Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
  Анкетирование метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе испытуемых с помощью анкет
  Ассоциация связь между психическими явлениями, при которой актуали-зация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого
  Беседа метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе
  Ведущая деятельность деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка на данной стадии его развития
  Возраст определенная ступень развития индивида, для которой харак-терны закономерные физиологические и психологические изме-нения, связанные со становлением личности, особенностями ее деятельности, общения и воспитания
  Возрастные кризисы особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологиче-скими изменениями
  Детская психология учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому
  Детство период становления ребенка полноценным членом общества, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости
  Деятельность активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целена-правленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности
  Зона актуального развития уровень интеллектуального развития, который характеризуется сложностью задач, которые ребенок может выполнить само-стоятельно
  Зона ближайшего развития расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого
  Идентификация уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу, на основании эмоциональной связи с ним
  Изучение результатов деятельности анализ таких продуктов деятельности детей, как их рисунки, лепка, аппликации, конструкции, поделки, сочиненные ими сказки, стихи
  Интериоризация формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности
  Методы детской психологии совокупность способов и приемов изучения психического развития ребенка
  Наблюдение целенаправленное и планомерное восприятие явлений, резуль-таты которого фиксируются наблюдателем
  Неврозы группа наиболее распространенных нервно-психических рас-стройств, в основе которых лежит противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей и т.д.
  Онтогенез процесс развития индивидуального организма
  Периодизация психического развития принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся стадий развития по некоторому устойчивому критерию
№ п/п Новое понятие Содержание
  Предмет детской психологии раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому
  Психические новообразования (по Л.С. Выготскому) тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития
  Развитие изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды
  Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
  Сексуальность (по З. Фрейду) основной человеческий мотив, обеспечивающий человеку получение удовольствия и выступающий основным критерием периодизации развития личности ребенка
  Сензитивные периоды периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям
  Созревание процесс развития, заключающийся в предварительно запрограм-мированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом
  Социальная ситуация развития специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой
  Социометрический метод метод исследования межличностных взаимоотношений, склады-вающихся между детьми, положения, которое занимает каждый ребенок в группе сверстников
  Схема действия (по Пиаже) то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах
  Тестирование метод психологической диагностики, использующий стандарти-зированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений
  Филогенез процесс развития психики человека в ходе эволюции человечества как вида
  Фрустрация психическое состояние, выражающееся в характерных особен-ностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями (или субъективно так понимае-мыми), возникающими на пути к достижению цели или решению задачи
  Эксперимент метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений
  Экстериоризация процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся в результате интериоризации внешней социальной деятельности человека
  Этология научное направление, занимающееся изучением животных и людей в естественных условиях их существования
  Я–концепция относительно устойчивая, осознанная, переживаемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:

36 – приведенных понятий;

1 –компетенция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: