Поскольку логистические операции отличаются зна-
чительной географической разобщенностью, располага-
ются на площадках самой разной конфигурации с ори-
гинальным рельефом, а каждая корпорации и фирма
состоят из множества разных бизнес-структур (предприя-
тий), то и не существует универсальной (типовой) органи-
зационной структуры логистики. Две фирмы, характеризу-
ющиеся нацеленностью на одинаковые рыночные сектора
потребителей и объединенные отраслевой характерностью,
могут избрать различные организационные формы своей
деятельности.
Изі�ение эволюции организационного обеспечения логи-
стического менеджмента, понимание принципов построения
организационных структур прошлого и настоящего делает
возможным выбор оптимальной структуры в будущем,
Использование информационных технологий для ко-
ординации функций и целостного управления интегриро-
ванной деятельностью позволяет распределить ответствен-
ность за результаты работы в масштабах всей организации.
Интеграция требует объединения логистики с другими сфе-
рами деятельности, такими как маркетинг и производство.
Для достижения целостной организационной интеграции
фирма должна объединить множество своих операционных
возможностей в новые организационные блоки. Это озна-
чает, что традиционные функциональные подразделения
должны слиться в единый процесс.
10.1. Эволюция организационного обеспечения логистического менеджмента 597
Первые три стадии построены на различных проявле-
ниях функционального агрегирования, последующие ори-
ентированы на слияние отдельных функций в единый про-
цесс, или на интеграцию на основе общей информационной
базы.
Организационная стадия функционального агрегиро-
вания — 1 приходится на конец 1950 — начало 1960-х гг.
Сначала в операционные блоки объединялись две или бо-
лее логистические функции без существенных изменений
в общей организационной иерархии и охватывало как ру-
ководящий, так и рядовой состав организации. На этой ста-
дии эволюции редко осуществлялась интеграция закупоч-
ных подразделений с подразделениями, занимающимися
физическим распределением.
Как свидетельство признания потенциала развития ло-
гистики по пути интеграции в компании создают один или
два объединенных операционных блока, целью которых
в сфере маркетинга было улучшение обслуживания потре-
бителей, а в сфере производства — повышение надежности
снабжения материалами и комплектующими. Однако боль-
шинство традиционных подразделений, за редким исключе-
нием, не претерпело изменений, нет значительных перемен
и в общей иерархической структуре организации.
На этой стадии лишь в немногих организациях преду-
сматривалась ответственность за согласование действий
между подразделениями, занимающимися транспортиров-
кой и размещением запасов.
Организационная стадия функционального агрегиро-
вания — 2, которая в основном пришлась на конец 1960-х
и начало 1970-х гг. Для нее характерно организационное
выделение логистики как самостоятельной службы, со-
провождаемое повышением ее статуса, полномочий и от-
ветственности, что в целом способствовало увеличению
возможности ее стратегического влияния на деятельность
компании в целом. Независимый статус логистики позво-
ляет позиционировать логистический менеджмент как клю-
чевую сферу компетентности.
На этой стадии концепция полностью интегрированно-
го логистического подразделения так и остается не реали-
зованной: интеграционные процессы сосредоточены или
на физическом распределении, или на управлении матери-
альными ресурсами. Эта незавершенность преобразования
логистического менеджмента в полностью интегрирован-
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
ную систему объясняется зацикленностью на выполнении
таких функций, как обработка заказов или закупки, а также
отсутствием межфункциональных логистических инфор-
мационных систем. Как правило, степень организационной
интеграции воплощает возможности информационных си-
стем, которыми располагает фирма.
Организационная стадия функционального агрегирова-
ния — 3 проявилась в 1980-х гг., когда началось возрожде-
ние логистики. На этой стадии организация характеризуется
стремлением к объединению всех логистических функций
и операций под единым руководством, прослеживается
устойчивая тенденция к группированию ряда логистиче-
ских функций (как планово-координационного, так и опе-
ративного характера) в единый блок с общим руководством
и ответственностью. Цель состоит в стратегическом управ-
лении всеми товарно-материальными потоками и запасами
ради максимизации прибыли предприятия в целом. Инфор-
мационные технологии усилили возможности планирования
и оперативного управления структурами, в рамках которых
достижима полная интеграция логистических операций.
Главные особенности этой стадии:
1) структурирование функциональных областей логисти-
ки в качестве отдельной операционной линии или бизнес-
процесса. Выстраивание прямых цепочек соподчинения,
полномочий и ответственности позволило объединить работу
отдельных служб в общий интегрированный логистический
процесс. Планирование и координация всех логистических
операций в рамках интегрированной системы создает преиму-
щества от объединения усилий (синергетический эффект);
2) функции, относящиеся к логистической поддержке,
распределяются между соответствующими оперативными
службами. Общая целевая ориентация этих служб обеспечи-
вает механизм интеграции всех логистических операций;
3) в планировании логистических ресурсов задействован
весь потенциал управленческой информации по планирова-
нию и координации операций, обработка заказов приводит
в действие логистическую систему и генерирует необходи-
мую для управления единую базу данных, что весьма об-
легчает интеграцию. На основе выявленных потребностей
плановое подразделение обеспечивает слаженное функцио-
нирование производства путем согласования календарных
планов выпуска продукции, планов загрузки мощностей
и планов потребностей в материальных ресурсах;
10.1. Эволюция организационного обеспечения логистического менеджмента 599
4) планирование и контроль осуществляются на высшем
уровне организации; группа планирования разрабатывает
долгосрочную стратегию и отвечает за совершенствование
и модернизацию логистической системы; подразделение
логистического контроля занимается оценкой издержек
и уровня сервиса, а также информационным обеспечением
процесса принятия управленческих решений.
5) складывается единая схема производительного ис-
пользования финансовых и человеческих ресурсов на всех
стадиях логистической деятельности, начиная с разработки
источников сырья и материалов и кончая поставкой про-
дукции клиентам, что подводит фирму к необходимости
управления взаимосвязями между закупками, материально-
техническим обеспечением производства и физическим
распределением.
Организационная стадия смешение акцента от функ-
ции к процессу — 4 своим появлением обязана трем фак-
торам:
1) развитию в фирмах атмосферы коллективной сопри-
частности к общим результатам благодаря созданию само-
управляемых команд как средства повышения производи-
тельности труда;
2) повышению общей производительности в большей
мере за счет управления процессами, чем функциями;
3) оперативному обмену достоверной информацией,
делающему возможной интеграцию всех элементов орга-
низации. Информационная технология рассматривается
как несущая конструкция нового делового предприятия,
заменяющая организационную иерархию.
Требования, предъявляемые к управлению логистикой
как процессом, имеют три аспекта:
— все усилия должны быть направлены на создание до-
полнительной стоимости для потребителей. Любая логи-
стическая операция оправдана лишь в той мере, в какой она
содействует наращиванию потребительной стоимости;
— организационная поддержка логистики как часть обще-
го бизнес-процесса требует, чтобы все средства, необходимые
для работы, были доступны независимо от их функциональ-
ной принадлежности. При горизонтальном структурирова-
нии основные навыки и ресурсы должны пребывать в посто-
янной готовности к выполнению требуемых операций;
— работа, организованная как целостный процесс,
должна создавать синергетические преимущества. В рамках
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
интегрированных систем планирование бизнес-процесса
направлено на структуризацию организационных взаимос-
вязей, обеспечивающую максимальный результат при ми-
нимальных затратах.
Изменения, связанные с управлением логистикой как
целостным процессом, превращали логистику в основную
движущую силу всех нововведений в бизнесе, касаются ли
они разработки новых продуктов, привлечения и исполне-
ния заказов, доставки продукции потребителям и т.п. Общей
тенденцией интеграции логистического процесса стало нара-
щивание операционного потенциала и влияния логистики.
Организационная стадия (внеструктурная) — 5 про-
текает в настоящее время. Среди нескольких технологиче-
ски осуществимых сценариев организации будущего одним
из наиболее интересных является представление о том, что
формализованная административно-командная иерархия
может быть заменена неформальной электронной сетью,
которую часто называют виртуальной организацией. В ло-
гистике это может выглядеть так: ключевые многофунк-
циональные команды, связанные между собой через элек-
тронные каналы, сообща выполняют необходимые работы
на интегральной основе. Эти команды могут быть «про-
зрачными» для формальной организационной структуры,
в которую они входят. Иначе говоря, формальные организа-
ционные схемы могут не отражать действительные рабочие
процессы и операционные потоки. На самом деле логисти-
ческим организациям будущего, видимо, будут свойственны
функциональное дезагрегирование и стремление к концен-
трации на рабочих процессах, а не на структуре.
Для наиболее полного использования преимуществ ин-
формационных технологий нужны серьезные структурные
преобразования и смена философии управления. Истори-
чески сложившиеся в бизнесе административно-командные
структуры с трудом поддаются модернизации. На деле
многие убеждены, что радикальные изменения достижимы
только в результате разрушения или дезинтеграции старых
организационных структур.
Идея дезагрегирования опирается на предпосылку, что
возможности информационных технологий обеспечат ин-
тегральное управление логистикой и функционирование
логистической системы без группирования, или агрегиро-
вания, функций в формальные организационные подразде-
ления. Ответственность за выполнение логистических one-
10.2. Типовые организационные структуры служб логистики. 601
рации оудет организационно переложена на пользователей.
Под пользователем в этом смысле подразумевается органи-
зация, нуждающаяся в транспортировке, складировании,
управлении запасами или других логистических услугах
для реализации своих хозяйственных целей. Превраще-
ние исполнителей логистических функций в интегральную
часть организации-пользователя способствует наращива-
нию возможностей и гибкости логистики, а в конечном ито-
ге ведет к общему повышению эффективности.
Есть немало аргументов и против функционального де-
загрегирования. Главный и наиболее сильный из них свя-
зан с опасениями, что дезагрегирование чревато возвратом
к жесткому разделению функций и недальновидной поли-
тике, характерной для фрагментарной логистики.
Учитывая перспективы развития технологий, разумно
предположить, что известные нам сегодня формальные
логистические организации едва ли сохранятся в будущем
в их нынешней административно-командной форме. Даль-
нейший рост интеграции будет происходить главным обра-
зом за счет электронного обмена информацией и создания
логистических сетей на неформальной основе. С помощью
этих средств координации могут быть сохранены важней-
шие преимущества интегрированной деятельности и нала-
жен свободный обмен уникальными знаниями и навыками
для максимальной стандартизации и рационализации ра-
бот. Все логистические операции независимо от того, кем,
где и когда они выполняются, могут рассматриваться как
часть неформальной логистической сети. Распространение
общедоступной информации о потребностях и результатах
деятельности при сохранении локального контроля откры-
вает такие возможности для совершенствования логисти-
ческой компетентности, которые значительно превосходят
потенциал самой передовой сегодняшней практики.