Отдельно о Вознесении


Вознесение Иисуса – не полет в открытый космос

«Знакомство с религиозно-историческим материалом учит нас, что подъем в небеса, равно как и спуск в ад, вовсе не что-то специфически христианское. Это представление довольно распространено в истории религий. Сообщения о вознесении встречаются не только в Ветхом Завете, когда речь идет об Илии и Енохе, но и в других источниках, повествующих о вознесении великих фигур античности, таких, как Геракл, Эмпедокл, Ромул, Александр Великий, Аполлоний Тианский и Октавиан Август. Римский историк Светоний (vita Divi Augusti, 100) сообщает в биографии божественного Августа о том, что после смерти императора один из высокопоставленных чиновников клялся, что во время похорон он видел фигуру только что сожженного императора, восходящую на небеса. Быть может, это истории всего лишь чисто языческие выдумки, кажущиеся нам сегодня недостоверными и, уж во всяком случае, не имеющими значения для веры? Но иначе ли обстоят в этом случае дела с Новым Заветом? Почему новозаветные сообщения о вознесении достоверны, а языческие кажутся нам не имеющими значения? Вопрос относится как к тем, так и к другим: истинны ли подобного рода утверждения уже лишь потому, что о них якобы сообщают очевидцы?
(Collapse)


…В ранней церкви была широко распространена традиция, согласно которой воскресение Иисуса понималось как его возвышение к Богу, но не было никакой традиции, повествующей о вознесении Иисуса на глазах учеников. Единственное исключение можно найти у Луки, который сам, без сомнения, не был очевидцем и написал свое Евангелие сравнительно поздно (почти полстолетия спустя после событий, во всяком случае, после 70 года) и еще позднее дополнил его Деяниями Апостолов. Лука, согласно древнему церковному преданию, возможно врач, уже в своих сообщениях о воскресении проявляет огромный интерес к телесности, доказательствам реальности Воскресшего и свидетельствам очевидцев. Он единственный новозаветный автор, разделяющий понятия воскресения и возвышения Иисуса, которые были идентичны для остальных авторов (просто два разных слова, обозначающих одно и то же), и отдельно описывает вознесение в Вифании, недалеко от ворот Иерусалима. Для Луки вознесение знаменует собой конец периода явлений Иисуса на земле (позднее Павел удостоится небесного явления) и начало всемирной миссии церкви, которая должна продолжаться вплоть до второго пришествия Иисуса. Эта историко-богословская периодизация особенно четко видна в дополняющих Евангелие от Луки Деяниях Апостолов, написанных между 80-м и 90-м годом.

Но как же обстоят дела с окончанием Евангелия от Марка, где также сообщается о вознесении Иисуса? Как раз эта заключительная часть отсутствует в древнейших рукописях. Благодаря исследованиям в области текстуальной критики сегодня общепризнано, что оно было написано во ΙΙ веке и лишь тогда добавлено к Евангелию. Это значит, что зародившаяся благодаря Луке традиция была развита настолько сильно, что была принята в качестве дополнения к Евангелию от Марка и при этом соединена с формулировками, встречающимися в истории о взятии на небеса Илии и словами псалмопевца о сидении одесную Отца. Таким образом, здесь мы наблюдаем не собственную традицию Марка, но последствия ее интеграции в традицию Луки…»

(Ганс Кюнг. «Вечная жизнь?» ББИ, 2014.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: