Секция 9. «политическая коммуникация»

Пантелеев Д. В.Ó

БЛОГОСФЕРА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (ПЕРМСКИЙ СЛУЧАЙ)

Протестные движения 2011–2012 гг., изменившие политическую жизнь страны, продемонстрировали эффективную возможность социальных сетей как нового механизма мобилизации граждан и давления на власть. Данные технологии заставляют по-новому взглянуть на традиционные политические институты – как на «открывающиеся» институты, взаимодействующие со всеми участниками политического процесса с использованием доступного и понятного языка вместо языка нормативно-правового. В данной работе исследуется проблема блогосферы и социальных сетей как институционального порядка, в котором воспроизводятся общие модели поведения и культурные смыслы (пермский случай).

В теоретическом осмыслении блогосферы и социальных сетей существенно доминируют теории коммуникации. В данной работе мы предлагаем отойти от доминирующего подхода и рассмотреть блогосеру и социальные сети по-новому – как институциональный порядок.

Теоретическая модель институционального порядка позволила нам погрузить объекты исследования в реальную политику и взглянуть на них совершенно по-новому, посмотреть так, как на них не смотрели другие исследователи социальных сетей. Блогосфера и социальные сети как институциональный порядок представляет собой совокупность институциональных практик, в которых воспроизводятся общие модели поведения и культурные смыслы. В институциональном порядке выделяются значимые сообщества как группы, взаимодействия которых основываются на интернализации членами группы правил и норм, коллективно осмысленных «в рамках данной группы».

В зависимости от занимаемой позиции акторы производят на сетевых площадках различные действия, и «единичная» институциональная политическая практика «состоит» из взаимосвязанных действий, а не отдельных действий, совершаемых акторами в сети.

Важно учитывать, что наш подход позволяет также говорить о связи блогосферы и социальных сетей как институционального порядка с различными институциональными политическими практиками (выборы, законотворчество и другие). В политическом пространстве сталкиваются различные смыслы и модели поведения, которые представлены разными фрагментами политического порядка.

В институциональном порядке Перми мы выделили наиболее значимые группы:

1. Протестные политические группы

2. Гражданские активисты

3. Ресурсы власти

Пермские протестные группы реагировали на крупные политические события федерального масштаба. Пермская протестная группа на протяжении 2012 г. проводила акции, копирующие московские, и для них был важен резонанс, важны «ляпы Кремля» для активности и выхода на улицы. Институциональные практики организованы «снизу», по сути аполитичными акторами через развлекательную сеть «ВКонтакте». Однако протестные сетевые группы не смогли добиться устойчивости и поддержания стабильности. Новое социальное движение дало для самих участников незначительные результаты (в отличие от «тяжеловесов», которые на их фоне извлекли максимальные политические выгод). Кроме того, риторика лидеров не соответствовала реальным политическим установкам. Сетевые оппозиционеры не смогли выдвинуть в институциональное пространство ярких акторов-лидеров – новых и свежих лиц без дурной репутации и пользующихся «демократическим авторитетом».

Пермские проблемы взяла на себя другая Интернет-площадка – гражданские активисты. Например, Пермская гражданская палата обращается к добровольцам в Интернете для развития практик влияния на власть. Среди важных тематик последнего времени были изменение Генплана Перми, «Пермский наблюдатель», исследование информационной открытости и доступности органов местного самоуправления, контроль поликлиник и другие. Подобные институциональные практики связаны с тем, что на сайт гражданских организаций люди могут не заходить или вообще о них не знать, но в социальных сетях они могут подписаться на новости этой организации, а также напрямую обращаться к организаторам групп. При этом сеть выступает как инструмент, решающий конкретные технические задачи гражданского контроля, а не формирование в процессе общения новых идентичностей.

Для сектора гражданских активистов наиболее приемлемыми площадками остаются «ВКонтакте» и «Twitter», а также местные порталы «Properm» и «PRM.RU». Институциональные практики связаны с идеями гражданского контроля и гражданских дискуссий о местных политических проблемах и культурных событиях.

Пермские ресурсы власти в институциональном порядке блогосферы и социальных сетей обладают специфическими чертами.

Во-первых, информационная открытость в Перми объявлена, но она не обеспечивает прозрачность деятельности органов власти, процедуры принятия решений и возможности контроля. Для иллюстрации мысли приведем пример с деятельностью открытостью депутатов Городской Думы. У большинства на сайте Думы не представлено контактных данных, отчетов о проделанной работе за последний год, публикаций и приоритетов в работе. Кроме того, депутаты абсолютно неактивны в социальных сетях, хотя им как фигурам публичным и постоянно работающим с людьми это полагается[24]. Объяснение данной «закрытости» объясняется тем, что к избранникам народа обращаются те, кто их и избирал (фактически единственные на местных выборах) – это пенсионеры. Для них производятся газеты или выпускаются сюжеты на местных телеканалах – это реально работает в отличие от социальных сетей. Тем не менее, это не отменят того, что политикам следует взаимодействовать с гражданами в исследуемом нами институциональном порядке.

Во-вторых, на арене власти ключевую роль зачастую играет фактор личности политика, можно сказать, что институциональные практики определяются персонификацией. К примеру, содержание политической жизни края очень часто оценивали по блогам губернаторов. Основная стилистика Чиркунова заключалась в желании изменять сферы нашей жизни и поиске для развертывания деятельности. Блог экс-губернатора – это своего рода «Интернет-фонтан», который постоянно бурлит новыми идеями, но все вокруг понимали, что реальных изменений мало. «Культура – основной инструмент развития» – таков посыл Чиркунова как политика и блоггера.

Очень удачную оценку образу нового губернатора Виктора Басаргина подобрал К.А. Сулимов – это «глава семейства – мудрый, более спокойный улыбчивый и понимающий» [2]. Этот образ и поддерживается Басаргиным в блогосфере [1] – в противовес прошлому губернатору он ведет формальный монолог, берет ответственность во многих вопросах политики на себя. Основная тематика – выборы, политический процесс, строительство, социальная помощь, здравоохранение и другие. Этот образ стараются построить большинство пермских политиков, которые не хотят «светиться» в публичном медиа-пространстве по различным причинам: склад характера, недоверие к Интернету, скрытие фактов своей работы и другие.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что апробирована модель блогосферы и социальных сетей как институционального порядка, которая предоставляет универсальную теоретическую рамку для федеральных и региональных исследований. Кроме того, результаты исследования могут использовать образующиеся институты гражданского общества, органы государственной власти и органы местного самоуправления для работы в Интернет-пространстве.

Список источников и литературы:

1. Живой журнал Виктора Басаргина. [Электронный ресурс]. URL: http://basargin.livejournal.com/ (дата обращения 16.11.2013).

2. Сулимов К.А. Басаргин не пытается дуть против ветра. [Электронный ресурс]. URL: http://grany-center.org/we/about/smi/details_303.html (дата обращения: 11.12.2013).

Доброхотова М. А.Ó

ОТНОШЕНИЕ К ФЕНОМЕНУ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
КАК ИНДИКАТОР «ИДЕЙНОЙ ОРИЕНТАЦИИ» ТЕЧЕНИЙ
ВНУТРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Массмедиа, тяготеющие к Русской православной церкви, можно рассматривать в качестве призмы, наглядно отражающей те тенденции и процессы, которые происходят внутри Московского Патриархата. На страницы православных СМИ выносятся для обсуждения многие злободневные проблемы. Отношение к феномену массовой культуры – одна из них. Поскольку в Московском Патриархате отсутствует единое мнение по данному вопросу, он является своеобразным маркером, позволяющим уточнить представления об идейном многообразии внутри Церкви.

В целях моделирования системы идейных течений внутри Московской Патриархии в постсоветский период была проанализирована подшивка ряда популярных печатных периодических изданий, таких как «Русский дом» (издается с 1996 г., тираж 30000 экз.), «Фома» (с 1996 г., 36000 экз.), «Радонеж» (с 1995 г., 12000 экз.), «Нескучный сад» (с 2001 г., 10000 экз.) с момента их издания до 2010 гг. Эти издания были выбраны не только по основанию масштаба тиражей, но по различной содержательной направленности, ориентации на определенную целевую аудиторию.

Первые статьи о массовой культуре появляются в православных печатных СМИ в 1997–1998 гг., причем первопроходцами выступили региональные издания: «Православная газета» Екатеринбургской Митрополии и «Православная Пермь». Это были статьи – рассуждения о бездуховности современной светской культуры и необходимости поддержки и развития традиционных духовно-нравственных ценностей, основанных на Православии [1]. В последующие годы публикация материалов о масскульте обычно посвящалась какому-либо резонансному событию: выставке «Осторожно, религия!», появлению фильма «Последнее искушение Христа», телепередаче «За стеклом» и другим. Наряду с этим периодически печатались публикации об одном из видов искусств как потенциальном трансляторе массовой культуры (музыке, кинематографе, телевидении), не приуроченные к злободневным происшествиям. Само понятие «массовая культура» (и «современная культура», используемое в качестве синонима) православными медиа используется редко. Под ним чаще всего понимается падение традиционной морали в мире, одна из форм экспансии Запада и/или часть плана антихриста по уничтожению России как оплота Православия и совести мира.

Если предположить, что православная пресса условно может быть разделена на либеральную и консервативную, то отношение к массовой культуре может служить одним из индикаторов. Разницу в позициях авторов публикаций на темы современной культуры можно увидеть на примере обсуждения цикла книг о Гарри Поттере. Позицию правого/консервативного течения наглядно характеризует следующая цитата: «Вот сейчас в моде Гарри Поттер, написанный... женщиной. <…> Огромный вред этой книги в том, что здесь зло показано как норма. <…> Тиражи книги, убивающей душу, растут»[2], «книга о Гарри Потере <…> совершенно средний примитивный детектив, явно по заказу написанный и «раскрученный» за большие деньги»[3] Более либеральный журнал «Фома» опубликовал статью дьякона Кураева с подробным анализом роли сказки в православной педагогике. Отец Андрей пришел к выводу, что «книжки про Гарри Поттера дают церковному педагогу повод поговорить с детьми о главном – о том, от чего и как нас спас Христос»[4]. В качестве другого примера можно рассматривать серию фильмов «Звездные войны»: если в газете «Радонеж» публиковались написанные в саркастичной манере рассуждения о символическом мышлении, которым «заразился» мир после их просмотра [5], то автор статьи в журнале «Нескучный сад» отмечал позитивный эффект данных фильмов, поскольку их основная миссия заключается в том, чтобы показывать: добро всегда побеждает зло [6].Приведенные цитаты демонстрируют не только различие в отношении к феномену массовой культуры, но и стилистику, характерную для того или иного идейного течения.

Однако встречаются и исключения. Так, в левом журнале «Нескучный сад» можно встретить мнение, что «проповедовать Христа на рок-концертах <…> нельзя» [7], а правая газета «Радонеж» публикует слова Митрополита Кирилла, подчеркнувшего, что «творчество рок-музыкантов может быть весьма полезно» в православной миссии [8].

Необходимо отметить, что и в консервативных, и в либеральных изданиях присутствуют статьи, в которых авторы пытаются дать всесторонний, развернутый анализ явлений и артефактов массовой культуры, в том числе отразить положительные и отрицательные черты. Так, ряд авторов придерживаются схожего взгляда на фильм «Страсти Христовы»: фильм выдержан в соответствии с Евангелие и может послужить своеобразным «толчком к вере», наряду с этим для воцерковленных людей он не принесет никакой пользы[9].

Проведенный анализ публикаций о массовой культуре в православных печатных медиа подтверждает выдвинутую гипотезу о феномене масскульта как о критерии, позволяющем идентифицировать идейные течения внутри Русской православной церкви и охарактеризовать их специфику. В целом, источники позволяют говорить о том, что представители правого/консервативного течения рассматривают массовую культуру и ее продукты чаще как негативное явление, выступая против экспансии «западных образцов». Тогда как авторы левых/либеральных изданий отмечают ряд положительных черт масскульта и его артефактов и используют их для миссионерской и просветительской деятельности.

Список источников и литературы:

1. Протоирей Александр Шергунов. Основные принципы подхода к искусству с православных позиций // Православная Пермь №7-8(18-19), 1997; Очаг настоящей культуры // Православная газета Екатеринбургской Митрополии №23, 1997.

2. Крупин В. Вот и вся педагогика // Русский дом. 2006. №7.

3. Ильина Н.А. Черная кошка // Русский дом. 2008. №6.

4. Диакон Андрей Кураев. «Гарри Поттер»: попытка не испугаться // Фома. 2002. №2(14).

5. Рогожин А. Как нам успокоить ситуацию или «Гарри Поттер» и символическое мышление // Радонеж. 2000. №9(102).

6. Отрощенко А. 3D эффекты и фольклор // Нескучный сад от 09.02.2012.

7. Иерей Андрей Постернак. Кому нельзя читать «Гарри Поттера»? // Нескучный сад. 2007. №9 (29).

8. Митрополит встретился с рок-музыкантами // Радонеж. 2006. №4.

9. Ильин А.В. Страсти по страстям // Русский дом. 2004. №5; Страсти по фильму Мэла Гибсона // Радонеж. 2004. №2; Уральские священники считают фильм «Страсти Христовы» полезным для неверующих людей // Православная газета Екатеринбургской Митрополии. 2004. №18.

Садилова А. В.Ó


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: