Логистического менеджмента

Поскольку логистические операции отличаются зна-

чительной географической разобщенностью, располага-

ются на площадках самой разной конфигурации с ори-

гинальным рельефом, а каждая корпорации и фирма

состоят из множества разных бизнес-структур (предприя-

тий), то и не существует универсальной (типовой) органи-

зационной структуры логистики. Две фирмы, характеризу-

ющиеся нацеленностью на одинаковые рыночные сектора

потребителей и объединенные отраслевой характерностью,

могут избрать различные организационные формы своей

деятельности.

Изі�ение эволюции организационного обеспечения логи-

стического менеджмента, понимание принципов построения

организационных структур прошлого и настоящего делает

возможным выбор оптимальной структуры в будущем,

Использование информационных технологий для ко-

ординации функций и целостного управления интегриро-

ванной деятельностью позволяет распределить ответствен-

ность за результаты работы в масштабах всей организации.

Интеграция требует объединения логистики с другими сфе-

рами деятельности, такими как маркетинг и производство.

Для достижения целостной организационной интеграции

фирма должна объединить множество своих операционных

возможностей в новые организационные блоки. Это озна-

чает, что традиционные функциональные подразделения

должны слиться в единый процесс.


10.1. Эволюция организационного обеспечения логистического менеджмента 597

Первые три стадии построены на различных проявле-

ниях функционального агрегирования, последующие ори-

ентированы на слияние отдельных функций в единый про-

цесс, или на интеграцию на основе общей информационной

базы.

Организационная стадия функционального агрегиро-

вания — 1 приходится на конец 1950 — начало 1960-х гг.

Сначала в операционные блоки объединялись две или бо-

лее логистические функции без существенных изменений

в общей организационной иерархии и охватывало как ру-

ководящий, так и рядовой состав организации. На этой ста-

дии эволюции редко осуществлялась интеграция закупоч-

ных подразделений с подразделениями, занимающимися

физическим распределением.

Как свидетельство признания потенциала развития ло-

гистики по пути интеграции в компании создают один или

два объединенных операционных блока, целью которых

в сфере маркетинга было улучшение обслуживания потре-

бителей, а в сфере производства — повышение надежности

снабжения материалами и комплектующими. Однако боль-

шинство традиционных подразделений, за редким исключе-

нием, не претерпело изменений, нет значительных перемен

и в общей иерархической структуре организации.

На этой стадии лишь в немногих организациях преду-

сматривалась ответственность за согласование действий

между подразделениями, занимающимися транспортиров-

кой и размещением запасов.

Организационная стадия функционального агрегиро-

вания — 2, которая в основном пришлась на конец 1960-х

и начало 1970-х гг. Для нее характерно организационное

выделение логистики как самостоятельной службы, со-

провождаемое повышением ее статуса, полномочий и от-

ветственности, что в целом способствовало увеличению

возможности ее стратегического влияния на деятельность

компании в целом. Независимый статус логистики позво-

ляет позиционировать логистический менеджмент как клю-

чевую сферу компетентности.

На этой стадии концепция полностью интегрированно-

го логистического подразделения так и остается не реали-

зованной: интеграционные процессы сосредоточены или

на физическом распределении, или на управлении матери-

альными ресурсами. Эта незавершенность преобразования

логистического менеджмента в полностью интегрирован-



Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента


ную систему объясняется зацикленностью на выполнении

таких функций, как обработка заказов или закупки, а также

отсутствием межфункциональных логистических инфор-

мационных систем. Как правило, степень организационной

интеграции воплощает возможности информационных си-

стем, которыми располагает фирма.

Организационная стадия функционального агрегирова-

ния — 3 проявилась в 1980-х гг., когда началось возрожде-

ние логистики. На этой стадии организация характеризуется

стремлением к объединению всех логистических функций

и операций под единым руководством, прослеживается

устойчивая тенденция к группированию ряда логистиче-

ских функций (как планово-координационного, так и опе-

ративного характера) в единый блок с общим руководством

и ответственностью. Цель состоит в стратегическом управ-

лении всеми товарно-материальными потоками и запасами

ради максимизации прибыли предприятия в целом. Инфор-

мационные технологии усилили возможности планирования

и оперативного управления структурами, в рамках которых

достижима полная интеграция логистических операций.

Главные особенности этой стадии:

1) структурирование функциональных областей логисти-

ки в качестве отдельной операционной линии или бизнес-

процесса. Выстраивание прямых цепочек соподчинения,

полномочий и ответственности позволило объединить работу

отдельных служб в общий интегрированный логистический

процесс. Планирование и координация всех логистических

операций в рамках интегрированной системы создает преиму-

щества от объединения усилий (синергетический эффект);

2) функции, относящиеся к логистической поддержке,

распределяются между соответствующими оперативными

службами. Общая целевая ориентация этих служб обеспечи-

вает механизм интеграции всех логистических операций;

3) в планировании логистических ресурсов задействован

весь потенциал управленческой информации по планирова-

нию и координации операций, обработка заказов приводит

в действие логистическую систему и генерирует необходи-

мую для управления единую базу данных, что весьма об-

легчает интеграцию. На основе выявленных потребностей

плановое подразделение обеспечивает слаженное функцио-

нирование производства путем согласования календарных

планов выпуска продукции, планов загрузки мощностей

и планов потребностей в материальных ресурсах;


10.1. Эволюция организационного обеспечения логистического менеджмента 599

4) планирование и контроль осуществляются на высшем

уровне организации; группа планирования разрабатывает

долгосрочную стратегию и отвечает за совершенствование

и модернизацию логистической системы; подразделение

логистического контроля занимается оценкой издержек

и уровня сервиса, а также информационным обеспечением

процесса принятия управленческих решений.

5) складывается единая схема производительного ис-

пользования финансовых и человеческих ресурсов на всех

стадиях логистической деятельности, начиная с разработки

источников сырья и материалов и кончая поставкой про-

дукции клиентам, что подводит фирму к необходимости

управления взаимосвязями между закупками, материально-

техническим обеспечением производства и физическим

распределением.

Организационная стадия смешение акцента от функ-

ции к процессу — 4 своим появлением обязана трем фак-

торам:

1) развитию в фирмах атмосферы коллективной сопри-

частности к общим результатам благодаря созданию само-

управляемых команд как средства повышения производи-

тельности труда;

2) повышению общей производительности в большей

мере за счет управления процессами, чем функциями;

3) оперативному обмену достоверной информацией,

делающему возможной интеграцию всех элементов орга-

низации. Информационная технология рассматривается

как несущая конструкция нового делового предприятия,

заменяющая организационную иерархию.

Требования, предъявляемые к управлению логистикой

как процессом, имеют три аспекта:

— все усилия должны быть направлены на создание до-

полнительной стоимости для потребителей. Любая логи-

стическая операция оправдана лишь в той мере, в какой она

содействует наращиванию потребительной стоимости;

— организационная поддержка логистики как часть обще-

го бизнес-процесса требует, чтобы все средства, необходимые

для работы, были доступны независимо от их функциональ-

ной принадлежности. При горизонтальном структурирова-

нии основные навыки и ресурсы должны пребывать в посто-

янной готовности к выполнению требуемых операций;

— работа, организованная как целостный процесс,

должна создавать синергетические преимущества. В рамках



Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента


интегрированных систем планирование бизнес-процесса

направлено на структуризацию организационных взаимос-

вязей, обеспечивающую максимальный результат при ми-

нимальных затратах.

Изменения, связанные с управлением логистикой как

целостным процессом, превращали логистику в основную

движущую силу всех нововведений в бизнесе, касаются ли

они разработки новых продуктов, привлечения и исполне-

ния заказов, доставки продукции потребителям и т.п. Общей

тенденцией интеграции логистического процесса стало нара-

щивание операционного потенциала и влияния логистики.

Организационная стадия (внеструктурная) — 5 про-

текает в настоящее время. Среди нескольких технологиче-

ски осуществимых сценариев организации будущего одним

из наиболее интересных является представление о том, что

формализованная административно-командная иерархия

может быть заменена неформальной электронной сетью,

которую часто называют виртуальной организацией. В ло-

гистике это может выглядеть так: ключевые многофунк-

циональные команды, связанные между собой через элек-

тронные каналы, сообща выполняют необходимые работы

на интегральной основе. Эти команды могут быть «про-

зрачными» для формальной организационной структуры,

в которую они входят. Иначе говоря, формальные организа-

ционные схемы могут не отражать действительные рабочие

процессы и операционные потоки. На самом деле логисти-

ческим организациям будущего, видимо, будут свойственны

функциональное дезагрегирование и стремление к концен-

трации на рабочих процессах, а не на структуре.

Для наиболее полного использования преимуществ ин-

формационных технологий нужны серьезные структурные

преобразования и смена философии управления. Истори-

чески сложившиеся в бизнесе административно-командные

структуры с трудом поддаются модернизации. На деле

многие убеждены, что радикальные изменения достижимы

только в результате разрушения или дезинтеграции старых

организационных структур.

Идея дезагрегирования опирается на предпосылку, что

возможности информационных технологий обеспечат ин-

тегральное управление логистикой и функционирование

логистической системы без группирования, или агрегиро-

вания, функций в формальные организационные подразде-

ления. Ответственность за выполнение логистических one-


10.2. Типовые организационные структуры служб логистики. 601

рации оудет организационно переложена на пользователей.

Под пользователем в этом смысле подразумевается органи-

зация, нуждающаяся в транспортировке, складировании,

управлении запасами или других логистических услугах

для реализации своих хозяйственных целей. Превраще-

ние исполнителей логистических функций в интегральную

часть организации-пользователя способствует наращива-

нию возможностей и гибкости логистики, а в конечном ито-

ге ведет к общему повышению эффективности.

Есть немало аргументов и против функционального де-

загрегирования. Главный и наиболее сильный из них свя-

зан с опасениями, что дезагрегирование чревато возвратом

к жесткому разделению функций и недальновидной поли-

тике, характерной для фрагментарной логистики.

Учитывая перспективы развития технологий, разумно

предположить, что известные нам сегодня формальные

логистические организации едва ли сохранятся в будущем

в их нынешней административно-командной форме. Даль-

нейший рост интеграции будет происходить главным обра-

зом за счет электронного обмена информацией и создания

логистических сетей на неформальной основе. С помощью

этих средств координации могут быть сохранены важней-

шие преимущества интегрированной деятельности и нала-

жен свободный обмен уникальными знаниями и навыками

для максимальной стандартизации и рационализации ра-

бот. Все логистические операции независимо от того, кем,

где и когда они выполняются, могут рассматриваться как

часть неформальной логистической сети. Распространение

общедоступной информации о потребностях и результатах

деятельности при сохранении локального контроля откры-

вает такие возможности для совершенствования логисти-

ческой компетентности, которые значительно превосходят

потенциал самой передовой сегодняшней практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: