Договор морской перевозки, независимо от вида фрахтования трамповых судов, принимает форму рейсового чартера
Современный рейсовый чартер включает в себя более 40 статей юридического текста, которые устанавливают условия перевозки груза, найма судна и определяют обязанности сторон, вступающих в договорные отношения.
Разнообразие условий перевозки в зависимости от транспортных характеристик груза, умноженное на сотни различных направлений грузоперевозок, объясняет многочисленность форм договоров фрахтования судов и морской перевозки грузов. Но разнообразие условий еще не исчерпывает всей специфики морских перевозок. Другая сторона дела — многочисленность заключаемых сделок и необходимость их быстрого оформления. Все это делает практически невозможным заново формулировать все условия договора морской перевозки груза при заключении каждой конкретной сделки. Поэтому, чтобы упростить и ускорить процесс оформления чартера, применяют стандартные формы чартеров или проформы чартеров, как их часто называют.
Проформы чартеров представляют собой разработанные и типографским способом изготовленные бланки набора и содержания всех постоянных условий перевозки грузов, которые стороны могут использовать при заключении сделки в качестве исходной базы для переговоров. Сами по себе они не имеют юридической силы илизначения юридического документа. Они лишь облегчают переговоры по заключению контракта, благодаря полноте и четкости содержащихся в них формулировок.
Райдер (Rider) — это поправка или дополнение к документу (договору), как правило конфиденциального характера, и оформляемая в виде отдельного листа. При оформлении райдера к чартеру нумерация статей в нем продолжает нумерацию статей чартера.
Аддендум (Addendum) к чартеру оформляется в виде приложения к нему, в которое включаются согласованные сторонами новые условия и поправки. Аддендум должен иметь: ссылку на чартер, условия которого подвергаются изменению; наименования и юридические адреса участвующих в договоре сторон, как они указаны в чартере. Аддендум подписывается сторонами или их агентами таким же образом как и чартер. Кроме того, обычно на первой странице проформы чартера указывается, что аддендум является неотъемлемой частью этого чартера.
Проформы чартеров весьма разнообразны и для удобства пользования выполнена их систематизация:
По сфере использования.
• специализированные — применяются при перевозках определенных видов грузов на конкретных направлениях. Существуют зерновые, угольные, рудные, фосфатные и другие чартеры. Они не только отражают особенности перевозок того или иного вида груза, но и учитывают специфику условий обработки судов и местные обычаи в различных портах и странах, торговую практику основных групп экспортеров;
• универсальные — используются для заключения рейсовых чартеров при перевозках генеральных или навалочных грузов, для которых нет своих проформ, практически на любых направлениях. Большой популярностью пользуются разработанные BIMCO универсальные проформы чартеров "Gencon" и "Nuvoy".
Наряду с определенными различиями, связанными со спецификой грузов, направлениями перевозок и другими обстоятельствами, проформы рейсовых чартеров включают в себя ряд об-
щих основных статей (условий), содержащихся с теми или иными вариациями практически во всех чартерах. Функционально их можно объединить в четыре группы условий, регулирующих права и обязанности судовладельца и фрахтователя относительно:
1) судна (тип, флаг, класс Регистра, тоннаж, возраст, линейные размерения, грузовые характеристики и т.п.);
2) груза (название, характеристика, количество и т.п.);
3) рейса (порты погрузки/выгрузки, порядок организации и оплаты грузовых работ, сталийное время, оплата фрахта и т.п.);
4) особых обстоятельств (так называемые оговорки: военная, ледовая и т.п.).
Кроме того, с точки зрения значимости — условия рейсового чартера можно разделить на две группы:
1. Условия, нарушение которых одной из сторон дает право другой расторгнуть договор;
2. Условия, нарушение которых дает право потерпевшей стороне лишь требовать возмещения нанесенного ущерба.