№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Анкетирование | метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе испытуемых с помощью анкет | |
Ассоциация | связь между психическими явлениями, при которой актуали-зация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого | |
Беседа | метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе | |
Ведущая деятельность | деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка на данной стадии его развития | |
Возраст | определенная ступень развития индивида, для которой харак-терны закономерные физиологические и психологические изме-нения, связанные со становлением личности, особенностями ее деятельности, общения и воспитания | |
Возрастные кризисы | особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологиче-скими изменениями | |
Детская психология | учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому | |
Детство | период становления ребенка полноценным членом общества, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости | |
Деятельность | активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целена-правленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности | |
Зона актуального развития | уровень интеллектуального развития, который характеризуется сложностью задач, которые ребенок может выполнить само-стоятельно | |
Зона ближайшего развития | расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого | |
Идентификация | уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу, на основании эмоциональной связи с ним | |
Изучение результатов деятельности | анализ таких продуктов деятельности детей, как их рисунки, лепка, аппликации, конструкции, поделки, сочиненные ими сказки, стихи | |
Интериоризация | формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности | |
Методы детской психологии | совокупность способов и приемов изучения психического развития ребенка | |
Наблюдение | целенаправленное и планомерное восприятие явлений, резуль-таты которого фиксируются наблюдателем | |
Неврозы | группа наиболее распространенных нервно-психических рас-стройств, в основе которых лежит противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей и т.д. | |
Онтогенез | процесс развития индивидуального организма | |
Периодизация психического развития | принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся стадий развития по некоторому устойчивому критерию | |
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Предмет детской психологии | раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому | |
Психические новообразования (по Л.С. Выготскому) | тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития | |
Развитие | изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды | |
Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей | |
Сексуальность (по З. Фрейду) | основной человеческий мотив, обеспечивающий человеку получение удовольствия и выступающий основным критерием периодизации развития личности ребенка | |
Сензитивные периоды | периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям | |
Созревание | процесс развития, заключающийся в предварительно запрограм-мированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом | |
Социальная ситуация развития | специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой | |
Социометрический метод | метод исследования межличностных взаимоотношений, склады-вающихся между детьми, положения, которое занимает каждый ребенок в группе сверстников | |
Схема действия (по Пиаже) | то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах | |
Тестирование | метод психологической диагностики, использующий стандарти-зированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений | |
Филогенез | процесс развития психики человека в ходе эволюции человечества как вида | |
Фрустрация | психическое состояние, выражающееся в характерных особен-ностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями (или субъективно так понимае-мыми), возникающими на пути к достижению цели или решению задачи | |
Эксперимент | метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений | |
Экстериоризация | процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся в результате интериоризации внешней социальной деятельности человека | |
Этология | научное направление, занимающееся изучением животных и людей в естественных условиях их существования | |
Я–концепция | относительно устойчивая, осознанная, переживаемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе |
Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:
|
|
|
|
36 – приведенных понятий;
1 –компетенция.