Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней, глубинной сущности экономической категории и внешнего проявления ее внутреннего содержания. Они характеризуют совокупность общих свойств, которые присуще цене как экономической категории. Можно выделить пять функций цены.
· Учетно-измерительная функция.
Цена оценивает оборот по реализации товаров, исчисляет выручку продавца, благодаря цене удается измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Цена, выполняя учетную функцию, позволяет выявить: сколько затрачено трудовых ресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара; она показывает величину, как издержек производства, так и величину прибыли. В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные (выручка, инвестиции, прибыль, амортизация и т. д.) и качественные (рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж, производительность труда). Сравнивая цены товаров, можно их дифференцировать на дорогие и дешевые, можно соизмерять их полезности. Здесь цена выполняет соизмерительную функцию.
|
|
- Цена как средство рационального размещения ресурсов в производстве.
Благодаря механизму рыночного ценообразования и под воздействием конкуренции происходит перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более перспективные отрасли с более высокой нормой прибыли. При принятии решений о вложении капитала в производство какого - либо товара проводятся маркетинговые исследования, то есть глубокое изучение потребностей потребителей, ценности для них товара, существующих и возможных рыночных цен, величины и динамики рыночного спроса, потенциальной доли рынка и возможных объемов продаж.
· Распределительная (перераспределительная) функция.
Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов как на микроуровне между потребителями и производителями, так и на макроуровне, то есть осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, социальными группами. Перераспределение осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношение цен различных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, промышленности и сельского хозяйства, сырья и топлива.
Практически это достигается путем действия относительно высоких или низких цен, разных цен для различных потребителей, при государственном вмешательстве в ценообразование социально-значимых товаров посредством дотаций, ценовой дискриминации. Устанавливая высокие розничные цены престижных товаров и предметов роскоши - автомобилей, ювелирных изделий, государство аккумулирует высокие доходы, часть из которых использует для формирования специальных фондов, создаваемых с целью защиты малообеспеченных слоев населения. При включении или исключении налога на добавленную стоимость, различных их величин, начисления акцизов на табак, алкоголь государство формирует фонды для решения социально - бытовых задач общества. Существование несовершенной конкуренции и фирм с достаточно-сильной экономической властью приводит к присваиванию излишков потребителей, завышенному или грабительскому ценообразованию.
|
|
Из распределительной функции цены следует ее социальная функция, так как посредством цены происходит перераспределение доходов между различными социальными группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, то есть социальное положение населения. А от решения социальных вопросов зависит общественно – политическая ситуация как в определенном регионе, так и в стране в целом.
· Стимулирующая функция.
Рыночное ценообразование способствует оптимальному выбору принятия решения в производственных, финансовых, маркетинговых и управленческих процессах, эффективному использованию ресурсов в различных видах деятельности фирм. Цена товара служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, стимулирует внедрение научно-технического прогресса и применение новых технологий. С помощью изменения цен посредством скидок фирмы стимулируют потребление товаров, захватывают новые сегменты рынков, наращивают производство, улучшают качество товара, увеличивают прибыль, благосостояние собственников фирм, увеличивают рабочие места.
· Регулирующая функция.
Цена является инструментом регулирования экономических процессов: она уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения, например о несоответствии ценности и качества товара высокой цене, что требует необходимых мер от производителя по преодолению данных несоответствий. Рыночные цены факторов производства, такие как заработная плата, арендная плата, процент, стоимость сырья и оборудования и др., должны ориентировать фирмы на оптимальный выбор между дешевизной и производительностью ресурсов.