Рис.3. Схема маневрирования автомобиля
Как видно из рис. 3, расстояние от передней части автомобиля до препятствия будет равно
S= BD - (L+ С). (34)
Из прямоугольного треугольника OBD находим
BD= . (35)
Так как AO = BO =Rн, а AD обозначим как h, то можно записать:
OD=AO-AD=Rн - h.
h = AD найдем как Y + Δ, где Y – ширина препятствия. можно определить как разность между шириной динамического коридора автомобиля на повороте и его габаритной шириной
= Rн - . (36)
Тогда выражение для определения ВD будет иметь следующий вид
BD= . (37)
С учетом изложенного, расстояние до препятствия, м будет равно
S = – (L + C). (38)
В общем случае для того, чтобы водитель мог осуществить маневр отворота, необходимо, чтобы расстояние до препятствия было следующим
S = · + - (L + C) + , (39)
где tр- время реакции водителя, с;
t1 - время срабатывания рулевого привода, с;
t - время вывода автомобиля на траекторию постоянного радиуса R, с;
1 - интервал безопасности между левым краем переднего бампера автомобиля и препятствием, м.
|
|
Время реакции водителя принимаем 0,8 с. Время срабатывания рулевого привода в зависимости от типа автомобиля:
- для легковых автомобилей 0,1...0,2 с;
- для грузовых автомобилей и автобусов 0,3...0,4 с.
Время вывода автомобиля на траекторию постоянного радиуса R определяется из выражения
t = , (40)
где – угол поворота управляемых колес автомобиля, обеспечивающий движение по траектории постоянного радиуса R, определяется по формуле (31).
Из схемы маневрирования автомобиля R=Rн – – 0,5Bа. Расчет производится при следующих исходных данных:
- = 60 км/ч, Y = 6 м, Rн = 60м – для легковых автомобилей;
- Rн = 70м – для грузовых автомобилей и автобусов;
- у.к= 0,1 рад/с = 0,016 с-1, 1 = 0,5 м.
= 70 - = 0,1
h = AD = 6 + 0,1 = 6,1 м
BD = = 28,6м
S = – (2,9 + 1,03) = 24,7м
R = 70 – 0,1 – 0,5 · 1,97 = 68,9 м
= rct𝘨 = rct𝘨 0,042 = 0,042 рад
= =0,42 с
S = (0,8 + 0,3 + 0,42) · 16,67 + – (2,9 + 1,03) + 0,5 = 49,5 м