Г. Перселл. Дидона и Эней. Триумфальный танец

Форма вариаций на остинатный бас основывалась и на гармоничес­ком и на полифоническом принципах развития Величайшими по гар­монической выразительности образцами таких форм стали «Crucifixus» e-moll из Мессы h-moll Баха (переработка 1-го хора из его 12-й кантаты, плач Дидоны g-moll Перселла С применением канона между скрипкой и виолончелью на фоне гармонии-остинато у ф -п., построена III ч Трио Шостаковича

Для формы бассо-остинатных вариаций примечательно правило в середине вариаций переносить тему в сопрано в Пассакалии c-moll и Чаконе d-moll Баха, в упомянутом Триумфальном танце Перселла, в пассакалии «Введение Марии во храм» из «Жизни Марии» Хиндемита, в Пассакалии из 1 скрипичного концерта Шостаковича и т. д.

По отношению к вариациям на остинатный бас неоднозначен воп­рос о количестве тем* в ходе варьирования наряду с основной, басовой темой могут появляться и другие Например, в Чаконе c-moll Букстехуде в моменты исчезновения басовой темы (см. Пример 95 в) дважды появ­ляется иная — вариант нисходящего хода В Чаконе d-moll Баха число тем — не менее 4-х

Фактура вариаций XVII-XVIII вв украшается выразительными му­зыкально-риторическими фигурами и другими семантическими оборо­тами Например, в Пассакалии g-moll Генделя из 7 клавирной сюиты те­ме придан торжественный характер французской увертюры при помощи пунктирного ритма верхних голосов (соответственно взят 4-дольный размер вместо 3-дольного) В развитии выделяется вариация с «тиратированием», потоком героических нисходящих тират (это тираты perfecta — в пределах октавы)

В органной Пассакалии c-moll Баха музыкально-риторические фи­гуры могут быть прочтены как определенная эмблематика — крестного пути и вознесения Христа, в соответствии с гл. 26-28 Евангелия по Мат­фею — почти как в «Страстях по Матфею» Баха Сама тема заимствована из Трио-пассакалии g-moll для органа Резона, но продлена Бахом с глу­боким регистровым опусканием линии, символизирующим смерть, и с введением острого хроматического интервала ум 4 (es-h), симво­лизирующего страдание

А) А. Резон. Трио-пассакалия g-moll


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: