цепей (каналов), так как в производстве и дистрибутивных сетях практически исчезают страховые запасы.


Следствием этих тенденций является повышение потенциальной неустойчивости ЛС. Для повышения ее устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как внутри самой системы, так и с динамичной внешней средой. ЛС (согласно интегральной концепции) рассматривается как единое целое — интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Таким образом, в фирменных интегрированных ЛС материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем производству, распределению, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей.

Профессор Д. Дж. Бауэрсокс отмечает, что сам термин «интегрированная логистика» возник в 1980-х и приобрел широкую популярность в 1990-х годах, и поясняет, что система интегрированной логистики обеспечивает продвижение продукции через непрерывную и последовательную цепь пошагового добавления стоимости с приобретением товара и услуг в необходимое время, в надлежащем количестве и форме. Добавочная стоимость означает, что каждая сторона ЛС включает действия, повышающие стоимость продукта или услуги для тех, кто будет получать товар. При этом логистика может интегрировать распределение, производство и снабжение так, чтобы синхронизировать ритмы и потоки.

Наилучших результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющую объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров («три стороны» в логистике) для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование — закупки — производство — распределение — продажи — сервис». Принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности минимизацию общих логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, складирование, управление заказами, закупками и запасами, упаковку, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям, как время исполнения заказа и качество логистического сервиса.

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы на рынке обеспечивается персоналом логистического менеджмента в ходе межфункциональной и межорганизационной координации, позволяющей устранить конфликты между функциональными подразделениями компании и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу. Потенциал интегрированной логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии и становится стратегическим фактором повышения конкурентоспособности компании.

Суть логистической интеграции состоит в том, чтобы достижения в каждой отдельной функциональной области вносили максимальный вклад в общую «копилку» компетентности фирмы в логистике. Это выдвигает перед менеджерами в области логистики трудную задачу — преодолеть «местническое» мышление, характерное для относительно изолированных функциональных подразделений компании. Высшие руководители логистики играют роль межфункциональных координаторов и в качестве таковых рассматривают функциональные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему менеджмента фирмы.

Современная интегрированная логистика предполагает сквозное управление потоками ЛС, проходящими через все ее звенья. Однако это вполне согласуется со структурным делением ЛС на функциональные области (логистику снабжения, производства и распределения), деятельность которых подчиняется общей (корпоративной) цели всей системы в целом. Такое деление позволяет более точно определять и решать локальные задачи организации и контроля внутри звеньев и элементов ЛС, поскольку объектами практической логистики могут быть не только потоки, но и единичные трансакции. К тому же логистическая парадигма воплощается, как правило, в конкретной системе, функционирующей в реальной организационной среде. При этом процесс формирования ЛС основан на обеспечении и поддержании жизненного цикла продукта: от замысла до ликвидации, центром создания ЛС является производство товара/услуги.

Интегрированный подход в логистике требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой ЛС в целях ее оптимизации. Такой подход распространяется как на микроэкономический уровень самой фирмы, так и на платформу бизнеса (В2В или В2С). Важно, чтобы, решая проблемы оптимизации управления на микроуровне, в пределах предприятия — «хозяина» логистического процесса, менеджеры исходили из задачи оптимизации ЛС в целом. Стремление к объединению снабжения, производства и распределения является единственной возможной перспективой в решении вопросов достижения целей в рамках ЛС. Такой подход позволяет получить точную информацию о состоянии и местонахождении продукции/услуги в любой момент — от «входа» у источника сырья до «выхода» — получения товара конечным потребителем, информацию о производственном комплексе и обо всей сети распределения. На преимущества интегрированного подхода указывают следующие аргументы:


· разделение вопросов распределения, управления производством и снабжения может привести к разногласиям между функциональными областями и соответствующими подразделениями, что препятствует оптимизации системы в целом;

· между производством и маркетингом существуют многочисленные противоречия. Объединение в систему является наиболее адекватным способом их разрешения;

· требования к системе информации и к организации управления имеют единую природу и относятся ко всем типам логистических операций. Задача координации состоит в оптимальной увязке на оперативном уровне различных требований, возникающих в ЛС.


Интегрированный подход создает реальную возможность объединения функциональных областей логистики путем координации действий, выполняемых независимыми звеньями ЛС, разделяющими общую ответственность в рамках целевой функции.

Как было указано выше, в настоящее время концепция интегрированной логистики в западном бизнесе трансформировалась в бизнес-концепцию Supply Chain Management — SCM — «управление цепью поставок».


Билет

К чему стремится каждая туристическая фирма? Одной из основных задач фирмы является, конечно, увеличение ее прибыли. Получение и увеличение прибыли подразумевает под собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных потребителей туристских продуктов. Однако клиентов можно привлечь и удержать, если они заинтересованы в получении услуги у данной фирмы. Растущее насыщение традиционных туристских рынков вынуждает отечественные туристские организации стремиться к поиску и подключению новых туристских рынков, а также совершенствованию уже действующих.

Применительно к туризму можно дать следующее определение логистики. Логистика – наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и т требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав логистической системы туристского предприятия входят следующие составляющие:

1. Информация – планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса.

2. Перевозка туристов – выбор вида транспорта и компании-перевозчика.

3. Кадры, обслуживающие туристов, – важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение. 4. Обслуживающее производство – подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю. Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Важной проблемой для нее является определение размера туристского предприятия.

Таким образом, объектами логистического управления и контроля в туризме становятся процессы формирования, продвижения и реализации туристского продукта, а также связанных с ними финансовых и информационных потоков.

Предметом туристской логистики является теория и практическая деятельность планирования, организации, функционального управления и контроля процессов движения совокупности людских, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в сфере туристской деятельности.

Принципами формирования содержания логистической деятельности в туристской организации являются:

системность (выделение объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода);

комплексность (формирование содержания на основе учета всех видов обеспечения турбизнееа);

научность (учет расчетного начала на всех стадиях управления потоками);

конкретность (формирование содержания на основе четкого определения конкретного результата как цели перемещения потока);

конструктивность (перманентная корректировка вариативной части содержания учебного курса); надежность (формирование константной части содержания);

эффективность (нацеленность на достижение минимума логистических издержек); гибкость (встроенность в логистическую систему возможности прогнозировать тенденции);

целостность (предусматривает оценку содержания логистического курса как единого целого).

Применение основных принципов логистики, используя региональную рыночную среду и систему логистических коммуникаций в условия реальной совокупности материальных, транспортных, финансовых, денежных, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами сферы туризма, позволяет существенно повысить эффективность их функционирования.

Исходя изконцептуальных положений логистики основные функции логистики в туризме являются:

1 ) оперативный анализ, контроль и управление процессами формирования, продвижения и реализации туристского продукта, а также стратегического планирования и прогнозирования деятельности туристских организаций; 2) оперативная передача (прием) необходимого объема и качества информации в заданное время и в нужное место;

З) оперативный контроль за движением (перемещением) туристов и туристического продукта;4) интеграция обособленно функционирующих информационных систем туристической инфраструктуры (локальные сети, региональные сети, трансконтинентальные сети, и др.) единую логистическую информационную систему;

5)на основе анализа и прогнозирования развития негативных тенденций в туристской сфере, расчет и организация финансового буфера на случай наступления экономического форс-мажора;

6) обеспечение проведения селекторных совещаний, видеоконференций, симпозиумов и т. п. работников и представителей туристских организаций в местном, региональном и глобальном масштабах.

Логистический процесс по формированию и продвижению туристского продукта включает следующие этапы:

исследование;

эксперимент;

разработка технологической документации и обучение кадров для формирования и продвижения турпродукта;

организация и проведение рекламы.

На первом этапе проводятся исследования по разработке новых туров, видов услуг, сопутствующих товаров. В круг исследований включаются концепции и программы тура, уточняется потенциальный спрос на туристский продукт, а также проводится экологическая и ценовая проработка вопроса (разработка бизнес-плана, его экономическое обоснование и пр.).

Предметами логистического исследованиятакже являются: 1) объем, структура и динамика производства и потребления туристского продукта:

какие туристские фирмы работают и где;

какие предлагаются услуги и как это соотносится с мировыми стандартами; какие задействованы сегменты рынка;

социально-экономические и социально-демографические данные групп потребителей: какие маршруты и на сколько дней предлагаются и т. п..

2) наличие и уровень резервов: какие имеются резервы у туристской организации по увеличению охвата потребителей (туристов), по расширению географии маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов программ обслуживания и т. д..

3) движение цен: как складывается уровень цен на аналогичные услуги у конкурирующих фирм, каков среднерыночный курс цен на те или иные услуги и т. п.:

4) участники рынка (партнеры, конкуренты, поставщики продукции, посредники, потребители услуг и т. п.);

5 ) характер научно-исследовательской, производственно-сбытовой, рекламной и иной деятельности в сфере рынка по реализации туристского продукта. Поскольку все предметы логистического исследования очень динамичны в пространстве и времени, то для нахождения оптимального решения стоящей задачи в каждом конкретном случае необходимо находить компромисс между величиной предлагаемых денежных затрат на определенный туристский продукт и уровнем дохода от его реализации. Это может быть достигнуто путем обоснованного анализа организационных мероприятий, с одной стороны, и тщательной оценки материальных и финансовых потоков по производству и потреблению туристского продукта — с другой.

На втором этапе производится экспериментальная оценка разработанного туристского продукта, а именно:

· экспериментальный заезд;

· ознакомление с туристским продуктом на месте (презентация, реклама, покупательный спрос на товары и др.);

· анализ предложенного туристского продукта и его спроса (отзывы туристов, полученные доходы, поступления заявок на новые услуги, оценка предложенных туристов и т. п.).

На третьем этапе осуществляется

· проработка технологической документации (договоров, карточек туристских маршрутов, графиков заездов),

· разработка форм и содержаний путевок,

· разработка туристских ваучеров или ордеров-документов, а также документации по модернизации рабочих мест;

· переобучение и повышение квалификации сотрудников туристских предприятий;

· разрабатывается экономический механизм реализации нового туристского продукта: цена путевок и услуг, обслуживания, стимулирование обслуживающего персонала и т. д.

На четвертом этапе формируется система управления организацией рекламы по реализации нового туристского продукта, обеспечивающая его реализацию в соответствии с запросами туристов (службы логистики, маркетинга и менеджмента). При этом отрабатываются следующие вопросы и соединяются в единую логистическую цепь следующие составляющие:

• размещение (гостиницы, турбазы, кемпинги и пр.); • питание (рестораны, кафе, столовые и т. п.): • экскурсионное обслуживание (походы, поездки и пр.); • досуговое обслуживание (дискотеки, кино, викторины, капустники); • спортивные мероприятия (игры, соревнования и т. п.); • транспортное обслуживание (заказы и продажа билетов): • предоставление дополнительных услуг по желаниям туристов.

Таким образом, применение логистики, как важнейшего фактора развития туристского бизнес, позволяет повысить степень соответствия навыков и личностных профессионально значимых качеств у специалистов в области туристской логистики современным требованиям регионального рынка.


Билет

Базовая логистика – это наука и вид деятельности по организации и управлению поставками продукции, предназначенной для производственного и личного потребления. Логистика поставок, или базовая логистика, является неизменным условием любого общественного производства и по своему содержанию, целям и задачам не зависит от ЕЕ эффективности, т.к. обусловлена ЕЕ экономической природой. Поскольку организация процесса поставок означает формирование, движение, преобразование, сохранность материальных потоков и потоков услуг, то различные стадии этих процессов обуславливают относительно обособленное существование закупочной, производственной, сбытовой, складской, информационной логистики, логистики запасов и других функциональных видов, обеспечивающих поставки материально-вещественных ценностей.

Для изучения, анализа и оценки эффективности управления потоковыми процессами, выявления неиспользованных резервов и их реализации, определения уровня развития и готовности рыночных системных структур к преобразованиям и проведения сквозной оптимизации требуется особый научный инструментарий - инновационная логистика. Она представляет собой научный инструмент по рационализации потоковых процессов путем внедрения прогрессивных инноваций в текущее и стратегическое управление рыночными структурами с целью достижения конечных результатов бизнеса.

Второе определение логистики как инновационной не противоречит первому, хотя имеются определенные различия. Неправильно, на наш взгляд, отождествлять деятельность рыночных структур по управлению и организации поставок (по их функциональному содержанию как материально-технического снабжения; поддержке производственных процессов; транспортировке и экспедированию грузов; складированию и грузопереработке; физическому распределению и сбыту продукции и др.) с процессом разработки и внедрения логистических систем разного профиля и уровня, анализом и оценкой необходимости и возможности преобразований действующих рыночных структур, т.е. способностью успешно решать комплекс логистических задач оперативного и стратегического характера по оптимизации потоковых процессов.

Анализ и оценка эффективности потоковых процессов в различных сферах деятельности являются основанием и отправной точкой целесообразности логистизации, т.е. определения конкретной стратегической программы. В ее рамках структуры логистической системы, выбора логистических технологий, квалификации персонала, поэтапного и поэлементного построения логистической системы, выбора критериев и показателей оценки ее эффективности и т.д. И здесь инновационная логистика является тем научным потенциалом, который даст возможность различным рыночным структурам (традиционно ориентированным, вновь создаваемым и/или ориентированным на современные формы, методы и технологии логистики) разработать программу логистизации с учетом их потенциала и уровня развития.

В процессе развития рыночной экономики разница между этими двумя видами логистики начинает проступать все более и более отчетливо. Это происходит по мере выделения инновационной логистики в специальную внутрисистемную функцию или выделения самостоятельных организаций (структур) по логистическому сервису, оказывающих услуги по оптимальному управлению материальными потоками не только участникам поставок, но и компаниям с любыми потоковыми процессами (в финансовой и банковской сфере; туристическом и гостиничном бизнесе; информационно-коммуникационной сфере и др.).

Инновационная логистика нацелена на повышение уровня управления за счет применения различного рода инноваций, направленных на улучшение качества обслуживания потребителей, рост эффективности потоковых процессов и снижение совокупных издержек на их реализацию.

Следовательно, объектом исследования инновационной логистики являются сформированные потоковые процессы, которые применительно к деятельности любых общественных структур являются результатом мер управленческого характера. Предметом инновационной логистики становятся формы и методы управления потоковыми процессами, подлежащие совершенствованию с помощью логистических инноваций. Несмотря на тесную связь инновационной логистики по объекту и предмету исследования с базовой логистикой, осуществляющей повседневную деятельность по организации и управлению потоковыми процессами различной степени эффективности, она имеет свои специфические задачи и функции.

К числу основных задач и функций инновационной логистики, по-нашему мнению, относятся следующие:

‑ генерирование новых идей в области управления потоковыми процессами, особенно стратегического управления, путем креативного использования достижений естественных и гуманитарных наук (математики, эконометрики, информатики, экономики, социологии и др.) для последующего их использования в логистических инновациях в соответствии с требованиями постиндустриальной экономики;

‑ изучение, обобщение, систематизация и использование мирового опыта инновационной деятельности в области логистики с учетом экономических особенностей различных стран, регионов, отраслей, сфер деятельности, рыночных структур, их возможностей и степени востребованности ими логистических инноваций;

‑ разработка организационно-методического механизма использования логистического инновационного фонда применительно к реальным условиям функционирования, развития и степени готовности действующих, а также вновь создаваемых структур с учетом совокупности предпосылок (социально-экономических, организационно-технических, информационных, правовых, кадровых и др);

‑ разработка конструктивных программ в виде методов, алгоритмов, стандартов для различных структур, включая создание системных логистических новообразований;

‑ оценка эффективности инновационных логистических мероприятий и программ путем сопоставления полезности, выгоды и экономии от их внедрения с произведенными издержками логистизации.

Важнейшей составляющей инновационной логистики является с тратегическая логистика наука и практика наращивания логистического потенциала различных систем управления потоковыми процессами путем разработки долгосрочных программ инновационных преобразований в рамках намеченной парадигмы их стратегического развития.

Из этого определения следует, что логистизация различных хозяйственных и общественных структур на основе стратегической логистики отличается следующими признаками:

‑ критически пересматриваются и в значительной степени устраняются большинство априорно установленных ограничений, накладываемых на организацию и управление потоковыми процессами исходя из конечной цели этих процессов. Единственными ограничениями остаются границы стратегического развития хозяйственных и других структур, подлежащих логистизации, а также факторы внешней среды;

‑ инновационные логистические преобразования распространяются не только на управляющую подсистему, но и на всю систему управления (т.е. управляющую, управляемую подсистемы и объект управления);

‑ новые структурно-функциональные подразделения фирмы, образуемые в результате логистизации, делаются в значительной степени производными от решений, принятых на базе стратегической логистики.

Формирование, функционирование и развитие рыночных структур связано с выбором стратегий интернализации на основе инсорсинга и экстернализации на основе аутсорсинга. Условия транзитивной экономики, которая находится под воздействием социально-экономических, политических, финансово-экономических и других факторов, обуславливают выбор и смену рыночными структурами разных стратегий, в том числе и логистических.

В процессе своего развития и адаптации к требованиям внешней среды рыночные структуры создают системы управления потоковыми процессами на условиях взаимовыгодного сотрудничества и партнерства. Формой такого взаимодействия является стратегическое решение о ключевых компетенциях (основных видах деятельности) и обеспечивающих видах деятельности в рамках единой структуры.

Направление деятельности рыночной структуры по пути инсорсинга и/или аутсорсинга может существенно меняться под воздействием указанных выше факторов, что отражается на структуре и контурах потоков, а, следовательно, задачах и функциях логистических систем.

Организационно-экономическим механизмом инновационной логистики и ее методологической базой являются специализированные структуры инновационного логистического сервиса, которые реализуют объективную закономерность современного этапа рыночной экономики. Она заключается в дальнейшем разделении труда во всей общественно-полезной, в том числе и научной деятельности, а также в естественной в условиях глобализации рынка тенденции фокусирования научно-практической деятельности постиндустриальных структур на ключевых компетенциях.

Таким образом, развитие инновационной и, в частности, инновационной стратегической логистики является для многих рыночных структур, корпоративных и ассоциативных объединений, отраслей, регионов важным фактором и предпосылкой наращивания логистического потенциала. Это означает способность и готовность рыночных структур к эффективной организации совокупных потоковых процессов на основе оперативного и стратегического управления. Эти процессы в условиях глобализации мировой экономики становятся преобладающими и оказывающими прямое влияние на качество продукции и услуг, затраты по их производству и предоставлению, гибкость (реактивность) логистических систем, а значит, на их конкурентоспособность.

Не меньшую актуальность приобретает инновационная стратегическая логистика и для России, где логистика как наука находится в начале своего развития. В условиях нестабильной и деформированной экономики России управление потоковыми процессами осуществляется не на оптимальном, а на допустимом уровне, характерном в большей степени для закрытых систем и монопольных рынков. Это связано с существованием значительных неиспользованных резервов, особенно в сфере поставок, в виде упущенных возможностей, сбоев и кризисных ситуаций, что делает рыночные структуры благоприятным и перспективным объектом для эффективного применения инновационной стратегической логистики и роста ее приоритетности.

На сегодняшний день в условиях совершенствования логистических процессов в развитых странах развиваются новые элементы функционирования логистики, одной из которых выступает инновационная логистика. Область взаимодействия базовой и инновационной логистики наглядно иллюстрирует следующий рисунок (рис.1).

Представление инновационной логистики, как некой сферы деятельности, которая направлена на повышение уровня управления потоковыми процессами за счет применения инновационных процессов позволяет вывести логистическое управление на новый уровень в соответствии с современными тенденциями рыночной экономики.

В диссертации рассмотрен современный зарубежный опыт на рынке туристских услуг, который показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от его государственной под­держки. Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в на­логообложении, соз­дание благоприятных условий для инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных предпринимателей, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструкту­ры, рекламу, подготовку кадров. Туризм основан на эксплуатации мест­ных туристских ресурсов, приносящей данной местности или государству доход.

В последнее десятилетие Россия активно вышла на рынок мирового туризма. Однако РФ, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке.

Рис. 1. Область взаимодействия базовой и инновационной логистики.

На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока. По данным Госкомстата России в 2005г. нашу страну посетили 21,2 млн. иностранных граждан из 200 стран мира. В общем потоке иностранных граждан, въезжающих в РФ, высока доля жителей стран СНГ. На них приходится 65% от общего количества иностранцев, въезжающих в РФ, т. к. основной контингент жителей стран СНГ въезжает в Россию с целью заработка, то их не стоит относить к туристам.

В работе исследовано развитие внутреннего туризма в России и в г. Рязани. В настоящее время, развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортабельности. В-третьих, население недостаточно информировано о рекреационных возможностях регионов. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса и т. д. Однако развитие внутреннего туризма, как и въездного, невозможно без инвестирования материально-технической базы туризма и, прежде всего средств размещения туристов, реконструкций и строительства автодорог, сферы развлечений, учреждений культуры и памятников истории (инновации).

Рис.2. Динамика прибытий иностранных граждан в Россию и выезда граждан РФ за рубеж в 1995-2005 гг.

Что касается въездного туризма в г. Рязани то он пока недостаточно востребован. Область, имея все возможности для развития туризма, не может воспользоваться ими полностью, так как регулярно сталкивается с проблемами, которые характерны для всей страны и туристской отрасли нашего региона. Из-за нехватки средств, в городе не удается достроить современный 4-звездочный гостиничный комплекс и полностью реконструировать гостиничную базу, что препятствует развитию международного туризма. Инвестиции, которые помогут построить туристскую деревню в национальном парке «Мещерский», возродить действующие гостиницы в Рязани и вывести новую в Касимове, были заложены не только в областной бюджет, но и в федеральную программу развития туризма в России, но город их практически не получает. Основные средства, которые поступают сегодня за счет соцстраха, не могут поддержать всех. Большинство фирм, чтобы выжить, работает только как турагенты, помогая крупным московским компаниям отправлять туристов за рубеж. Произошло объединение туристических фирм «Центртур», «Кольчуга», «Арго», «Клуб друзей», «Добродей» и «Семь Я» в Рязанскую ассоциацию туристских агентств (СПАРТА). Положение исправилось, когда комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Рязанской области в 1997 году заключили договор с Государственным комитетом России по физической культуре спорту и туризму о разграничении полномочий в области туризма. За развитие туризма в регионе, лицензирование международной туристской деятельности, а также контроль за качеством оказанных услуг отвечает областной комитет. Около года назад изменилась система управления туристской отраслью в Рязанской области. Вместо комитета по физической культуре, спорту и туризму создано Управление туризма. Структура областного Управления туризмом состоит из трех отделов, ведущими являются отдел развития туризма и организационный. Наметились тенденции к изменению отношения к туризму. Теперь туризм признан отраслью региональной экономики, что означает появление новых рабочих мест и активизацию инвестиционной деятельности. Туризм обеспечивает достаточно серьезный мультипликативный результат, дает толчок к развитию других отраслей.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: всего лишь 3% населения Рязани обращаются к услугам туристических фирм, 10% из опрошенных обращаются в турагенства 2 раза в год, 70% – один раз в год, 10% не покупают путевки, а едут в Москву, 10% могут потратить деньги на туризм, но не тратят в силу отсутствия информации о туризме, ценах и маршрутах. В нашем регионе достаточно перспектив для развития туристской отрасли: на сегодняшний день область ежегодно посещают порядка 600 тыс. туристов, после реализации региональной программы развития гостиничной сети предполагается достичь показателя в 1 млн. туристских посещений. По-нашему мнению Рязанская область может успешно развивать экскурсионный, религиозный, лечебный, экологический, бизнес-туризм. Следует отметить, что здесь имеется немало очень интересных туристских объектов, еще не пользующихся вниманием туроператоров и туристов.

Наиболее острыми проблемами в деятельности Рязанских туристских фирм являются высокая конкуренция на рынке, отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки организаций индустрии туризма, высокий моральный и физический износ гостиничного хозяйства. В настоящее время существующие проблемы негативно сказываются на имидже не только отдельных организаций индустрии туризма, но и страны в целом. Многие руководители организаций сферы туристских услуг понимают необходимость объединения усилий для решения общих проблем туристской отрасли, а также выработки общей ценовой политики по направлениям во избежание демпинга.

Анализ тенденций развития мировой экономики показал, что одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности современных рыночных структур является логистическое управление с учетом современных требований бизнес-структур. К ключевым логистическим функциям в туристических компаниях относятся: поддержание качества турпродукта и сервиса, управление материальными, финансовыми и информационными ресурсами для обеспечения качественной разработки туристского продукта, управление процедурами заказов, поддержка производственных процедур, ценообразование, информационно-компьютерная поддержка. Внедрение инновационных подходов в логистике считается элементом развития экономики в целом, как на отдельных предприятиях, так и в масштабах более сложных систем. Стратегия логистики туристского предприятия – есть система управленческих действий и принципов принятия решений, обеспечивающих долгосрочный рост и развитие методов, форм, инструментов, процессов и субъектов логистического обслуживания в процессе движения потоков туристского предприятия, направленных как на удовлетворение потребностей потребителей, так и на оптимизацию соотношения ресурсы – время – прибыль исходя из действующих целей бизнеса. Стратегическое управление сервисной логистикой включает планирование стратегии логистического обслуживания в процессе функционирования туристской компании, ее организации, анализа, контроля и регулирования в условиях неопределенности и высокой степени изменчивости внешней среды. Таким образом, можно сделать вывод, что стратегический ориентир в логистизации туристских предприятий представляет собой инновационный подход в управлении потоковыми процессами и носит системный характер, что непосредственно может оказывать благотворное действие на управление и контроллинг предприятий туризма в целом.

Автором предлагается концепция логистизации потоковых процессов как основа повышения резервов эффективности предприятий туристской отрасли. Сущность и преимущества указанной концепции управления лучше всего проявляются при формировании логистических систем, логистических цепей и других логистических структур, создаваемых с целью оптимизации экономических потоков.


Билет

К факторам, влияющим на конкурентоспособность туристских организаций и подлежащим анализу и оценке, относятся:

1природные условия мест отдыха(путешествия): красота и необычность природы (сталактитовые и сталагмитовые пещеры в Новом Афоне); озёра в посёлке Боровое (Казахстан), горные речки в Башкирии; Красноярские столбы: Киево-Печёрская лавра; Моравские Татры (бывшая Чехословакия) с их подземными речками, текущими в горных пещерах, и др.;

2инфраструктура обслуживания: близость аэропортов, автострады, наличие кемпингов, мотелей, отелей, ротелей (передвижная 1-2 — комнатная гостиница); наличие пиктограмм (стилизованных плакатов) и дл.;

3имеющаяся материальная база: гостиницы, бары, рестораны, ночные клубы, казино, спорткомплексы, бассейны, сауны, бани и т. п.;

4предоставляемые транспортные услуги: специальные авиарейсы, железнодорожные пассажирские поезда, пригородные электропоезда;

5используемые ресурсы гостеприимства — культурное наследие России: «Золотое кольцо России, дома — усадьбы А.С.Пушкина (Михайловское) и т. д.

Немаловажными факторами конкурентоспособности являются ценовые скидки ля детей (семейные путёвки) и сегментация потребителей (молодёжь, студенты, юди третьего возраста, спортсмены, богатые и не очень и т. д.) т. е. Ориентация на потребности определённых групп населения.

Все перечисленные факторы и условия туристской индустрии не только повышают конкурентоспособность туристских организаций, но и обеспечивают поддержание всех направлений туристской сферы на уровне международных стандартов, увеличивают поток отечественных и иностранных туристов, а следовательно, и доходы туристских организаций и фирм.


Билет

Распределительная логистика — функциональная область логистики, относящаяся к распределению продукции.

Р.Л. - планирование, организация и контроль транспортировки складирования, другие материальные и нематериальные операции по доведению ГП до потребителя.

Цель: доставка нужных продуктов до потребителя с минимальными издержками и вв кротчайшие сроки. Для выполнения данной цели распределительная логистика охватывает следующий комплекс задач по управлению материальными потоками на участке производитель — потребитель:

·рациональное поведение на рынке с учётом его постоянно меняющейся конъюнктуры (текущая обстановка рынка);

·планирование процесса организации;

·организация получения и обработки заказа;

·определение места расположения и количества распределительных центров на обслуживаемой территории;

·организация доставки и контроль над транспортированием;

·выбор каналов и схемы распределения туристского продукта.

При решении перечисленных задач необходимо придерживаться следующего:

1Результатом распределительной логистике является удовлетворение спроса покупателей и получение прибыли предприятием. При том повлиять на решение покупателя, равно как и заставить его покупать товар или услугу, распределительная логистика не может.

2В процессе продвижения товаров и услуг на рынок необходимо проводить оценку рыночных возможностей предприятия и максимального использования его потенциальных преимуществ в ходе продвижения товаров и услуг на рынок.Результатов распределительной логистики можно достичь путём использования возможностей предприятия и рынка.

3Главной проблемой распределительной логистики является постоянный поиск новой рыночной ниши или новых форм организации продвижения товара на рынок, так как, если не предпринимать дополнительных условий, вероятно саморазрушение распределительной логистики.

4Распределительная логистика, предоставленная «сама себе» без должного руководства, функционирует неверно.

Распределительная логистика базируется на следующих принципах:

·координация всех процессов товародвижения, начиная с начальных опций товаропроизводителя и заканчивая потребителем;

·интеграция всех функций управления процессами распределения ГП, начиная с определения целей и заканчивая контролем;

·адаптация распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;

·системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;

·комплексность, то есть решение совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

Функции логистики распределения:

·определение потребительского спроса и организация его удовлетворения;

·установление хозяйственных связей по постановкам товаров и оказанию услуг потребителям;

·выбор оптимальных форм товародвижения и организация торговли;

·разработка информационной поддержки;

·транспортировка;

·после реализованный сервис.

В категорию вспомогательных функций входят стандартизация, финансирование рыночных операций, страхование рисков, информационное и научное обеспечение.

Внедрение и использование логистических технологий в туристской индустрии позволят:

1создать единую систему учёта и контроля за формированием и движением туристского продукта;

2сократить временные интервалы формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

3автоматизировать процессы учёта контроля финансового и информационного потоков;

4сократить время и улучшить обслуживание потребителей туристского продукта;

5сократить численность обслуживающего персонала, уменьшить объём циркулирующей документации и соответственно уменьшить число ошибок в учётно-отчётной документации и др.

При этом следует особо подчеркнуть, что процесс внедрения логистических принципов не влечёт за собой никаких нововведений и не противоречит внутренней экономической политике туристской фирмы, а лишь дополняет её, выводя на более высокий уровень.


Билет

Туристические услуги – одна из самых прибыльных и распространенных форм коммерции. Сегодня на российском рынке работают сотни компаний, и выиграть бой за клиентов можно только с помощью грамотно составленных и продуманных рекламных кампаний туристических услуг. Использовать можно все: от наружной рекламы до рекламы в интернете, наземном транспорте, метро, печатных СМИ. Главное – четко определить цели и задачи, которые Вы преследуете.

Одна из особенностей деятельности туристических компаний, влияющих на рекламу, - сезонность услуг. Хотя путешествуют россияне круглый год, туроператоры выделяют два пика клиентской активности – летний сезон отпусков и новогодние каникулы. Если учитывать их при медиапланировании, то отдачу от рекламы можно получить в несколько раз больше, чем при стандартном круглогодичном размещении без «всплесков».

Как правило, вне зависимости от сезонности спроса, рекламируют себя крупные туроператоры. Для продвижения своих услуг они активно используют оптимизацию сайта, медийную рекламу на всевозможных туристических порталах, размещение постеров на различных outdoor-конструкциях, бортовую рекламу на транспорте. Небольшие туристические агентства отдают предпочтение контекстным объявлениям в ведущих поисковых системах Рунета, а также рекламе в вестибюлях станций метро, близлежащих к офисам обслуживания клиентов.

Интеграция – это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция).

В туризме, как и в других отраслях, существуют разные способы интеграции – от поглощения конкурента до приобретения его контрольного пакета акций. Широко практикуются перекрестное владение акциями разных компаний, объединение усилий в области менеджмента, заключение договоров о консорциуме. Они делают интеграцию более гибкой и потому получают преобладающее значение в туристской индустрии. С этим связана еще одна особенность интеграции в туризме. Туристская компания имеет больше экономических преимуществ за счет экономии от масштаба производства, если она расширяется не путем наращивания производства на своем единственном предприятии, а создает цепь хозяйствующих единиц. Такой подход одновременно отвечает потребностям клиентов. Во-первых, эти цепи «стягивают» пространственно разделенные районы, генерирующие туристские потоки, и дестинации, принимающие их. Во-вторых, лучше производить целый туристский продукт по частям, что соответствует комплексному его восприятию потребителями, чем концентрировать усилия на оказание одного вида услуг. Различают вертикальную и горизонтальную Иинтеграцию компаний.

Виды и эффективность интеграции

Говоря о структуре преобразований в отечественной промышленности, следует особо подчеркнуть роль в решении этой проблемы таких форм объединения материальных и финансовых ресурсов, как интеграция (вертикальная или горизонтальная) и диверсификация.

При вертикальной интеграции объединяются предприятия, отличающиеся видом экономической деятельности, то есть предприятия разных отраслей. В качестве мотивов такой интеграции обычно называют снижение потребности в оборотных средствах, снижение транспортных расходов, а также повышение конкурентоспособности конечной продукции за счет ликвидации промежуточных надбавок к цене.

При горизонтальной интеграции объединяются предприятия, занимающиеся одним видом экономической деятельности, то есть предприятия одной отрасли. При этом новая компания сосредотачивает значительный объем производства однотипной продукции.

Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: