Западный тип:
¾ восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов
¾ базовым принципом его отношения к действительности было отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания
¾ Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» – вот этические максимы
¾ Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы
¾ Статус важнейшего регулятора политической игры утвердился за правом и законом (консенсусные технологии властвования).
Восточный тип:
¾ этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства
¾ Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц
¾ базовая ценность - необходимость обязательного посредника между рядовым человеком и властью (гуру, учителя, старшего).
¾ Человек рассматривал политическую власть как область божественного правления.
¾ Состязательность,
¾ плюрализм, свобода исключались из атрибутов этой области жизни