Иногда репортер, сочиняя заголовок, использует хорошо известные читателю выражения, словосочетания, но «подправляет» их. Изменяются крылатые слова и знакомые цитаты. Читатель, зная исходный материал, может фантазировать, играть и забавляться вместе с журналистом.
Ломаный грош для бесценной культуры
Булыжник — оружие правозащиты
Дело Калашникова живет и побеждает!
(О юбилее изобретателя автоматической винтовки).
Уроки гражданской обороны на случай Жириновского
(Сообщение о предложенных спикером «мерах обеспечения безопасности депутатов» после скандала с рукоприкладством, разразившимся в Думе).
Госпожа теория и госпожа удача
Бандит в России больше, чем бандит
И т. д., и т. п. Использование даже не измененных афоризмов создает второй смысловой план, появляются ассоциативные связи: противоречие, смысловая перекличка, ироническое переосмысление. Если же текст меняется, читатель, сличая ему известный вариант с предложенным, игровым, дополнительно получает удовольствие от того, что помнит первоисточник и разгадывает «ход» журналиста.
Однако, заголовок может быть очень остроумным, но при этом путать читателя. Поэтому «игра» должна вестись со всей осторожностью, с оглядкой на интеллектуальный уровень аудитории.
Восклицание, вопрос, многоточие...
Игровой эффект иногда достигается благодаря прямому обращению к читателю, к его фантазии, способности «доиграть» за автора... Задача — задеть за живое, превратить информацию для всех в личностную информацию, создать психологический контакт.
Сосулька пролетела, и ого...
А кто это там у нас с неславянским лицом?..