Основные понятия: социально-педагогический процесс; этапы социально-педагогического процесса.
Понятие социально-педагогического процесса. Социально-педагогический и целостный педагогический процесс. Социальное воспитание и социальное обучение в социально-педагогическом процессе.
Структура, этапы социально-педагогического процесса. Его субъект и объект.
Проблема цели социально-педагогического процесса.
Принципы социально-педагогического процесса: гуманизма, природосообразности, культуросообразности, целесообразности, целостности.
Раздел II. Теоретические основы социальной педагогики
Тема 4. «Социализация как социально-педагогическая проблема»
Основные понятия: социализация; субъект-субъектный и субъект-объектный подходы к исследованию процесса социализации.
Понятие социализации. Междисциплинарный характер изучения процесса социализации. Философский аспект понимания социализации как процесса интеграции человека в общество. Психологический аспект социализации: пространства существования личности – в самом индивиде, в межличностных отношениях, в других людях. Потребность и способность быть личностью. Образ “Я”. Ступени вхождения в социальную группу. Педагогический аспект социализации: оптимизация процесса социализации; оказание педагогической поддержки личности на основе концепции самопомощи.
|
|
Современные концепции социализации.
Субъект-объектный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Субъект – субъектный подход (Ч.Х. Кули, У.И. Томас, Дж. Мид, Э.Эриксон).
Отражение названных подходов в современных теориях социализации личности (теория социального научения, бихевиоризма, символического интеракционизма, гуманистической психологии).
Отражение идеи социализации в трудах отечественных ученых: Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна; И.С. Кона, В.Г. Лисовского; А.В. Мудрика.