Середина

Середина — гармонически неустойчивый раздел, начинающийся на неустойчивой гармонии или в подчиненной тональности, заканчи­вающийся половинным кадансом или доминантовым предыктом. Тема­тически — это мотивная разработка экспозиционной темы или смена темы на новую, изредка — связка. Масштабные соотношения середи­ны с окружающими частями — всевозможны: относительное тождест­во, значительно большая или значительно меньшая величина. Приме­ры крайних масштабных пропорций таковы: Бетховен. Менуэт C-dur из 1 симфонии: экспозиция — 8, середина — 36, реприза — 14, кода — 21 тт.; Бетховен. Финал Скрипичного концерта D-dur, рефрен: экс­позиция — 8, 1-я середина — 2, 1-я реприза — 8, 2-я середина — 2, 2-я реприза — 16 тт., кода — 8 тт. В первом случае середина — активная симфоническая разработка, во втором — краткая оттеняющая связка.

Простейший вид середины создается путем транспозиции темы экс­позиции в подчиненную тональность, типичен для танцев: Вебер. «Вольный стрелок», Вальс D-dur.

При построении середины как мотивной разработки экспозицион­ной темы применяются типичные приемы дробления темы, вычленения мотива, секвенцирования, в соответствии с логикой «рассуждения», ри­торического «tractatio». Середины такого рода присущи формам сонатно-симфонической традиции — малым формам, входящим как часть в мед­ленные части, скерцо, финалы сонат, симфоний, квартетов от венских классиков до Шостаковича, также и формам многих пьес-миниатюр. В Этюде dis-moll №12 Скрябина (Patetico) середина принимает вид мно­гократного последовательного дробления, архитектоника всей простой трехчастной формы такова: экспозиция — 8 + 8, середина — 4 + 4 + 2 + 2 + 1 + 1 + 1/2 + 1/2 + 1, реприза— 16, кода — 6 тт. В плане гармо­ническом середина ярко неустойчива и проходит через ряд побочных тональностей — fis-moll, e-moll, d-moll, cis-moll, H-dur, D --> (dis-moll), заканчиваясь на половинном кадансе главной тональности.

В серединах-разработках бывают значительные предыкты. Так, в Трио Скерцо 7 симфонии Бетховена динамичный 8-тактный предыкт с ге­миольными ритмами (двудольники внутри такта на 3/4), остродиссо­нантными гармониями приводит к динамизированной репризе трехчаст­ной формы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: