Ликвидация слабооборачивающихся запасов

Запасы представляют потраченные средства. Вложения в товарные запасы можно сравнить с вложениями в ценные бумаги. У них есть номинальная, но нет реальной стоимости до тех пор, пока они не обменены на деньги.

Запасы, предназначенные для ликвидации, сравнимы с ценными бумагами компании, которая обречена на ликвидацию. При покупке товара предполагается, что это удачные вложения. Но ситуация на рынке или другие факторы могут изменить положение дел. И чем больше хранить активы, тем больше они обесцениваются.

Ликвидация мертвых запасов – сложная задача, можно надеяться, что найдется покупатель и на эти товары. Но нерегулярные продажи не могут быть экономическим обоснованием для содержания в запасе всех товаров, подлежащих ликвидации.

Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по максимальной цене или с возможно более низкими издержками. Выделим несколько подходов (в порядке убывания эффективности) для выполнения этой задачи:

1) перемещение излишних запасов в другое территориальное отделение компании, где этот товар требуется.

Продукт может быть непродаваемым в одной отрасли, но активным в другой. Нет необходимости тратить денежные средства для покупки товара, если уже были инвестированы средства в запасы, которые находятся в другом отделении компании. Многие компании устанавливают компьютерные программы для принятия решений по перемещению запасов в другую местность, где спрос на товар выше. Этот процесс называется балансирование запасов. Эффективно управляющие запасами многоотраслевые дистрибьюторы перемещают свои запасы между складами четыре раза в год;

2) снижение цены для обеспечения «движения» излишних запасов является практикой многих розничных магазинов и может использоваться оптовой организацией;

3) предоставление работникам торговли денежного стимула для продажи товара.

Этот способ работает в случае, когда покупатель выбирает между различными продуктами, которые удовлетворяют его потребности;

4) реклама возможности покупки товара для других торговых компаний – это размещение варианта прайс – листа в печатные оптовые сборники для тех товаров, которые необходимо ликвидировать. Существуют фирмы, которые специализируются на продаже излишних запасов, покупая товары за процент от закупочной стоимости и продавая его в 10–30 раз дороже;

5) размещение информации на специальных сайтах Интернета позволяет продавать отдельные наименования излишних запасов по цене, близкой к закупочной стоимости. Продажа даже части излишних запасов по себестоимости намного выгоднее продажи целой партии по 10 % за вложенный рубль;

6) замена излишнего товара на более дешевый;

7) пожертвование в пользу некоммерческой организации;

8) простой вывоз товара – наименее желательная альтернатива. В этом случае высвобождается пространство на складах и появляется возможность списать себестоимость товара.

АВС – анализ в управлении товарными запасами

В управлении товарными запасами часто прибегают к объемно – стоимостному анализу, т.е. разделению номенклатуры на группы в соответствии с объемами реализации по позициям. В большинстве случаев объемно – стоимостной анализ показывает, что основной объем реализации (70–80 %) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10–20 %). Соответственно, издержки управления запасами в основном зависят от динамики по этой ограниченной номенклатуре.

Такое свойство запасов позволяет применять при управлении ими принцип Парето: в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объемом реализации, или наибольшей рублевой активностью. При проведении объемно – стоимостного анализа вся номенклатура запасов делится на две группы: запасы с высокой рублевой активностью, т.е. обеспечивающие основной объем реализации, и запасы с низкой рублевой активностью. Если желательно подразделить запасы более чем на две классификационные группы, прибегают к системе «анализа АВС». По этой системе запасы подразделяются на три группы – А, В и С. Группа А объединяет наиболее активные в стоимостном выражении виды запасов, В – запасы средней активности и С – запасы с наиболее низким уровнем рублевой активности. Распределение запасов показано на рис. 7.4.

Группа А ( 10 % номенклатурных позиций). Запасы часто составляют до 70 % стоимости использования и должны контролироваться с помощью текущего мониторинга. В соответствии с принципом Парето товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации, спрос на них прогнозируется с помощью более сложных методик и внимательно контролируется своевременное пополнение этих запасов.

Группа В (следующие 20 % номенклатуры). Выборочные позиции контролируются в текущем порядке.

Группа С (70/10 %). Потребность в малоактивных товарах может определяться менее точным и более дешевым способом учета прошлого опыта.

Пример. Предприятие имеет десять наименований запасов, необходимых для производства продукции. Необходимо разбить номенклатуру запасов на три группы по параметру прибыльности в рублях. На основании результатов АВС – анализа рассчитать, сколько наименований запасов должно подлежать инвентаризации каждый день, если инвентаризация по группам осуществляется со следующей частотой: А – каждый месяц с интервалом 20 рабочих дней; В – каждый квартал с интервалом 60 рабочих дней; С – каждые полгода с интервалом 120 рабочих дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: