Муниципальный земельный контроль

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установлением порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

Местное самоуправление согласно ст. 12 Конституции РФ в пределах своих полномочий самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления в наибольшей степени приближены к населению, зависят от него; граждане, как никто другой, наиболее заинтересованы в надлежащем состоянии земель и среды своего обитания; им же, как никому другому, известны упущения и правонарушения в области охраны и рационального использования земель.

В нормативных правовых актах органов местного самоуправления предусматриваются в ряде случаев земельный и природоохранный контроль на территории муниципального образования, включая участие органов самоуправления в контроле за распределением, охраной и использованием земель, находящихся как в частной, так и в государственной и муниципальной собственности.

Так, согласно Положению о старостах в округах Одинцовского района Московской области, иных муниципальных нормативных правовых актов староста сельского населенного пункта принимает участие в разрешении земельных и иных природоресурсных споров, осуществляет контроль по вопросам качества обработки земель, составляет и представляет в администрацию акты (или докладные) на необработанные (неиспользуемые) земельные участки в пределах населенного пункта, рассматривает в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан по вопросам отношений в области охраны и рационального использования земель.

Предусмотренными в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных законах формах осуществления местного самоуправления и участия граждан в решении вопросов местного значения и деятельности органов местного самоуправления являются референдумы, собрания, конференции и сходы граждан, опросы граждан, народная и правотворческая инициатива.

В условиях демократических реформ органы территориального общественного самоуправления, другие общественные объединения и граждане наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче, купле-продаже) гражданам и юридическим лицам прав на использование земель и иных природных объектов.

Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями.

Проблемы видятся в существовании близкого к земельному муниципального экологического контроля, который исключается как вид экологического контроля из Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", которым он и был установлен. По Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122 большинство функций и объектов регионального экологического контроля было передано муниципальным образованиям.

В последующие годы развитие муниципального контроля пошло вспять: экологический контроль был исключен из федерального законодательства об основных принципах организации местного самоуправления в РФ, откуда была также исключена возможность обладания имуществом, необходимым для осуществления муниципального экологического контроля.

Подобные решения противоречат концепциям реформы местного самоуправления, формирования гражданского общества и развития конституционного законодательства. Органам местного самоуправления, наиболее приближенным к населению и его интересам, свойственно более эффективно осуществлять действенный земельный, экологический контроль за природопользованием.

За прошедшие годы в ряде крупных городов создались органы муниципального контроля, воспитались кадры, накопились технические возможности и опыт в области контроля использования и охраны земель и всей окружающей среды. Пренебрежение этим и ликвидация муниципального экологического контроля оказывают негативное воздействие на настроения граждан, которые, осуществляя муниципальный земельный, экологический контроль, могут влиять на обеспечение рационального природопользования, благоприятной окружающей среды и реализацию своих конституционных прав на нее.

Науке земельного права предстоит упреждать возможные попытки аналогичной ликвидации обременяющего элиту муниципального земельного контроля, в котором можно видеть ростки формирования гражданского общества, провозглашенного правового государства, начало передачи государственных функций управления земельными ресурсами в нижестоящие (или вышестоящие?!) публичные структуры и осуществление массовой борьбы с распространенной коррупцией в области землепользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: