Что интересно в новости

Предпочтительный выбор факта связан с особой озабоченностью жур­налиста: есть ли в событии необходимые «новостные элементы» — крупи­цы сведений, которые могут сделать материал интересным.

Как уже говорилось, репортерство как профессия исторически менялась, уточняя ориентиры. Один из этапных моментов в осмыслении критериев за­проса аудитории в начале XX века ознаменовался разработкой списка при­мет интересного факта, ныне широко известных как классические элемен­ты новости. Назовем эти приметы.

Событие, пригодное для освещения в прессе, отличают следующие свойства (или, хотя бы, одно из них):

« своевременность» происшествия, ощутимая важность его оперативной подачи;

близость ситуации читателям конкретного издания: сплетение ее тематики со специфическим интересом аудитории (возрастным, про­фессиональным и пр.);

явная значимость события для всех безотносительно к специфичес­ким интересам («Тема преодолевает все границы»);

эффект «эмоционального толчка» при необычайном происшествии.

(Иной вариант «темы, преодолевающей границы»).

Желательны также:

конфликтность происшествия или его особая яркость (причудли­вость события);

связь происшествия с «известным именем» (или влиятельным человеком);

«человеческий интерес»: какие-то обстоятельства события, к кото­рым, изначально, каждый лично неравнодушен («жизнь», «смерть», «лю­бовь», «дети», «исцеления» и пр.).

Именно эти факторы — предпосылки создания репортерского произве­дения — придают событию окраску «новости». Для разных направлений журналистской работы и для разных отрядов прессы (пресса может побуж­дать к размышлению и к действию, информировать, обучать, развлекать) оп­ределение «новости» варьируется. Однако есть немало схожего в рассуж­дениях о том, что достойно быть новостью, а что нет.

События интересны, когда важны, либо необычны

Хотя работа репортеров очень дифференцирована (тут и происшествие, и факт состоявшейся беседы, и «картинка» — фрагмент жизни или конкретная ситуация журналистского поиска), однако, смысл усилий каждого репортера — выразительно и, по возможности, точно передавать факт, чем-то выделяю­щийся из череды других событий, факт, который выбран не случайно и не зря.

Всех репортеров роднит талант выделять из потока событий:

факты «перспективные» (т.е. такие, к которым можно вернуться еще не раз — уточняя, комментируя, исследуя);

факты «оглушительные».

Ориентация на «классические элементы новости» помогает не только при отборе фактов, но и в процессе обработки, литературной отделки материала. Но она же стимулирует некоторые этические погрешности. И вот почему.

Внимание репортера предельно концентрируется на самом событии, вне его окружения, вне его связей, иногда даже вне его предыстории. Журналис­тика новостей отличается от других сфер деятельности журналиста, которые рассматривают «жизненные эпизоды» в цепочках-связях, в сопоставительной панораме, в качестве иллюстрации проблемы или общественной тенденции. Репортер нацелен лишь на «кусочек жизни» — чем-то показательный, харак­терный для сегодняшнего дня, однако, изолированный, замкнутый на себя, как бы получивший особую (часто — гипертрофированную) значимость из-за то­го, что именно его отобрали, именно о нем сочли нужным рассказать.

Журналистика новостей выбирает, представляет читателю события и факты локальные. К тому же — выбранные под определенным углом зрения

Известно, что классик советской литературы Максим Горький протестовал против ряда публикации в прессе 20-х годов. Не против вопиющих фактов советской действительности тех лет, а против их обнародования в прессе («Журналисты выбирают нехарактерное», «роются на заднем дворе револю­ции!», — писал он). Ему же принадлежит изречение: «Журналист утвержда­ет: «Я сказал правду». Следовало бы добавить «Какую правду и зачем».

Оставив в стороне этическую сторону высказывания, может, вырвавше­гося в запале полемики, обратим внимание на характерную примету «лите­ратуры факта»: фрагменты жизни, подбираемые произвольно, могут состав­ляться в очень разные «мозаичные картины» дня.

С учетом этого обстоятельства точнее обрисовывается «плацдарм», на кото­ром действует обоюдоострое оружие прессы, или, по-иному, — почва, на кото­рой слишком часто произрастают журналистские неправды. Определенный от­бор (например, «факты против» или «факты за»), накапливание фактов одно­го свойства и их обработка дают не просто информирующий, познавательный, но и публицистический, и очень сильный, эффект. Взгляд на действительность у журналистов, репортеров в том числе, — весьма целеустремленный взгляд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: