Основы глобальной логистики

Глобальная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций по управлению материальным потоком в международной торговле. Глобальная логистика предполагает разработку стратегии и тактики создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес – структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

Возникшая тенденция в мировой экономике характеризуется движением предпринимательской деятельности от ее специализации по отдельным странам и регионам к мультиорганизованному мировому рыночному хозяйству.

Основными задачами глобальной логистики являются формирование, управление и оптимизация материальных потоков на уровне региональных макрологистических систем.

Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или групп стран.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на территории обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем:

– с прямыми связями – доведение материального потока до потребителей осуществляется без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей;

– эшелонированные – в таких системах материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит по крайней мере через одного посредника;

– гибкие – в этом случае доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Например, снабжение запасными частями: отгрузка деталей редкого спроса обычно производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка стандартных деталей – со склада посредника.

В области логистического менеджмента основными движущими силами его современной глобализации являются:

– продолжающийся рост мировой экономики;

– поиск новых резервов роста за счет выхода на новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран;

– создание большого числа компаний с широким международным разделением труда и современными информационно–компьютерными технологиями, составляющими основу интеграции в глобальных логистических системах, а также появление международных логистических посредников (транспортно – экспедиторских компаний, компаний по управлению экспертными операциями, внешнеторговых компаний) с развитой глобальной инфраструктурой;

– реализация процедур дерегулирования, проводимых для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития торговых и экономических взаимоотношений. Это облегчает движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

Вместе с тем на пути развития глобальной логистики достаточно много барьеров, обусловленных всевозможными причинами, в том числе различием политических систем, неодинаковым экономическим и социальным уровнем развития стран; финансовыми барьерами, которые связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государств, ограничениями на ввоз капитала.

Торговля – одна из отраслей экономики, где глобализационные процессы охватывают все аспекты развития. Особенно ярко они проявляются в интеграции розничных предприятий с предприятиями из других отраслей, создании промышленно – финансовых торговых систем, использовании интернациональных цепей на российском рынке, создании национальных франчайзинговых цепочек, в формировании крупных торговых комплексов.

Интеграция торговых предприятий представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги и повышение эффективности своей деятельности.

Существование торговых предприятий в виде интеграции (например сетей) особенно распространено за рубежом. В развитых странах Запада около 90% торгового оборота приходится на торговые сети, самые крупные из которых насчитывают до нескольких тысяч магазинов.

В социальном плане интегрированная торговая система – это метод осуществления экономического сотрудничества и достижения социального компромисса во взаимоотношениях между малым, средним и крупным предпринимательством на потребительском рынке.

В организационном плане интегрированная торговая система является добровольным договорным объединением предприятий различной специализации и сферы деятельности, созданным в целях совместного решения предпринимательских задач.

С экономической точки зрения развитие различных форм интеграции в торговле имеет ряд существенных преимуществ: снижаются накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учета. Закупки на выгодных условиях крупных партий товаров в конечном счете приводят к снижению цен и улучшению положения на рынке этих предприятий.

Формы интеграции торговых предприятий классифицируются следующим образом:

– по количеству отраслей, представленных кооперирующимися предприятиями, горизонтальная и вертикальная;

– горизонтальная интеграция по типу предприятий (однотипная, комбинированная);

– по степени глобализации (локальные и интернациональные);

– по особенностям хозяйственных структур, входящих в объединение (холдинговые компании, торгово – финансовые группы и другие).

Горизонтальная интеграция имеет место, когда объединяются торговые предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени (или розничные, или оптовые предприятия).

Горизонтальная интеграция розничных предприятий получила название «торговая сеть». Торговые сети могут быть корпоративными и добровольными.

Корпоративные сети имеют одного владельца и единый контролирующий орган, централизованно осуществляют закупки товаров и предлагают схожий ассортимент товаров.

Добровольные сети представляют собой группу независимых розничных торговцев, организованную компанией, занимающейся оптовой торговлей. Сеть создается в целях увеличения объемов закупки и торговли.

Если торговая фирма имеет более десяти магазинов, она считается цепной. Цепные торговые фирмы делятся на локальные и интернациональные.

Цепные торговые фирмы внесли первое крупное изменение в существовавшую много лет систему товародвижения при торговле продовольственными товарами. Еще на ранних этапах развития цепных фирм было исключено звено оптовой торговли, а функции оптовика стали выполнять сами фирмы. Кроме того, они располагают собственными складами, равно как и другими основными фондами и техническими средствами. Другим важным изменением, хотя и не столь широко распространенным, является исключение из системы товародвижения не только оптовой торговли, но и производителей пищевого сырья и даже фирм обрабатывающей промышленности. Цепные фирмы сами от начала до конца производят товары, которыми торгуют.

Вертикальная (межотраслевая) интеграция имеет место, когда предприятия нескольких хозяйственных ступеней работают вместе. В соответствии с этим различают интеграцию:

– розничных предприятий с изготовителями;

– розничных и оптовых предприятий;

– смешанную.

В зависимости от участвующих сторон вертикальная интеграция может быть двухотраслевой и многоотраслевой.

Примером двухотраслевой интеграции розничных предприятий с изготовителями является фирменная торговля. Фирменный магазин организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание товаров своей номенклатуры, изготавливаемых каким–либо предприятием.

Вместе с тем актуальной является задача интеграции торгового и производственного капиталов. Имеется в виду не только создание предприятиями производственного сектора дочерних торговых структур, но и обратное движение: формирование торговыми структурами сети производств, связанных единым управлением, маркетинговой политикой, стратегией развития и функционирования. Такое объединение производства и торговли под приоритетом последней может являться эффективным направлением поддержания жизнеспособности тех и других, расширить возможности отечественных производителей.

Смешанная интеграция становится перспективной формой ведения бизнеса. Важное место среди объединений смешанной интеграции занимают торгово – финансовые группы и холдинговые компании.

Финансово – промышленные группы (ФПГ) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово – кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно – технического прогресса.

В рассмотренных выше объединениях предприятий главной целью коммерческой деятельности является максимизация прибыли как для каждого входящего в них предприятия, так и для объединения в целом.

Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке страны показывает, что это движение будет происходить от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым конструкциям с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.

С учетом анализа мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле приведут к образованию следующих типов объединений:

– цепные торговые организации;

– кооперативные объединения торговых структур;

– добровольные оптово – розничные цепи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: