Этикет социального работника

Один из важнейших разделов прикладной этики - этикет, или правила поведения культурного человека в различных ситуациях общения.

Ритуал и этикет - особые формы поведения в стандартных ситуациях, а также способы социальной регуляции межчеловеческого общения, занимающие важное место в процессе социализации индивида, понятой как освоение культурных ценностей и норм.

Ритуал - древнейшая форма трансляции культурных ценностей и смыслов, приобщения индивида к сакральным истокам культуры.

Понятие этикет появилось достаточно недавно, и оно связано со светскими правилами общения. Под этикетом обычно понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)

Этикет - способ актуализации различий между людьми, это совокупность приемов (и черт поведения), с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению. Чем больше признаков, по которым участники общения "не совпадают", тем выше степень этикетности ситуации и обязательность соблюдения правил.

Этикет призван, прежде всего, обеспечить общение неравных. Способом актуализации различий является структурирование пространства и времени, различение престижного и не престижного.

Ритуал и этикет имеют как черты сходства, так и различия. В ритуале человек ведет себя с учетом того, что за ним наблюдают некие высшие силы, более того - это действие, стремящееся обеспечить максимальное участие этих сил.

Ритуал уходит своими корнями в далекое прошлое, обожествляет прошлое, повторяет то, что когда-то уже произошло. Этикет - более свободное поведение, ориентированное на настоящее и будущее. Это поведение, исходящее из принципа свободы и самостоятельности личности, ее способности принимать решения, исходя из ситуации. Этикет не запрограммирован как ритуал, включает элементы творчества. Не случайно, такие важные понятия этикета, как вежливость и тактичность, не имеют строгих определений, они приобретают смысл в контексте конкретной ситуации общения.

Этикет - индивидуальное поведение, предполагающее высокую степень развития личностных качеств, выделяющее человека из общей массы, и дающее простор для свободного выбора.

Этикет - понятие западной цивилизации, он возник в Европе как попытка рационализировать индивидуально- личностное поведение. Уже в античности возникают представления о более или менее престижном поведении и его специфических элементах. Наиболее высоко ценимыми качествами в ту эпоху были красноречие, внешняя красота (включающая одежду, осанку, манеру держать себя), благородство поведения (выражающееся в умении дарить подарки и оказывать благодеяния).

Не случайно Аристотель, описывая важные составляющие человеческого счастья, упоминает о таких качествах, как великолепие и величавость. Что такое великолепие и величавость, которые так дороги Аристотелю и которые так непонятны современному человеку?

Великолепие - способность к великим поступкам. Величавость - умение великим человеком оценить самого себя по достоинству. Величавость связана с калокагатией. Величавый человек нетороплив и празден, он не нуждается ни в чем, он сам оказывает благодеяния, но стыдится их принимать от других.

Таким образом, первоначальное понимание этикета было связано с его элитарностью. Этикет - система знаков и символов, понятных культурной элите. Это элитарное значение этикета сохранялось и в средние века и в новое время. Такое же понимание этикета имело место и в России в эпоху Петра 1 (который и ввел в нашей стране западные образцы этикетного поведения), а также после него. Одна из основных задач этикета заключалась в том, чтобы оградить властвующую элиту от возможного проникновения со стороны простолюдинов. Этой цели служили и насаждавшиеся в дворянской среде иностранные языки.

Виды этикета: повседневный; праздничный; деловой; речевой; телефонный; застольный; дипломатический; военный.

При изучении этикета основной упор необходимо делать на изучении техники этикета или на изучении его идеальных норм.

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения.

Выделяют четыре основных подсистемы этикета:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: