Интеграция логистики и маркетинга в стратегиях торговых организаций

Эффективное функционирование логистической системы невозможно без учета концепции маркетинга. Следует отметить, что взгляды многих специалистов на проблему взаимодействия маркетинга и логистики различно.

Маркетологи придерживаются позиции, что логистика – одна из функций маркетинга, формирующая процессы оптимизации товародвижения. В этом подходе логистика рассматривается как технологическая операция. Если же представлять логистику системой, включающей блоки планирования материально – технического снабжения, закупок, складское хозяйство, управление запасами, транспорт, сбыт продукции, масштаб логистического подхода становится внушительным.

Аналогично можно сказать про маркетинг, что он является составляющей логистики, если рассматривать его как одну из ее функций – распределительную. Однако концепция маркетинга как «философия бизнеса» не позволяет считать его составляющей логистики.

Даже если не принимать во внимание понятие маркетинга как «философии бизнеса», можно сказать, что его функции в торговых структурах значительно расширены и не ограничиваются только сбытовой деятельностью.

В одном из самых распространенных определений (Ф. Котлер) маркетинг характеризуется как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Определение маркетинга дается в достаточно широкой трактовке.

В терминологическом словаре по логистике представлено следующее определение: «Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на получение высоких прибылей путем возможно более полного удовлетворения спроса потребителей».

Что касается определений логистики, то их насчитывается достаточно много. Приведем одно из самых часто трактуемых: «Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и соответствующей информации».

Анализируя последнюю составляющую определения, логистика управляет процессом товародвижения. Но этот процесс основан на изучении рынка, потребителей, товаров и услуг, конкурентов, а этим занимается маркетинг, т.е. эффективное функционирование логистической системы невозможно без учета концепции маркетинга.

Взаимосвязь функций логистики и маркетинга в работе торгового предприятия позволяет отметить, что маркетинг изучает, поддерживает и увеличивает спрос, а логистика обеспечивает оптимизацию его удовлетворения эффективными схемами товародвижения.

Актуальность взаимодействия маркетинга и логистики в процессе функционирования торгового предприятия определяется следующими составляющими:

– высоким уровнем конкуренции на рынках сбыта продукции, особенно глобальных рынках (необходимо маркетинговое исследование);

– быстрая смена потребительских предпочтений (маркетинговое исследование запросов потребителей);

– оптимизация получения информации (логистический подход);

– оптимизация товародвижения (выбор транспорта, маршрутов движения (логистический подход) и т.д.

В данном контексте четко прослеживается эффективная интеграция маркетинга и логистики.

Следует помнить, что логистика и маркетинг могут меняться приоритетами, поэтому надо, учитывая специфику той или иной торговой организации, четко разграничивать функции логистики и маркетинга.

При построении логистических систем важно учитывать тенденции изменения маркетинговой концепции в условиях глобализации. Если торговая организация функционирует на международном пространстве, подходы логистики не позволяют изучать, учитывать культурные традиции, национальные, этнические особенности рынка, в этих вопросах значительно влияние маркетинга.

Отсюда следует, чем эффективнее осуществляется маркетинговое исследование и последующая стратегия маркетинга, тем больше возможностей для применения концепции логистики и построения эффективных конкурентоспособных логистических систем. То есть торговые организации, предоставляющие на рынок продукцию в соответствии с потребительскими предпочтениями, в соответствии с маркетинговой стратегией, смогут сократить собственные издержки за счет рационализации материальных потоков в процессе товародвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: