Система показателей экономической эффективности общественного производства

Показатели фактического уровня эффективности характеризуют изменение эффективности при сопоставлении их с нормативными, плановыми показателями, в динамике или в сравнении с аналогичными показателями других стран (регионов).Для исследования влияния на эффективность общественного производства различных факторов применяют также корреляционно-регрессионный анализ.

21.Равновесие и цикличность в развитии экономики. Модификация цикла в современных условиях научно -технического прогресса. Особенность рыночной экономики, проявляющаяся в склонности к повторению экономических явлений, была замечена еще в первой половине XIX в. Изучая причины перепроизводства, кризисы, экономисты обратили внимание на волнообразно-циклические колебания в динамике капиталистического хозяйства.

Под цикличностью понимается периодичность повторяющихся нарушений равновесия в экономической системе, ведущих к свертыванию хозяйственной деятельности, спаду, кризису. Цикличность — это всеобщая норма движения рыночной экономики, отражающая ее неравномерность, смену эволюционных и революционных форм экономического прогресса, колебания деловой активности и рыночной конъюнктуры, чередование преимущественно экстенсивного или интенсивного экономического роста; один из детерминантов экономической динамики и макроэкономического равновесия и один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения ее отраслевой структуры. Одновременно цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на социально-экономические процессы в обществе. Циклический характер экономического развития в подавляющей своей части обусловлен нарастанием, обострением и разрушением внутренних противоречий экономической системы.

При анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода.

Во-первых, природу экономических циклов объясняют факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Это — природные явления, политические события, психологическая заданность и т.п. Речь идет, в частности, о циклах солнечной активности, войнах, революциях и других политических потрясениях, об открытиях крупных месторождений ценных ресурсов или территорий, о мощных прорывах в технике и технологиях.Во-вторых, цикл рассматривают как явление внутреннее, присущее экономике. Внутренние факторы могут вызвать как спад, так и подъем хозяйственной активности через определенные промежутки времени. Одним из решающих факторов является цикличность обновления основного капитала. В частности, начало экономического бума, сопровождающегося резким увеличением спроса на машины и оборудование, очевидно позволяет предположить, что он повторится через определенный период времени, когда эта техника физически или морально износится, устареет.

В-третьих, причины циклов усматривают во взаимодействии внутренних состояний экономики и внешних факторов. К внешним источникам нередко относят государство.

Типы циклов Краткосрочные циклы, длительность которых по оценкам составляет 40 мес., т.е. немногим более 3 лет, обусловлены якобы колебаниями мировых запасов золота. Этот вывод был сделан применительно к условиям господства золотого стандарта. Среднесрочные, или промышленные циклы, как показала более чем 150-летняя мировая практика, могут иметь продолжительность в рамках 7—12 лет, хотя классический их тип охватывает примерно 10-летний период. Данный тип циклического развития является дальнейшим объектом нашего анализа. Он сопряжен с многофакторной моделью нарушения и восстановления экономического равновесия, пропорциональности и сбалансированности народного хозяйства. Строительные циклы охватывают 15—20-летний период и определяются продолжительностью обновления основного капитала. В связи с этим можно сказать, что данные циклы имеют тенденцию к сокращению под воздействием факторов НТП, вызывающих моральный износ оборудования и проведение политики ускоренной амортизации.

Большие циклы имеют продолжительность примерно 50—60 лет; они вызываются главным образом динамикой НТП, на чем более подробно остановимся ниже. Под равновесным экономическим ростом понимается такое развитие национальной экономики в долгосрочном периоде, при котором объемы совокупного спроса и совокупного предложения, увеличивающиеся от периода к периоду, постоянно равны между собой. Из этого определения следует, что при равновесном росте совокупный спрос и совокупное предложение увеличиваются одинаковыми темпами, что позволяет экономике сохранять постоянный уровень цен. Последовательность состояний равновесия, которые характеризуют изменения реальных макроэкономических показателей во времени, называется равновесной траекторией развития.

В макроэкономике выделяются два основных типа равновесных траекторий экономического роста: устойчивые и неустойчивые. К устойчивым относятся такие равновесные траектории, отклонение от которых, вызванное тем или иным фактором, экономика способна преодолеть на основе присущего ей механизма саморегулирования. Это означает, что нарушенное равновесие автоматически восстанавливается после истечения некоторого периода.

Основными отличительными свойствами неустойчивых равновесных траекторийявляются:

– способность рыночной экономики к сохранению равновесия в процессе развития в том случае, если такое равновесие было однажды достигнуто; – отсутствие у экономики внутренних механизмов приспособления, обеспечивающих восстановление равновесия после его нарушения. Таким образом, неустойчивость равновесных траекторий означает, что при неизменности внешних условий развития достигнутое равновесие может сохраняться в экономике сколь угодно долго, но нарушение равновесия ведет к усилению отклонения реальной траектории развития от равновесной и требует для своего восстановления вмешательства государства. В макроэкономике существуют два основных типа равновесных моделей экономического роста: неоклассические и неокейнсианские. Основной методологической предпосылкой неоклассических моделей является гипотеза о наличии совершенной конкуренции как на товарном, так и на ресурсном рынках. Непосредственными следствиями такого рода гипотезы являются предположения: об автоматическом восстановлении общего макроэкономического равновесия за счет гибкости цен; о поддержании полной занятости и т. д.

Таким образом, при построении неоклассических моделей речь по сути дела идет о«динамической статике»: характер развития в будущем полностью аналогичен его состоянию в настоящем. Одной из наиболее широко известных неоклассических моделей равновесного роста является модель Р. Солоу. Неокейнсианские модели равновесного экономического роста. Согласно концепцииКейнса, достижение макроэкономического равновесия при полной занятости в случае, когда эффективный спрос недостаточен для реализации всего потенциального объема общественного продукта, предполагает дополнительные расходы, инициируемые государством за счет увеличения дефицита государственного бюджета или роста денежной массы в стране. Наиболее известные модели: модель Е. Дома-ра, модель Р.Харрода, которые зачастую объединяются в одну, называемую моделью Харрода – Домара.

22.Государственный бюджет и его структура. Бюджетная политика. Государственный долг: сущность, причины возникновения и источники покрытия Государственный бюджет - в соответствии с БК РФ—форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; документ.

Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов 3-х уровней и государственных внебюджетных фондов.

1) федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.

2) бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.

3) местные бюджеты.

Бюджетная политика государства — это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций.

Государственный долг:

1 ) совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени;

2) по БК РФ - долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права;

3) общий объем непогашенных обязательств правительства на внутреннем и внешнем рынке.

Бывает внешним и внутренним. Также подразделяется на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет).

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Другое деление причин:

- постоянный дефицит государственного бюджета;

- фискальная политика, направленная на уменьшение налогового гнёта без соответственного сокращения государственных расходов;

- влияние политических бизнес-циклов (увеличение затрат накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);

- милитаризация, введение войн и т.д.

Способы покрытия:

Внешний долг – отдаются ценные товары, оказываются услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг;

Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны.

Виды покрытия внешнего долга:

1) традиционный – покрытие из золотовалютных резервов;

2) консолидация – создание клубов, которые будут вести политику солидарности, отсрочивая или списывая доли;

3) конверсия – долг превращается в долгосрочную инвестицию.

23.Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Налоговая политика и ее особенности в РФ. Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Виды налогов:

1. По объекту: прямые и косвенные;

2. По субъекту: центральные и местные. В России – федеральные, региональные и местные;

3. По принципу целевого использования: маркированные и немаркированные;

Маркировка – увязывание налога с конкретным направлением расходования средств.

4. По характеру налогообложения: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;

5. В зависимости от источников покрытия:

§ налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог и налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

§ налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг): НДС, акцизы, экспортные тарифы;

§ налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты: налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу; целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории; налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы; сбор на нужды образовательных учреждений; сборы за парковку автомобилей;

§ налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Принципы налогообложения:

§ принцип справедливости;

§ принцип определенности;

§ принцип удобства;

§ принцип экономичности.

Налоговая политика - совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

За последние годы в сфере реформирования налогового законодательства достигнуты определенные позитивные результаты. В первую очередь это уменьшение ставок по основным налогам, а значит, и определенное снижение налогового бремени налогоплательщиков. Налоговая система упростилась благодаря отмене "оборотных" налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

24.Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реальный доход. Доходы населения - это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.

Доходы определяются по двум линиям: горизонтальной (общий) и вертикальной (индивидуальный).

Горизонтальная:

Доходы бывают факторными и в виде поступлений.

Факторные в зависимости от источников можно классифицировать по следующим категориям:

1. Труд – зарплата;

2. Производство – прибыль;

3. Капитал – процент;

4. Природные ресурсы и прочие факторы – рента.

Другие, за счет поступлений, менее распространенные источники дохода и вид дохода:

1. из выплат по программам государственной помощи (трансфертные платежи; пенсионное обеспечение; содержание временно нетрудоспособных граждан; выплаты стипендий: выплаты различных пособий — по уходу за детьми, за медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей: пособия по безработице);

2. финансовой системы (выплаты по государственному страхованию;

3. банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение;

4. выплаты процентов в сберегательных банках;

5. доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;

6. выигрыши по лотереям; выплаты компенсаций);

7. неформальной (теневой) экономики.

Вертикальный способ формирования доходов.

Показывает, как распределяются конечные (располагаемые) доходы между различными индивидами и семьями (домохозяйствами) безотносительно к источнику и способу получения этих доходов.

В зависимости от стадии фактического формирования доходов по отдельным группам населения выделяют доходы:

§ номинальные, которые характеризуют уровень денежных поступлений независимо от налогообложения и изменения цен;

§ располагаемые — номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей;

§ средства, используемые населением на потребление и сбережение;

§ реальные, характеризующие количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода с поправкой на изменение различных цен и тарифов.

Номинальные денежные доходы населения характеризуют общее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени.

Располагаемые денежные доходы — это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

25.Кредитно-денежная политика государства. Принципы и формы кредитования. Роль банков (центрального банка) в регулировании денежной массы в стране. Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;

2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;

4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:

1) изменение учетной ставки;

2) изменение нормы обязательного резервирования;

3) операции на открытом рынке.

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

§ политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;

§ политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

1. Регулирование официальных резервных требований;

2. Операции на открытых рынках;

3. Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика).

Инструменты кредитно-денежной политики в целом:

1. Процентная политика Банка России;

2. Нормативы обязательных резервов;

3. Операции на открытом рынке;

4. Рефинансирование;

5. Валютное регулирование;

6. Прямые количественные ограничения;

7. Ориентиры роста показателей денежной массы.

26.Государственное регулирование экономики. Экономические функции правительства. Методы и основные инструменты государственного регулирования рыночной экономики Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):

§ обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

§ зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;

§ перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);

§ финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

§ изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

§ контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

§ финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

§ через государственный сектор;

§ посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Методы и цели госрегулирования экономики:

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

1. минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

2. создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

3. обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

1. на прямые (или дирижистские);

2. косвенные (или экономические).

27.Система социальной защиты населения в России. Уровень жизни и его показатели. Понятие «потребительской корзины» населения. Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Основные принципы социальной защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение —создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят: гарантированное бесплатное медицинское обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии, стипендии; социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа); пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет; ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

Качество жизни населения — это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека

Система показателей качества жизни населения Доходы населения: расходы на конечное потребление; среднедушевой денежный доход; доходы от трудовой и экономической деятельности домашних хозяйств; доля вкладов в расходах населения; покупка валюты; приобретение ценных бумаг; недвижимость; земля в личном пользовании; наличие легковых автомобилей на 100 семей; располагаемые ресурсы домашних хозяйств; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии; минимальный потребительский бюджет; децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини); соотношение долей расходов на питание для различных квантильных групп населения;

Стоимость жизни: индексы цен на потребительские товары; стоимость всех видов услуг, включая бытовые, ЖКХ и услуги отраслей социальный сферы; прожиточный минимум;

Потребление населения: расходы и сбережения; потребление основных продуктов питания; энергетическая и пищевая ценность продуктов;

Основные интегральные показатели жизни населения: соотношение доходов и расходов; соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума; величина условно-свободной части располагаемого дохода; Уровень бедности: черта бедности; численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры и техническими средствами отраслевой социальной сферы: численность предприятий бытовых услуг; численность учебных заведений; численность учащихся; численность медицинского персонала; численность учреждений культуры и организации отдыха; Демографические параметры: численность постоянного населения; половозрастной состав населения; общий коэффициент рождаемости;общий коэффициент смертности; коэффициент брачности; число домашних хозяйств;

«ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА». Понятие, обозначающее набор товаров-представителей (продуктов, услуг) в заданных количествах с ценами. Формируется для различных слоев населения с учетом демографических, региональных и других особенностей. Используется прн исчислении индексов стоимости жизни. Товары, входящие в "корзинку", должны быть представительными для всех сравниваемых периодов времени. ** Потребительская корзинка" применяется при определении минимального потребительского бюджета семьи или прожиточного минимума. Соответствующий набор называется "минимальной потребительской корзинкой".

28.Экономическая безопасность страны и ее обеспечение. Роль государства в обеспечении национальной безопасности страны. В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность".

В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства: · Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов - требуется разработка соответствующей стратегии. · Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии. Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента: 1. Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами.. 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.).

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Российская Федерация является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.

национальные интересы России должны быть направлены:* на сохранение стабильности конституционного строя;* на обеспечение территориальной целостности государства;* на создание единого правового пространства;* на становление правопорядка и демократического общества;* на обеспечение гражданского мира и межнационального согласия;* на защиту личности, общества от терроризма, религиозного экстремизма, чрезвычайных ситуаций;* на обеспечение высокого, достойного уровня жизни народа;* на укрепление духовных, нравственных ценностей общества;* на воспитание патриотизма человека.В связи с множеством угроз в различных сферах деятельности граждан Россия обязана обеспечить защиту своей национальной безопасности. Для этого государство, прежде всего, должно укрепить целостность страны и повысить ее авторитет во всем мире.

29.Характеристика мирового хозяйства и основные черты его развития. Интернационализация хозяйственной жизни. Термины «мировая экономика», «мировое хозяйство», «всемирное хозяйство» рассматриваются экономистами как синонимы. Мировая экономика как неотъемлемая часть общей теории рыночной экономики испытывает на себе все тяготы теоретических исканий и смятений, которые переживает экономическая наука последних десятилетий, поэтому единого понимания среди исследователей нет. Существует 3 основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства. 1. Мировое хозяйство - совокупности национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного раз­деления труда, разнообразных экономических связей. 2. Мировая экономика – система международ­ных экономических взаимоотношений, как универсальная связь между нацио­нальными хозяйствами. 3. Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производитель­ных сил, производственных отношений и определенных аспектов надстроечных отношений в той мере, в какой входящие в него национальные хозяйства обла­дают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней.

Основа существования мирового хозяйства - целостность и устойчивость, международное разделение труда и других факторов производства.

Цель мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческих потребностей.

Характерные черты современного мирового хозяйства:

ü Развитие международного перемещения факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологии;

ü Рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь в рамках транснациональных корпораций;

ü Экономическая политика государств, предусматривающая поддержку международного движения товаров и факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;

ü Возникновение экономики открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений.

Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической кате­горией. Это обусловлено тем, что каждому конкретному историческому эта­пу его развития соответствуют определенные масштабы и уровень производст­ва, интернационализация хозяйственной жизни и социально-экономическая структура.

Мировое хозяйство как единое целое сложилось к началу XX в. вследствие до­полнения мирового рынка международным переплетением ссудного и предпри­нимательского капитала, создания системы эксплуатации западными державами огромной колониальной периферии. Фактически к этому периоду был закончен территориальный раздел мира, сформировались международные монополии, про­цесс обобществления производства приобрел мировой характер. Мировое хозяй­ство начала XX в. состояло из продвинутых в индустриальном отношении стран Запада, многие из которых являлись метрополиями, и их аграрно-сырьевых при­датков - колоний. Основой постепенного формирования мирового хозяйства служил мировой рынок, образование которого проходило поэтапно в XV-XVIII вв., но особенно интенсивно - с середины XIX в., когда машинное производство становится пре­обладающим в странах Запада. Становление массового производства способство­вало перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство. Наряду с обменом това­рами существенное развитие получили также международные производственные связи по изготовлению конечных продуктов, что стало возможным на основе рас­тущей миграции капитала. В процессе эволюции современной мировой экономики выделяются несколь­ко периодов. Прежде всего, это - 10-30-е гг., в которые проявились кризисные явления в развитии мирового хозяйства. Так, в 1917 г. из мирохозяйственных связей оказалась исключенной Россия, экономическая блокада которой, проводимая западными странами, не могла привести к восстановлению мирохозяйственных связей на прежней основе. Глу­бокий кризис мирового хозяйства сопровождался нарастающей неустойчивос­тью экономических связей, вызванной первой мировой войной. Перевод нацио­нальных экономик на военные рельсы, физическое уничтожение огромных производственных и людских ресурсов в ходе войны, экономическое разграбле­ние захваченных территорий нарушили прежние хозяйственные связи.

Далее, мировой экономический кризис («Великая депрессия») конца 20-х — начала 30-х гг. обусловил тенденции к автаркии, привел к общему снижению ро­ли экспорта товаров и капитала в мировом хозяйстве, усилил значение национальных сфер производства и сбыта. Экспортная квота ведущих стран в их ВВП в 30-е гг. была в 1,5—2 раза ниже по сравнению с 20-ми гг. Так, в США за 1913-1938 гг. она сократилась с 6,1 до 3,6%; в Дании - с 29,1 до 21,3%.

На следующем этапе эволюции современного мирового хозяйства — по оконча­нии второй мировой войны - произошла новая ломка структуры всемирного хозяй­ства в связи с образованием мирового социалистического хозяйства, развивающего­ся на иной социально-экономической основе (огосударствление промышленности, сферы услуг, коллективизация сельского хозяйства и жесткоцентрализованная сис­тема управления в рамках национальных хозяйств). Проводимая в этот период ко­ординация внешнеэкономических отношений, основанная на классовом подходе, сузила сферу прежде единого глобального хозяйства, но не разрушила систему ми­рового рынка. При всей сложности и противоречивости связей между странами двух общественных систем их внешнеэкономические контакты обеспечивались опреде­ленными потребностями этих стран. Контакты в хозяйственной сфере между этими государствами сочетались с противоборством и соревнованием, причем последние моменты преобладали.

Рассматриваемый (второй) период развития современного мирового хозяйства протекал в условиях интенсивного роста вывоза предпринимательского капитала в мировой капиталистической экономике. Важным элементом в производствен­ных связях стали транснациональные корпорации (ТНК), являющиеся носителя­ми единичного разделения труда. ТНК сформировали интернациональные произ­водственные комплексы, включающие создание продукта, его реализацию, расчеты, кредитование.

Кроме того, в условиях противостояния двух социальных систем произошло нарастание взаимосвязи между досоциалистическими странами. Заметно упро­чившие в годы второй мировой войны свою экономическую мощь США смогли оказать довольно существенную помощь в хозяйственном возрождении ряда стран Западной Европы. В дальнейшем, после завершения действия плана Мар­шалла (1951 г.), по мере распада колониальных империй программы помощи бы­ли переориентированы на развивающиеся страны с целью сохранения их в сис­теме экономических взаимоотношений западных стран.

Состоявшийся в середине 60-х гг. коллапс колониальной системы привел к по­явлению большой группы развивающихся стран (PC), которые до сих пор продол­жают занимать особое место в мировом хозяйстве. Прежние отношения колони­альной зависимости сменились связями иного типа: отношения «Север-Юг» теперь осуществлялись на основе предоставления помощи бывшим колониям, а ныне освободившимся странам, которая оказывалась на двусторонней и много­сторонней основе. Немалую роль в формировании новых отношений сыграл и вы­воз частного предпринимательского капитала из промышленно развитых стран (ПРС) в государства развивающегося мира.

Важной чертой этого этапа развития мирового хозяйства стало проявившее­ся в 50—70-е гг. сближение уровней развития США и других промышленно раз­витых стран. Если в 1955 г. совокупный ВВП шести ведущих стран (после США) составлял 74% ВВП США, то в 1970 г. - 114%. Однако каждая отдельная страна не смогла достаточно близко подойти к уровню развития американской эконо­мики. Вместе с тем общемировое экономическое доминирование США стало пе­рерождаться в многополюсную систему. Это проявилось в формировании трех центров соперничества: США - Япония - Западная Европа.

Три последних десятилетия XX в. считают началом нового периода в развитии современного мирового хозяйства. Его отличают возросшая степень освоения ге­ографического пространства, формирование международных, а в ряде случаев - планетарных производительных сил, усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости.

Возрастание целостности мира обеспечивается новыми параметрами соци­ально-экономического развития. В частности, в восточноевропейских странах протекают процессы формирования и складывания близких западным государ­ствам экономических и политических структур.

Довольно четко обозначившееся вступление мирового хозяйства в новую фа­зу развития может сопровождаться некоторой активизацией сотрудничества между странами в хозяйственной сфере, а также содействовать усилению един­ства их экономических и политических структур.

Таким образом, мировое хозяйство нашего времени является результатом дли­тельной эволюции производительных сил, их интернационализации.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - развитие глубоких и устойчивых экономических, научно-технических и торговых связей между государствами. Связи тем интенсивнее, чем выше уровень развития производительных сил общества, глубже международное разделение труда, межгосударственная кооперация и специализация. В современных условиях связала между собой страны и ее народы. Каждая из них зависит от того, что происходит в другой стране. Обусловливает тенденцию к открытости национальных экономик, размыванию тарифных барьеров и снятию нетарифных ограничений. Если в 1947г. средний уровень ставок импортных тарифов составлял 50-60%, то в конце 90-х гг. он снизился до 9,6%, а в дальнейшем по расчетам экспертов он может понизиться до 3%. Тенденции к интернационализации противостоит тенденция к сохранению самобытности и национальной уникальности экономик различных стран мира. Борьба этих начал иногда порождает противоречия. Мировое сообщество стремится к поиску таких форм взаимодействия между странами, чтобы минимизировать возникающие противоречия, ослабить негативное воздействие глобализации на страны с низким уровнем развития производительных сил.

30.Интеграционные процессы в мировой экономике, их формы. Глобализация экономики. Понятие «новой экономики». Развитие интернационализации производства порождает новые организационные формы, которые позволяют преодолеть препятствия, создаваемые государственными границами. Важнейшей из таких форм стала экономическая интеграция, которая представляет собой широкое межгосударственное объединение, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой, представленной руководящими и иными учреждениями. В рамках объединения на территории стран-участниц развертываются определенные виды хозяйственной деятельности на особых, льготных по сравнению с остальными странами условиях.

Экономическая интеграция — это процесс объединения элементов национальных экономик, высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни. Между участниками этого процесса углубляется международное разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами» услугами, капиталами, рабочей силой. Растет и уровень обобществления производства на основе целенаправленного, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе интеграционных объединений.

Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Со временем оно расширялось благодаря вступлению новых государств, укреплялось и превратилось в мощную экономическую группировку. В 1973 г. к ЕЭС
присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания, Португалия. В 90-х годах в ЕЭС насчитывалось 12 членов, ведутся переговоры о вступлении еще ряда стран. Одновременно с расширением состава ЕЭС происходит углубление интеграции, выразившееся в переходе от преимущественно торгового обмена к интегрированию организационно-технических сфер хозяйства, включая организацию совместных исследований и разработок, создание совместных программ, разработку общих законодательств и т. д. В рамках сообщества установлены льготы для взаимной торговли, разрабатывается общая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности стран ЕЭС продовольствием, структурная перестройка сельскохозяйственного производства.

Руководящим органом ЕС выступает Совет Министров, который обладает правом принимать решения по главным вопросам деятельности ЕС, заключать международные соглашения от имени ЕС. Членами Совета являются министры иностранных дел всех стран-участниц. В последние годы развитие интеграционных процессов в рамках Европейского сообщества характеризуется небывало высокой динамикой, идет создание единого внутреннего рынка (ЕВР), который предполагает устранение торговых барьеров, выигрыш от интеграции рынков и усиления конкуренции.

Приоритеты интеграционного сотрудничества: структурно- инвестиционная политика, научно-технический потенциал, машиностроение, топливно-энергетиче-ский, агропромышленный комплексы. В этих структурах в первую очередь будут создаваться финансово-промышленные группы как центры интеграции. Подсчитано, что для того чтобы страны Содружества могли экономически существенно влиять на рынки Европы и Азии, им необходимо до конца столетия увеличить свой общий товарооборот по крайней
мере в 2 раза, а объем ВВП — в 1,5 раза.

Впервые понятие глобализации могло быть применено к периоду Великих географических открытий, когда развитие средств сообщения (прежде всего морского транспорта) создало благоприятные условия для неэквивалентного обмена. На данном этапе глобализации организация торговых операций носила условно-добровольный характер. На втором этапе глобализации, во время фабричного производства, развитию ее способствовал режим свободной международной торговли, не ограниченной тарифными барьерами. Это создавало возможности для удовлетворения спроса со стороны большого числа потребителей и превращало государство в важнейший фактор, влияющий на режим торговых операций. В третий период - период колониальной экспансии характер глобализации претерпел принципиальные (качественные) изменения, поскольку источником богатства стал труд, а государства перешли к установлению прямого политического и экономического контроля над подвластными территориями. В контексте же сегодняшнего развития глобализацию можно определить как процесс преодоления физических расстояний, снижения значимости в них экономического, социального и политического аспектов и замены этих аспектов новыми, базирующимися на новых технологиях. Глобализация в современных условиях, с одной стороны, вызывает изменения в технологической структуре национальных экономик, с другой - является следствием перехода от традиционной (в том числе сырьевой) экономики к экономике, основанной на знаниях. Функционирование и развитие хозяйства происходит под воздействием глобализационных и интеграционных процессов, ведущему возрастанию интенсивности обмена информацией, ускорению движения капитала, товаров и человеческих ресурсов, наблюдаемому во всем мире.

Главным популяризатором такого определения глобализации стал консультант Гарвардской школы бизнеса К. Омэ. В 1990 г. им была опубликована книга "Мир без границ", после чего термин "глобализация" получил широкое распространение. В настоящее время наиболее признанным считается определение глобализации, данное экспертами Международного валютного фонда, как "растущей экономической взаимозависимости стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных потоков товаров, услуг и капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий".
В основе глобализации лежит интернационализация хозяйственной жизни различных стран и регионов Земного шара, которая, как правило, не затрагивает национальной целостности и суверенитета государств и в то же время на различных этапах своего развития характеризуется специфическими экономическими и социальными чертами. Глобализация представляет собой качественный скачок в развитии интернационализации.

"Новая экономика" (экономика знаний), становление которой идет у нас на глазах и с нашим участием, экспертами ведущих университетов США характеризуется как мир, в котором коммуникационные технологии формируют глобальную конкуренцию. Эксперты ООН определяют "новую экономику" как совокупность интенсивного технологического прогресса в области компьютеров, коммуникаций, интернационализации экономических систем, бурных изменений в финансовой сфере. Новая экономика - "экономика знаний", таким образом, не ограничивается областью высоких технологий, а охватывает многие области, в том числе финансовую, которая приобретает черты виртуальности. Это качественно новый уклад в мировом хозяйстве. В "новой экономике" ведущую роль в экономическом подъеме страны приобретают внутренние условия, емкость внутренних рынков. Об этом свидетельствует, в частности, опыт Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, которые в последние десятилетия вошли в число "новых постиндустриальных стран". Глобализация и "новая экономика" - это процессы становления нового мирового хозяйственного контура, взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. Создание единого глобального мирового порядка в этой связи предполагает не стихийное, а организованное его построение на основе ряда фундаментальных принципов экономической интеграции отдельных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: