Этап формирования ПК-6. Знать закономерности психического развития ребенка и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды

Задание 1 Заполните таблицу, указав характеристики областей развития ребенка

Область развития Характеристика
Физическая  
Когнитивная (от лат. cognitio – знание, познание)  
Психосоциальная  

Задание 2 Заполните таблицу

Факторы формирования личности ребенка
Наследственность Среда
  природная социальная
     

____________________

Примечание. Этапы формирования компетенций для студентов, изучивших юниту 1 по дисциплине 4454 "Детская психология" (курс 2).

Задание 3 Заполните пробелы, используя текст юниты

Продолжительность возраста определяется его внутренним ___________: есть периоды развития и в некоторых случаях “эпохи”, равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возрасты не совпадают. Хронологический или паспортный возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

В онтогенезе человека безусловно представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы: биологическое и____________________ (культурное) развитие; оба эти процесса имеют свои аналоги.

В отличие от большинства других концепций, авторы которых настаивали на ценности __________________________ (А. Адлер) или влиянии ____________________________ (З. Фрейд), К. Роджерс подчеркивал значение __________________________, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное.

Деятельность ребенка внутри систем “______________________” и “_____________________” представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

Задание 4 Установите соответствие между стадиями развития и полярными качествами личности, формирующимися на этих стадиях (по Э. Эриксону)

1. Орально-сенсорная (от рождения до 1 года). 2. Мышечно-анальная (от 2 до 3лет). 3. Локомоторно-генитальная (от 4 до 5 лет). 4. Латентная (от 6 до 11 лет). 5. Отрочество и юность (от 12 до 18 лет). 6. Молодость a) автономия, самостоятельность – стыд, сомнения; б) доверие к миру – недоверие к миру; в) трудолюбие, компетентность – чувство неполноценности; г) инициатива – пассивность, вина; д) близость – изоляция; е) идентичность – смешение ролей

Задание 5 Установите понятия по предложенным определениям

  Процесс развития психики человека в ходе эволюции чело-вечества как вида
  Определенная ступень развития индивида, для которой ха-рактерны закономерные физиологические и психологические изменения, связанные со становлением личности, особен-ностями ее деятельности, общения и воспитания
  Процесс развития, заключающийся в предварительно за-программированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом
  Метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе
  Деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данном периоде его развития

Задание 6 Исключите лишние понятия

Предметно-манипулятивная деятельность. Ролевая игра. Наглядно-действенное мышление. Учебная деятельность.

__________________________

Стремление к “взрослости”. Внутренний план действия. Самооценка. Подчинение нормам коллективной жизни.

__________________________

Произвольность. Внутренний план действия. Речь. Самоконтроль.

__________________________

Задание 7 Назовите основную причину трудного усвоения речи мальчиком

Мальчик (2 года, 7 мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме пришлось потратить много сил для того, чтобы ребенок нормально говорил.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задание 8 Установите последовательность стадий развития в периодизации Э. Эриксона

1. Локомоторно-генитальная.

2. Отрочество и юность.

3. Орально-сенсорная.

4. Зрелость.

5. Мышечно-анальная.

6. Латентная.

7. Взрослость.

8. Молодость.

Задание 9 Установите последовательность стадий развития сенсомоторного интеллекта в периодизации

Задание 10 Установите последовательность стадий развития сенсомоторного интеллекта в периодизации Ж. Пиаже

1. Вторичные круговые реакции.

2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции.

3. Начало интериоризации схем.

4. Третичные круговые реакции.

5. Упражнение рефлексов.

6. Начало практического интеллекта.

Задание 11 Дополните предлагаемую таблицу

№ п/п Форма общения Ведущий мотив общения Основные средства общения
    Личностный: взрослый как неиндиви-дуализированный источник активной ласки, несвязанный с действиями ребенка  
  Ситуативно-дело-вая (предметно- действенная) 0; 06   Предметно-действенные операции
    Познавательный: взрослый как ис-точник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире  
  Внеситуативно-личностная 5;0–6;0   Речевые операции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: